Функциональное зонирование территории это

Функциональное зонирование городской территории

Функциональное зонирование территории это

С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территориявключает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

В селитебную территорию входят: общественные центры, жилая застройка и селитебная территория сельского поселения.

Производственная зона включает промышленную зону, научную и научно-производственную, коммунально-складскую зону и производственную зону сельского поселения.

Рекреационная зона – это парки, скверы, озелененные территории, зоны отдыха и курортные зоны.

Планировочная структура жилой застройки

Жилой район проектируется в виде единого территориального целого (в пределах межмагистральной территории) или состоящим из нескольких микрорайонов, разделенных магистралями. Микрорайон может также решаться как единый жилой комплекс или состоять из кварталов или первичных жилых комплексов.

Одним из средств планировочной организации территории жилого района является правильное функциональное зонирование, рациональное распределение территории по значению.

В состав функциональных зон жилого района входят: микрорайоны или другие жилые образования с учреждениями повседневного обслуживания; общественные центры и другие учреждения периодического пользования; зеленые массивы районного значения- сады, скверы, бульвары; спортивные комплексы и спортивные площадки в садах жилых районов; коммунально-хозяйственные мероприятия; площади, занятые магистральными и жилыми улицами.

При функциональном зонировании жилого района учитывают интенсивность использования территории в зависимости от этажности застройки.

На основании таблиц можно подсчитать численность населения жилого района к магистральным осям этих улиц; к скоростным городским дорогам, магистральным улицам и дорогам общегородского значения, дорогам грузового движения и железным дорогам- по красным линиям; при наличии местного проезда вдоль застройки- по внешней кромке местного проезда.

В расчетную территорию не включаются участки административных, общественных, культурно-бытовых и коммунальных учреждений общегородского значения.

В жилом районе могут быть размещены учреждения и предприятия, не имеющие профессиональной вредности (предприятия легкой или местной промышленности, учебные заведения и т. п. ). При расчете численности населения территории, занятые этими объектами, должны быть исключены из общей площади жилого района.

Данные расчетного баланса территории жилого района позволяют определить размеры и взаимное расположение функциональных зон.

Для застройки микрорайонов выбираются территории, наиболее благоприятные по природным данным для размещения жилья и строительства зданий (по условиям инсоляции, рельефа, состояния грунтов и др.), в пределах пешеходной доступности от учреждений повседневного обслуживания и остановок общественного транспорта.

Сады жилых районов и спортивные сооружения размещаются с учетом существующих зеленых насаждений, вблизи водоемов, общественные центры- исходя из общей градостроительной ситуации района с учетом взаимного расположения жилой и рекреационной зон, удобной транспортной и пешеходной доступности от жилья.

При проектировании микрорайонов на первом этапе осуществляется зонирование их территорий. Площадь последних принимается в границах красных линий, условно отделяющих территорию микрорайона от прилегающих улиц (по внешней границе тротуаров).

На ней выделяются следующие зоны: жилая(жилые дома, проезды, тротуары, хозяйственные площадки, озелененные участки); участки школ; детских дошкольных учреждений; учреждений и предприятий обслуживания; гаражей; спортивных сооружений; зеленых насаждений общего пользования, не вошедших в жилые.

Зонирование территории микрорайонов подчинено планировочной организации жилого района, в состав которого они входят.

Школу рекомендуется размещать в центральной зоне микрорайона рядом со спортивным комплексом и зелеными насаждениями общего пользования, детские дошкольные учреждения – рассредоточено, вблизи обслуживаемых ими групп жилых зданий. Жилые зоны тяготеют к прилегающим улицам, остановкам общественного транспорта.

Зонирование производится в соответствии с расчетным балансом элементов территории микрорайона, выполняется по СНиП в зависимости от этажности застройки.

6. Городская инженерная инфраструктура – характеристика систем жизнеобеспечения города (инженерные коммуникации, транспортная система)

Инженерная инфраструктура города, т.е. совокупность транспортных, водохозяйственных, энергетических и других коммуникаций и учреждений, обслуживающих социально-экономический комплекс города и способствующих эффективному его функционированию, представляет собой чрезвычайно важную и сложную для проектирования систему.

