Фермерское хозяйство некоммерческая организация

22.Крестьянское (фермерское) хозяйство

Фермерское хозяйство некоммерческая организация

Крестьянским(фермерским) хозяйством признаетсякоммерческая организация, созданнаяодним гражданином (членами одной семьи),внесшим (внесшими) имущественные вклады,для осуществления предпринимательскойдеятельности по производствусельскохозяйственной продукции, а такжепо ее переработке, хранению, транспортировкеи реализации, основанной на его (их)личном трудовом участии и использованииземельного участка, предоставленногодля этих целей в соответствии сзаконодательством об охране и использованииземель.

Крестьянское(фермерское) хозяйство отвечает по своимобязательствам всем принадлежащим емуимуществом.

Имуществокрестьянского (фермерского) хозяйствапринадлежит ему на праве собственности.В состав имущества крестьянского(фермерского) хозяйства входят имущество,переданное в качестве вклада в уставныйфонд крестьянского (фермерского)хозяйства его учредителями (членами),а также имущество, произведенное иприобретенное крестьянским (фермерским)хозяйством в процессе его деятельности.

Фермерскоехозяйство действует на основании устава,в котором указываются:

наименованиефермерского хозяйства, которое должносодержать слова “крестьянское(фермерское) хозяйство” либо “фермерскоехозяйство” или “крестьянскоехозяйство”;

сведенияо главе и иных членах фермерскогохозяйства (фамилия, имя, отчество,паспортные данные, место жительства);

местонахождения фермерского хозяйства;

размеруставного фонда фермерского хозяйства,размер вкладов в уставный фонд егочленов, состав, сроки и порядок ихвнесения;

целидеятельности фермерского хозяйства;

порядокраспределения прибыли фермерскогохозяйства;

размердолей членов фермерского хозяйства вего уставном фонде;

порядокформирования имущества фермерскогохозяйства и условия распоряжения им;

праваи обязанности членов фермерскогохозяйства;

порядоквступления в состав членов фермерскогохозяйства новых членов, выхода иисключения из состава членов фермерскогохозяйства;

порядокуправления деятельностью фермерскогохозяйства, прекращения его деятельности.

порядоктрудового участия членов фермерскогохозяйства в деятельности фермерскогохозяйства;

Вуставе фермерского хозяйства могутсодержаться и иные не противоречащиезаконодательству положения, связанныес особенностями деятельности фермерскогохозяйства.

Управлениедеятельностью фермерского хозяйства,в состав которого входят два или болеечлена, осуществляют общее собраниечленов фермерского хозяйства и главафермерского хозяйства.

Общеесобрание членов фермерского хозяйстваявляется высшим органом управленияфермерского хозяйства. Глава фермерскогохозяйства является его исполнительныморганом.

Вфермерском хозяйстве, созданном однимгражданином, глава хозяйства являетсявысшим органом управления, которыйвправе решать все вопросы, связанные сдеятельностью фермерского хозяйства.

23.Некоммерческие организации как юридические лица

Некоммерческимиорганизациями признаютсяорганизации, не имеющие в качествеосновной своей цели извлечение прибылии не распределяющие полученную прибыльмежду участниками.

Некоммерческиеорганизации не являются постоянными,профессиональными участникамигражданского оборота. Их выступлениев роли самостоятельных юридических лицобусловлено необходимостью материальногообеспечения их основной, главнойдеятельности, не связанной с участиемв имущественных отношениях.

В связи сэтим некоммерческие организации вотличие от коммерческих имеют целевую(специальную) правоспособность ииспользуют имеющееся у них имуществолишь для достижения целей, предусмотренныхих учредительными документами. При этомв качестве таких целей не может выступатьполучение прибыли и распределение еемежду участниками (учредителями).

Сучетом этих обстоятельств закон вбольшинстве случаев не предусматриваетдля этих организаций минимальногоразмера уставного фонда, а такжевозможности банкротства.

Некоммерческиеорганизации могут существовать ворганизационно-правовых формах,предусмотренных как ГК, так и инымизаконами. Гражданский кодекс предусматриваеттакие формы некоммерческих организаций,как:

потребительскийкооператив;

общественнаяи религиозная организация (объединение);

благотворительныйи иной фонд;

учреждение;

ассоциация(союз).

Крометого, могут создаваться творческиесоюзы и товарищества собственниковжилых помещений.

