Фермерское дело конспект лекций

Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями

Фермерское дело конспект лекций

Новые экономические отношения в АПК предусматривают развитие хозяйственных структур, основанных на частной собственности и индивидуальном или коллективном (семейном) труде, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, а также их объединения.

В соответствии с Законом РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство— это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

Основным направлением деятельности крестьянского хозяйства является производство растениеводческой и животноводческой продукции и продуктов ее переработки.

В процессе производственной деятельности фермерские хозяйства могут брать на себя решение и других важных проблем при сохранении в качестве основного вида деятельности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Организация фермерских хозяйств может происходить различными путями:

– создание фермерских хозяйств на базе внутрихозяйственного арендного подряда с последующим выкупом у хозяйства средств производства;

– трансформация личного подсобного хозяйства в фермерское хозяйство;

– создание фермерских хозяйств на конкурсной основе работниками со стороны и др.

Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Государство может способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экономических нормативов и др.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет следующие основные функции и задачи:

– самостоятельно определяет направления деятельности, объемы производства, формы и каналы реализации продукции, исходя из собственных интересов;

– организует рациональное использование переданных ему во владение и использование сельскохозяйственных угодий в соответствии с целевым назначением, повышение их плодородия;

– покупает, обменивает, продает, арендует, берет в долг у государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан любое имущество, необходимое для нормального ведения хозяйства, а также осуществляет строительство производственных объектов и жилья в порядке, установленном законом;

– пользуется наравне с предприятиями других организационно-правовых форм хозяйствования материально-техническим обеспечением, транспортными, ремонтно-техническими, ветеринарными, научно-консультативными услугами государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также граждан в порядке и на условиях, установленных законодательными актами;

– использует в установленном порядке кратко- и долгосрочные займы (на текущие производственные цели, приобретение тракторов, комбайнов, автомобилей, другой сельскохозяйственной техники, строительство производственных объектов и жилья и т. д.), которые предоставляют отделения государственных и кооператив­ных банков, может получать займы от государственных и кооперативных хозяйств в соответствии с заключенными договорами;

– самостоятельно вступает в договорные отношения с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и гражданами;

– вступает в деловые отношения с зарубежными предприятиями и организациями.

Экономические отношения с государственными, кооперативными и другими предприятиями и организациями, отдельными лицами осуществляются на основе договоров, трудовых соглашений, торговых операций по наличному и безналичному расчету, производятся отчисления, определяемые соответствующими нормативными актами, по налогам, платежи в бюджет, в фонд социального страхования и др. Деятельность фермерского хозяйства базируется преимущественно на личном труде его членов, хотя в случае необходимости законодательством разрешается привлечение постоянных, сезонных и временных работников.

Глава хозяйства (фермер) самостоятельно руководит делами, заключает от имени хозяйства соглашения (договоры).

Произведенная продукция, а также работы и услуги и полученные доходы являются собственностью фермерского хозяйства и используются им по собственному усмотрению.

Фермерское хозяйство имеет право в соответствии с действующим законодательством выступать основателем и участником объединений, фирм, союзов, ассоциаций, кооперативов, банков, консорциумов, совместных и других предприятий и организаций по производству, переработке и реализации продукции, материально-техническому обеспечению, внедренческому, научно-консультативному, техническому, ветеринарному и другим видам обслуживания, приобретать и использовать средства кредитных, страховых, других организаций и получать от них доходы, сохраняя при этом самостоятельность, а также покупать и продавать ценные бумаги. В соответствии с действующим законодательством крестьянские (фермерские) хозяйства самостоятельно или совместно с другими организационно-правовыми формами хозяйствования могут создавать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.При этом они сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и право юридического лица.

Главной целью ассоциаций являются создание условий для нормальной хозяйственной деятельности ее участников, увеличение их доходов и рост уровня социально-экономического развития, а также организация совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Основными задачами фермерской ассоциации являются:

– коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений, в том числе координация производственных, коммерческих и иных связей между самими производителями и непроизводственными формированиями;

– внедрение эффективных форм кооперации во все сферы деятельности, в том числе в производство, переработку и реализацию продукции; оказание методической и практической помощи в агротехническом, зооветеринарном, инженерном, экономическом обслуживании, финансово-кредитное обеспечение и др.;

– формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования, в том числе обеспечение производственного цикла материально-техническими услугами — нефтепродуктами, семенами, удобрениями, средствами защиты растений и животных, стройматериалами и др.;

– коллективная защита законных интересов и прав участников ассоциации перед другими предприятиями, организациями, учреждениями.

Средства ассоциации формируются за счет вступительных взносов ее членов и ежегодных отчислений участников. Ассоциация имеет право заниматься коммерческой деятельностью, прибыль от которой распределяется между ее членами пропорционально их вкладу в формирование ассоциации.