Сложность планировочной структуры для большинства районов предопределяет и трудности в функциональном использовании их территорий.

В этих условиях выбор рациональных трасс транспортных и инженерных коммуникаций, местоположение соответствующих сооружений и устройств диктуются не только их функциональным назначением, но и стремлением “вписать” их в планировочную структуру города, увязав с важнейшими функциональными зонами.

Функциональная организация градостроительного объекта и взаимное размещение городских элементов в значительной степени определяют требования к инженерной инфраструктуре- с одной стороны, и сами обуславливаются ею с другой.

Значение инженерной инфраструктуры определяется следующими ее функциями: созданием оптимальных условий производства и жизнедеятельности населения во всех элементах города, рациональным использованием городских территорий, сокращением затрат на коммуникации и.т.д.,

В связи с этим решаются проблемы: формирования и развития транспортной инфраструктуры: повышения уровня инженерного обеспечения градостроительных процессов, что связанно с формированием инженерных сетей, объектов и сооружений инженерного оборудования, интенсификации использования городских территорий, защиты и оздоровление окружающей среды.

Одной из наиболее активно влияющих на организацию города инженерных систем является транспортно-коммуникационная инфраструктура, исследования которой относятся к стратегическим задачам градостроительной теории.

На формирования городов и систем расселения в большей мере влияет развитие технической базы городского и внешнего транспорта создания новых видов транспорта, увеличения скорости движения, вместимости комфортабельности транспортных средств. Эти сдвиги в значительной степени определяют условия жизнедеятельности города и изменения в его планировочных параметрах.

Транспортная система города

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах[1].

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»[2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например,аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.).

Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.

В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

протяжённость путей сообщения,

численность занятых,

грузо- и пассажирооборот.

8. Генеральный план города, его содержание. Совершенствование нормативно-законодательной базы. Создание безбарьерной среды города.

Генеральный план – это документация о градостроительном планировании развития территорий городов и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства:

· условия формирования среды жизнедеятельности;

· направления и границы развития территорий городов и сельских поселений;

· зонирование территорий;

· развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

· экологическому и санитарному благополучию.

2) В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:

· основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;

· зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;

· меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;

· территории резерва для развития городского или сельского поселения.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

3) Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4) Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

5) При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6) Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном Градостроительным кодексом.

Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом.



Источник: https://infopedia.su/9x11698.html

Функциональное зонирование территории

Функциональное зонирование территории это

Функциональное зонирование территории Обоянского района Курской области является одним из главных элементов регулирования территориального развития района.

Функциональное зонирование определяет хозяйственно-градостроительную направленность функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) использования их территории и является одним из базовых документов для разработки проектного плана.

Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использования.

Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности (функция), для которого предназначена территория.

Задачами функционального зонирования территории являются:

• определение номенклатуры и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории данного района;• привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и формирование их перспективной хозяйственной направленности;

• разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.

Утвержденное в соответствующем порядке функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.
Регламент использования территории выступает как совокупность предпочтений и ограничений использования территории в соответствии с ее функциональным назначением.

Функциональное зонирование разработано на основе проектной планировочной организации территории области, здесь выявлены границы и предложен режим хозяйственной деятельности в пределах главных зон ограничений экологического каркаса (водоохранных зонах, заповедниках, сельскохозяйственных землях и т. п.). Зонирование территории Обоянского района Курской области произведено в соответствии с общей территориальной структурой производства и расселения, природно-экологического каркаса области, характером размещения и режимом особо охраняемых природных территорий.

Основными принципами предлагаемого функционального зонирования территории являются:

  • территориальное развитие центральной осевой группы базовых населенных пунктов района, соответственно иерархии: с. Зорино, п. Пригородный, с. Стрелецкое;
  • территориальное развитие складывающихся урбанизированных территорий вокруг развивающихся сельских поселений;
  • развитие и формирование рекреационных территорий вдоль реки Псел; сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий: заказников, памятников природы;
  • концентрация социальной инфраструктуры и населения в «узловых» населенных пунктах;
  • упорядочение функциональной структуры территории.

Функциональное зонирование на уровне района предполагает выделение зон приоритетного функционального использования с учетом следующих факторов:

• современного использования территории;• концепции пространственного развития района;• положения территории в планировочной структуре области и района, ее частей относительно наиболее значимых поселений, а также градостроительной ценности территории;

• градостроительных ограничений использования, определяемых следующими аспектами природного и техногенного характера:

  1. ограничения по функциональным базовым признакам;
  2. ограничения, связанные с историко-культурной средой;
  3. неблагоприятные инженерно-геологические и прочие природные условия, а также состояние окружающей среды;
  4. транспортно-коммуникационные ограничения;
  5. эколого-гигиенические ограничения.

Для четкого выявления функциональной специализации территории района, проведено ее функциональное макрозонирование, которое сложилось из следующих типов территорий:

  • кардинально преобразованные человеком территории – поселок городского типа и сельские поселения, территории объектов культурного наследия, районы открытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно-инженерных коммуникаций, территории, прилегающие к рекам, территории, прилегающие к развивающимся населенным пунктам – оси развития;
  • умеренно измененные хозяйственной деятельностью – сельскохозяйственные угодья, небольшие участки эксплуатируемых лесных массивов;
  • территории, практически не нарушенные деятельностью человека – открытые пространства, охраняемые природные территории: заповедники, заказники, памятники природы.

Размещение функциональных зон, их конфигурация, определены на основе перспективной планировочной структуры района в соответствии с конкретным размещением основных и второстепенных планировочных элементов.

Функциональное зонирование территории района позволило определить соподчиненную систему сельских поселений – от районного многофункционального центра – г. Обоянь, до внутрирайонных подцентров: с. Зорино, п. Пригородный, с.

Стрелецкое.

В результате функционального зонирования вся проектируемая территория Обоянского района Курской области делится на отдельные участки с рекомендуемыми для них различными видами и режимами хозяйственного использования.

По характеру преимущественной градостроительной и хозяйственной деятельности выделяются основные типы функциональных зон:

I. Зоны интенсивного градостроительного освоения территорий

Именно на этих территориях сконцентрирована градостроительная активность, они должны играть роль своеобразных «точек роста» качества организации жилой, производственной, рекреационной среды и роста экономики района. Для них характерно активное новое строительство и реконструкция застроенных территорий, экологически безопасное развитие и поддержание баланса на региональном уровне.

В проекте рассматриваются, прежде всего, территории поселений, определенные в планировочной структуре района, как «полюса роста»: с.Зорино, п. Пригородный, с.Стрелецкое, а также второстепенные населенные пункты, имеющие потенциал роста: с.

Афанасьево, п.Рудавский, с.Пушкарное, д.Горяйново. Эти сельские поселения обладают достаточными территориальными и трудовыми ресурсами, имеют промышленный и агропромышленный потенциал, расположены на главной планировочной оси: «Обоянь-Пристень».

Проектом рассмотрены и выделены площадки нового градостроительного освоения (резервные территории, благоприятные для использования по различному функциональному назначению).

Особенностью пространственного развития территорий интенсивного градостроительного освоения является примыкание к ним природоохранных и рекреационных территорий (существующих и резервных).

Территориальное развитие населенных пунктов должно происходить в границах его земель, ограниченных поселковой чертой. Там, где этих земель недостаточно, вполне могут допускаться изъятия прилегающих территорий (земли сельскохозяйственного назначения) на основании проработок генеральных планов таких поселений, проектов детальной планировки и другой соответствующей проектной документации.

Зоны интенсивного градостроительного освоения делятся на подзоны, в том числе:

  • Зоны транспортно-коммуникационных коридоров
  • Зоны транспортно-коммуникационных коридоров являются территориями, наиболее перспективными для настоящего и будущего экономического развития района.

Доминантным для района является центральный меридиональный транспортно-коммуникационный коридор – ось Москва-Крым. Другая ось включает железнодорожную ветку: Обоянь-Пристень. Территория предназначена для размещения: промышленно-производственных зон, логистических центров, зон роста сельских населенных пунктов, агропромышленных производств.

Второстепенный широтный транспортно-коммуникационный коридор регионального значения, развивается в направлении юго-запад–восток: ось Суджа-Обоянь и Обоянь-Солнцево, проходит по расселенческому каркасу района.

Планировочная ситуация территории района требует усиления связанности транспортной сети местного значения, объединяющей районный центр и развивающиеся центральные населенные пункты с группой сельских поселений. Это даст возможность мелким населенным пунктам быть обеспеченными социальной инфраструктурой райцентра или базового населенного пункта.

Селитебные территории

Часть планировочной структуры г. Обоянь и базовых населенных пунктов. Селитебная территория включает жилые, общественно-деловые и смешанные (производственно-жилые) зоны, а также объекты озеленения.

Промышленные, коммунально-складские территории, производственные центры

В зонах промышленного и производственно-коммунального строительства, расположенных в сельской застройке по центрально планировочной оси, предполагается реконструкция, модернизация объектов капитального строительства.Площадки недействующих ферм предлагается использовать под размещение коммунально-складских объектов с размером санитарно-защитной зоны 50 м.

Территории возможного размещения крупных производств, объектов капитального строительства (резервные территории)Жилищное строительство проектом предусматривается осуществлять преимущественно в границах существующих городских поселений, согласно генеральным планам и градостроительным регламентам.

Новая жилая застройка может быть размещена как на территориях, примыкающих к существующей застройке населенных мест, так и на новых, резервных территориях. Все участки перспективной жилой застройки размещаются за пределами санитарно-защитных зон существующих и проектируемых предприятий промышленного и агропромышленного комплекса.

Территории в границах сельских населенных пунктов, попадающие в зону интенсивного градостроительного освоения должны будут быть подвергнуты реконструкции, как жилого фонда, так и инженерного обеспечения.На схеме функционального зонирования определены основные направления жилищного строительства района, для чего выделен ряд резервных территорий в непосредственной близости от г. Обоянь.

Все зоны предлагаемого жилищного строительства размещены в зоне благоприятной водообеспеченности Обоянского района.

Размещение новых объектов капитального строительства промышленного, производственно-коммунального, транспортно-инженерного назначения в основном предусматривается на резервных территориях, предназначенных для промышленно-коммунального развития сельских поселений, а также на некоторых транспортных связках в зоне основной горизонтальной оси.

Размещение транспортно-инженерных объектов возможно в местах пересечения основной территориальной автомобильной дороги и железнодорожной ветки в районе г. Обоянь.

II. Зоны преимущественно природоохранного назначения

В соответствии со статьей 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли:

1) водоохранных зон рек и водоемов;2) запретных и нерестоохранных полос;3) лесов, выполняющих защитные функции;4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

В состав земель преимущественно природоохранного назначения включаются участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную и культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных). На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного режима. Устанавливаются водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками.

Зоны лесов I группы

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Порядок ведения лесного хозяйства в лесах первой группы определяется в зависимости от их категории защитности. На особо защитных участках лесов запрещено применение рубок главного пользования.

Водоохранные зоны крупных межрегиональных источников поверхностных вод

Крупные межрегиональные источники поверхностных вод на территории Обоянского района это река Псел и ее притоки.

Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона реки Псел составляет 200 м.

Источник: http://xn----8sbb2afccxgbbhxj2s.xn--p1ai/skhema-territorialnogo-planirovaniya-oboyanskogo-rajona/24-polozheniya-o-territorialnom-planirovanii/366-funktsionalnoe-zonirovanie-territorii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.