Посколькунекоммерческие юридические лица неставят цели получать прибыль и распределятьее между учредителями (участниками), тозаконодательство, как правило, неустанавливает для этих юридических лицми­нимального размера уставногофонда.

Большинствонекоммерческих организаций, подобнокоммерческим, представляют собойкорпорации, построенные на началахчленства. Однако среди некоммерческихорганизаций чаще встречаются юридическиелица, не являющиеся корпорациями. Кпоследним относятся фонды, учрежденияи автономные некоммерческие организации

Источник: https://studfile.net/preview/5270594/page:12/

Сельскохозяйственные некоммерческие организации: понятие, виды, правовой статус

Фермерское хозяйство некоммерческая организация

Среди аграрных организаций, признаваемых законом некоммерческими, основную массу составляют сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Это название весьма условно.

Данный вид кооперативов не имеет отношения к потребительской кооперации, традиционно представленной в нашей стране системой потребительских обществ и потребсоюзов, и на него не распространяется Федеральный закон «О потребительской кооперации».

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы – это кооперативы, занимающиеся обслуживанием сельских товаропроизводителей, прежде всего крестьянских (фермерских) хозяйств, а также производственных кооперативов и других аграрных организаций: переработкой и сбытом производимой ими продукции, поставкой и ремонтом техники, ветеринарией, агрохимией и проч.

Возможные направления их деятельности перечислены в ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации, однако это не является определяющим моментом при отнесении сельскохозяйственных кооперативов к потребительским. Почти всеми из перечисленных направлений деятельности занимаются и производственные кооперативы.

Но разница между ними в том, что производственные кооперативы объединяют граждан, которые личным трудом участвуют в производстве определенной продукции, оказании услуг в целях получения кооперативом прибыли, а потребительские кооперативы объединяют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые передают кооперативу часть своих функций по какому-либо виду деятельности, а непосредственно их выполняют наемные работники кооператива. Потребительские кооперативы в экономической и сельскохозяйственной литературе называют еще межфермерскими, кооперативами второго уровня, вертикальной кооперацией. Не менее 50% работ сельскохозяйственного потребительского кооператива должно выполняться для членов данного кооператива. И размер паевых взносов в них не равен для всех, как в производственных, а пропорционален объему участия члена кооператива в его хозяйственной деятельности.

Получение прибыли, таким образом, не является главной целью деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Поэтому они отнесены законом к некоммерческим организациям. Доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, не распределяются между членами кооператива, а используются для общих целей.

Тем не менее на потребительские кооперативы не распространяется Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Таким образом, деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сегодняшний день регулируется только Законом о сельскохозяйственной кооперации.

Различия правового статуса сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов очень велики, они прослеживаются в целом ряде статей Закона о сельскохозяйственной кооперации: о минимальном количестве членов кооператива, о сроках внесения обязательного пая, об ответственности членов по долгам кооператива, о наблюдательном совете кооператива, о трудовых отношениях в кооперативе и других.

Потребительские кооперативы считаются прогрессивной формой, которая должна помочь фермерам и сельскохозяйственным предприятиям противостоять монополизму перерабатывающих, закупочных, снабженческих и тому подобных организаций, а также крупных банков; сэкономить средства, усилия и время для решения своих производственных задач. Решено всячески способствовать преобразованию акционерных обществ обслуживающего профиля в такие кооперативы.

Другую большую группу некоммерческих организаций также представляют кооперативные формирования – союзы и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов. В Законе о сельскохозяйственной кооперации им посвящена только одна статья; более подробно деятельность союзов и ассоциаций (в том числе кооперативных) регулируют Закон о некоммерческих организациях и соответствующие статьи ГК РФ.

Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов, создаваемые в соответствии с названными нормативными актами, не имеют ничего общего с широко распространенными до последнего времени «ассоциациями крестьянских хозяйств», в которые реорганизовался ряд колхозов и совхозов.

По новому законодательству ассоциации, как и союзы, не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли, а если и получают ее, то не могут распределять прибыль между участниками.

Кроме того, ассоциации и союзы являются объединениями юридических лиц, а крестьянские хозяйства юридическими лицами не являются.

Союз, ассоциация могут быть созданы либо только коммерческими организациями, либо только некоммерческими.

То есть в системе сельскохозяйственной кооперации образуются отдельно союзы потребительских и союзы производственных кооперативов.

Они могут создаваться по отраслевому либо по территориальному принципу – например, Союз сельскохозяйственных производственных кооперативов Московской области, Ассоциация молокозаготовительных кооперативов.

Следует подчеркнуть, что сельскохозяйственные союзы и ассоциации не являются органами, вышестоящими по отношению к образующим их кооперативам. Этим они отличаются от создававшихся прежде сельскохозяйственных, агропромышленных, научно-производственных объединений и комбинатов.

В то же время, поскольку союзы (ассоциации) координируют предпринимательскую деятельность кооперативов, последние могут добровольно передать им некоторые свои управленческие полномочия, о чем должна быть сделана соответствующая запись в учредительных документах союза (ассоциации).

В уставе и учредительном договоре союза (ассоциации) необходимо обозначить конкретный предмет и цели его деятельности.

Закон о сельскохозяйственной кооперации в самом общем виде определяет в качестве такой цели координацию деятельности сельскохозяйственных кооперативов, а также представление и защиту их общих имущественных интересов. В учредительных документах отдельных союзов это положение следует конкретизировать.

Члены сельскохозяйственного союза (ассоциации) не могут возложить на него ведение предпринимательской деятельности, иначе он должен быть преобразован в хозяйственное общество, товарищество. Однако в определенных рамках союз вправе заниматься предпринимательской деятельностью; главное требование закона при этом – чтобы такая деятельность отвечала целям, ради которых создана данная организация.

Согласно ст. 24 Закона о некоммерческих организациях это может быть приносящее прибыть производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, а также участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Кроме того, союз может сам создать хозяйственное общество для ведения предпринимательской деятельности.

Деятельность союза финансируется главным образом самими его членами, а получаемая прибыль не подлежит распределению между ними.

Члены союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза.

При выходе из союза участник еще в течение двух лет несет субсидиарную ответственность по его обязательствам пропорционально своему взносу (то же правило действует в случае исключения члена из союза, ассоциации).

Выход из сельскохозяйственного союза оговорен условием – окончание финансового года. Право участника на возврат ему взноса, сделанного при создании союза, законодательством не предусмотрено.

Что касается вступления в союз новых членов, то ст. 5 Закона о сельскохозяйственной кооперации говорит о порядке, предусмотренном уставом союза, а п. 3 ст. 123 ГК РФ – о том, что новый участник может войти в ассоциацию (союз) только с согласия ее членов.
Высшим органом управления сельскохозяйственным союзом (ассоциацией) является общее собрание его членов.

Общее собрание правомочно при наличии не менее половины членов союза. Решения принимаются большинством , а по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, – единогласно или квалифицированным большинством . Пунктом 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях установлен исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.

В сельскохозяйственном союзе (ассоциации) создается также коллегиальный или единоличный исполнительный орган управления.

Некоммерческая организация определенного вида может быть преобразована в юридическое лицо только той организационно-правовой формы, которая предусмотрена законом.

Так, союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество (ст.

17 Закона о некоммерческих организациях), соответственно он не может быть преобразован в кооператив, учреждение, государственное предприятие, некоммерческое партнерство или общественную организацию.

При ликвидации сельскохозяйственного союза (ассоциации), как и любой некоммерческой организации, его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с учредительными документами союза на цели, для которых он был создан (то есть, например, на развитие кооперативного движения на селе, пропаганду и внедрение достижений научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве), на благотворительные цели, а если это не представляется возможным, то имущество обращается в доход государства.

Другую распространенную в сельском хозяйстве группу некоммерческих организаций составляют учреждения – это главным образом научные институты и управленческие структуры.

Их характерным признаком является то, что создаются они собственником (государством, муниципальным образованием, коммерческой организацией), финансируются им полностью или частично, получают от собственника имущество, закрепляемое за ними на праве оперативного управления.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Он же утверждает устав учреждения.

Учреждение в сельском хозяйстве может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию или хозяйственное общество. Но при этом преобразование государственных и муниципальных учреждений допускается только в установленных специальными законами случаях.

Новым видом юридических лиц являются фонды.

Фонд должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели – например, в аграрной сфере возможно создание фондов поддержки фермеров, социального развития села и т. п.

Чтобы избежать возможных злоупотреблений (таких, как действия в интересах учредителей или должностных лиц фонда), законодательством предусмотрены меры контроля за деятельностью органов фонда – обязательность создания попечительского совета, публичного ведения фондом своих имущественных дел.

Кроме того, установлено, что органы фонда могут самостоятельно вносить в устав изменения только в том случае, если это прямо предусмотрено уставом. В противном случае право внесения изменений в устав принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.

К особенностям правового статуса фонда относится то, что его учредители (участники) не являются членами фонда, не участвуют в его деятельности и управлении его делами. Фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие-либо имущественные права; не несут они и ответственности по долгам фонда.

Для ликвидации фонда также установлен особый порядок, исключающий возможность его самоликвидации по решению учредителей или должностных лиц фонда. Основания ликвидации фонда определяются не его уставом, а законом (п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Все сельскохозяйственные некоммерческие организации, кроме учреждений, могут иметь в собственности земельные участки (учреждениям земля предоставляется ее собственником в пользование).

Следует иметь в виду, что учредители или члены почти всех видов некоммерческих организаций не сохраняют прав на имущество (в том числе землю), переданное ими в собственность организации.

Только члены некоммерческого партнерства вправе при выходе из него получить обратно переданное в эту организацию имущество или его стоимость (ч. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Поскольку некоммерческие организации создаются для достижения различных общественно-полезных целей, государство оказывает им экономическую поддержку, формы которой закреплены в ст. 31 Закона о некоммерческих организациях.

Перечень видов некоммерческих организаций, данный в Законе о них и в ГК, не является исчерпывающим; однако какие-либо иные их виды могут быть введены только на основании федеральных законов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/31640.html

Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо

Фермерское хозяйство некоммерческая организация

Ко мне недавно обратились с вопросом о том, какова природа крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица (в дальнейшем – КФХ), причём с непраздной целью – этот вопрос обсуждался при разрешении конкретного судебного дела.

Дело в том, что нормы о КФХ размещены в подпараграфе 3.1 параграфа 2 главы 4 ГК РФ. Как известно, в подпараграфе 3 того же параграфа размещены нормы о товариществе на вере.

И вопрос состоял в том, не является ли КФХ разновидностью товарищества на вере с учётом норм в Законах о КФХ 1990 и 2003 года.

Вопрос о том, к какому типу юридических лиц может быть отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, в теории гражданского права имеет только один правильный ответ – ни к какому! КФХ – семейно-трудовое сообщество физических лиц, ведущих сельское хозяйство и основанное на общей собственности. В таком виде оно существовало сотни лет и никаких проблем не вызывало. И только когда в 90-е годы XX века в России простую конструкцию, в которой личный элемент всегда имел превалирующее значение, решили перестроить на корпоративный лад, начались проблемы.

Мотивы, которые лежали в основе такой трансформации, понятны.

Участники КФХ, с одной стороны, хотели спрятаться от ответственности по долгам за маской юридического лица, а с другой стороны, получить определённые налоговые и учетно-бухгалтерские преимущества, которых не было у КФХ, не имеющего прав юридического лица.

И законодатель пошёл им навстречу, вместо того чтобы создать для КФХ, не являющихся юридическими лицами, особый режим, что способствовало бы их сохранению наряду с иными формами хозяйственной деятельности. Просто так было проще…

При этом хотелось, что КФХ как юридическое лицо обладало какими-либо особенностями, позволявшими обосновать необходимость признания самостоятельности такой организационно-правовой форме.

Во все времена достаточно было задать вопрос: зачем нужна особая форма юридического лица и чем она будет отличаться от общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем – ООО), – и авторы соответствующих идей начинали «путаться в показаниях».

И сразу же в качестве квалифицирующего признака КФХ предлагалось отсутствие ограниченной ответственности по долгам, которая есть в ООО.

В Законе о КФХ 1990 года оно признавалось юридическим лицом, основанным на долевой собственности участников.

Подобное совмещение было явно нелогичным, хотя и присутствовало в других законодательных актах тех лет, но на основании него можно было сделать вывод о том, что это корпорация, по долгам которой участники несут неограниченную ответственность по долгам в долевом порядке. От имени КФХ в обороте выступал его глава. В Законе о КФХ 2003 г.

оно трактовалось в традиционном ключе как семейно-трудовое объединение граждан, а не как юридическое лицо. Значит, члены хозяйства тоже несли по его долгам ответственность (хотя можно было спорить, в долевом или в солидарном порядке). От имени КФХ в обороте также выступал его глава.

Теперь же в ГК есть такая организационно-правовая форма юридического лица как КФХ. Оно представляет собой корпорацию, основанную на личном участии граждан, которые также вносят имущественные вклады.

По долгам КФХ отвечают в субсидиарном порядке его участники, которые не должны быть индивидуальными предпринимателями. При этом не решен вопрос о том, кто управляет КФХ как юридическим лицом и, даже, кто может действовать от его имени.

Одновременно прямо не сказано, является ответственность участников долевой или солидарной. Как решить эти вопросы?

КФХ помещено в параграф 2, где помимо него урегулированы полные товарищества и товарищества на вере, однако в п. 3 ст. 66 ГК указаны только два вида товарищества – полные и на вере. КФХ среди них нет. Значит, систематическое толкование ГК помочь в решении возникших вопросов не может.

Применение к КФХ по аналогии норм о полных товариществах или о товариществах на вере нуждается в дополнительном обосновании. Вроде бы, КФХ с товариществами роднит то, что все они являются так называемыми договорными юридическими лицами, т.е. действуют на основании учредительных договоров. Однако одного этого мало.

Нужны более весомые аргументы.

Конечно, можно ограничиться высказыванием о том, что лицо, которое должно действовать от имени КФХ как юридического лица, должно быть указано в соглашении о создании КФХ и, скорее всего, это будет его глава. Тем более что действует Закон о КФХ 2003 г.

и нормы о совместной собственности КФХ, не являющегося юридическим лицом.

Но как быть, если этот вопрос в соглашении не решен или сказано, что от имени КФХ как юридического лица могут действовать все его члены или некоторые из них? Каким будет статус остальных членов, и как в связи с этим будет строиться их ответственность по долгам юридического лица?

 Формально все члены КФХ несут ответственность по долгам этого юридического лица в субсидиарном порядке. Поскольку четко не сказано, что эта их ответственность – солидарная, гипотетически можно истолковать её и как долевую. В пользу данного толкования, как ни странно, – нормы ст. 322 ГК.

Солидарная ответственность должна быть предусмотрена законом или договором. Несколько должников в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, несут ответственность ipso iure. Однако поскольку КФХ – юридическое лицо, именно оно участвует в подобных обязательствах, а не участники, которые связаны корпоративными отношениями.

А корпоративные отношения – не всегда предпринимательские.

Но даже если ответственность будет не солидарной, а долевой, справедливо ли возлагать её на участников КФХ, которые, допустим, не принимают участие в управлении хозяйством и не действуют в обороте от своего имени? Логика норм о товариществах предполагает, что ответственность по долгам юридического лица, как правило, несёт тот, кто действует в обороте от его имени или, по крайней мере, управляет им. Поэтому вкладчики в товариществе на вере такую ответственность не несут. Полную ответственность несут лишь те, кто вступил в товарищество в качестве предпринимателя (полные товарищи): они знали или должны были знать, что делают.

Возьмём теперь ситуацию в КФХ, где глава его управляет юридическим лицом и действует в обороте от его имени, а остальные, скажем, работают на земле.

Они не являются предпринимателями, да теперь, пожалуй, и глава КФХ как юридического лица не должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, однако никакого ограничения ответственности для членов нет.

Несправедливость такого положения будет постоянно подталкивать суды к тому, чтобы освобождать от ответственности тех, кто не управляет КФХ. Поэтому лучше было бы вопросы о солидарном или долевом характере ответственности участников по долгам КФХ, и о том, должны ли они отвечать одинаково, решить в законе.

К сожалению, многие поправки, вносимые в ГК в последние годы, не обладают должной системностью, а порой и вовсе не продуманы. Один из ярчайших примеров – нормы о КФХ как юридическом лице. Достаточно было провести две-три логические операции, чтобы понять, какие проблемы в правоприменении возникнут после принятия данных норм.

Однако никто палец о палец не ударил… Я уже не говорю о том, что КФХ не вписывается в сложившуюся систему организационно-правовых форм юридических лиц, в ГК его регулирование находится явно не на своём месте, а также не решен вопрос о том, как соотносится КФХ как юридическое лицо и как сообщество граждан, основанное на общей собственности.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/06/20/krestyanskoe_fermerskoe_hozyajstvo_kak_yuridicheskoe_lico

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.