Организационные основы функционирования и управления в ассоциации определяются ее уставом, который принимается на общем собрании участников и утверждается в установленном порядке.

Принципиальная схема построения и управления ассоциацией крестьянских хозяйств представлена на рисунке 15.

Крестьянские (фермерские) хозяйства,

производственные кооперативы и другие собственники

Общее собрание глав крестьянских хозяйств, руководителей других струк­тур-участников

Координационный совет

Председатель совета ассоциации (исполнительный директор)

Финансово-расчетный центр

Исполнительная дирекция.

Отделы и службы маркетинга, агрозоотехнического, инженерного, ветеринарного и других видов обслуживания

Кооперативы, товарищества и другие формирования производственного и обслуживающего назначения (по производству и переработке, ремонтно-техническому, транспортному, строительному, энергетическому обслуживанию, снабжению и сбыту и др.)

Рис. 15. Организационная модель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

Для выполнения целей и задач ассоциации в ее составе могут быть созданы финансово-расчетный центр (коммерческий банк), подразделения по производству, переработке продукции и обслуживанию производства, различные службы. При этом каждый участник, входящий в состав ассоциации, может добровольно участвовать во всех видах деятельности или пользоваться услугами только определенных ее служб.

Высшим органом управления фермерской ассоциацией является общее собрание глав крестьянских хозяйств и других ее участников.

Общее собрание утверждает устав, избирает исполнительные и другие органы ассоциации, определяет их функции, утверждает программы развития и решает другие вопросы.

Вместе с тем полномочия и деятельность общего собрания не должны ограничивать и связывать свободу фермера (предпринимателя).

Общее собрание ассоциации избирает координационный совет, осуществляющий исполнительские функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.

Координационный совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления (исполнительную дирекцию) ассоциации. Руководитель исполнительного аппарата является одновременно председателем координационного совета.

Роль этого аппарата сводится к решению стратегических вопросов производственно-финансовой деятельности входящих в состав ассоциаций формирований, координации их работы, оказанию посреднических услуг и консультативной помощи.

Исполнительный аппарат содержится за счет отчислений средств входящих в состав ассоциации участников. Смета расходов на его содержание утверждается на общем собрании членов ассоциации.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы пути организации фермерских хозяйств?

2. Как осуществляется управление фермерским хозяйством?

3. Что такое ассоциация фермерских хозяйств? Опишите схему управления ас­социацией.

Источник: https://studopedia.ru/11_28648_lektsiya--upravlenie-krestyanskimi-fermerskimi-hozyaystvami-i-ih-assotsiatsiyami.html

Лекция № 7. крестьянские (фермерские) хозяйства

Фермерское дело конспект лекций

Страница 1 из 8

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином.

После провозглашения в 1990 – 1992 гг. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство – малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Фермерское хозяйство – это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование.

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом.

Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку.

Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована преимущественно на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение официальной отчетности.

Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Перечисленные выше особенности фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта создания и функционирования таких хозяйств и дали повод говорить о необходимости уточнения правовой организации крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму от других форм сельскохозяйственного производства.

Государство оказывает различные виды поддержки агропромышленному комплексу, фермерским хозяйствам, способствует их образованию и осуществлению своей деятельности. Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянские (фермерские) хозяйства появились в период перестройки и, по существу, заменили собой колхозные дворы. Крестьянское (фермерское) хозяйство является относительно новой организационно-правовой формой аграрного предпринимательства, которая возникла в связи с осуществлением аграрной реформы.

В соответствии со ст.

1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст.

1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ.

Фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица.

До вступления в силу ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» правовые основы создания КФК устанавливались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г.

№ 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица.

Однако с вступлением в силу ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положения Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратили силу, и теперь крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

При этом п. 3 ст. 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.».

Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства в соответствие с частью первой ГК РФ на основании ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что процедура приведения правового статуса КФК в соответствие с действующим законодательством (ГК РФ) заключается в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на физическое, т. е. последнему следует стать предпринимателем без образования юридического лица.

Для такого перехода фермеру необходимо подать заявление по форме № Р27002 в инспекцию по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с отметкой о месте регистрации.

Исходя из этих сведений представители налоговых органов вносят сведения о фермерском хозяйстве в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и одновременно исключат их из государственного реестра юридических лиц. Однако смена правового статуса не освобождает от налоговых долгов, если они имеются.

В соответствии со ст.

5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых Государственных Реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 и № 439» установлено, что государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 3 ст.

1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.

2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.

Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств – ведение товарного сельскохозяйственного производства.

Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/agropravo/57-ma-zavrazhnyh-agrarnoe-pravo-konspekt-lektsij/1056-lektsija--7-kre

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть