Съемка местности правила оформления планов 5 класс

Составление плана местности Естествознание 5 класс

Съемка местности правила оформления планов 5 класс

Разработка урока ” Составление плана местности. План-конспект и презентация

План урока

Предмет: Естествознание Класс:5 Урок №: 10 Дата:28.09.2017
Тема урокаСоставление плана местности
Тип урокаПродолжение новой темы
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов (глазомерная, полярная, маршрутная);5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов
Цели урокаУчащиеся по одному способу производят съемку пришкольной территории, составляют по данным съемки план своего участка. Оформляют план в соответствии с требованиями к оформлению планов и представляют свою работу всему классу и поясняют отдельные положения своей работы.
Критерии оцениванияУчащийся достигнет цели, если будет:• выполнять письменно топографический диктант;• читать план местности, используя условные знаки;
Языковые целиУченики могут: •• устно осуществлять комментированный показ планов местности;• читать планы местности;Лексика и терминология, специфичная для предмета:

  • масштаб;
  • горизонтали;
  • абсолютная высота;
  • азимут;
  • ориентирование на местности

Полезные выражения для диалогов и письма: • • На плане местности изображают только те объекты, которые…• Чтобы по плану местности рассчитать расстояния, необходимо…• При составлении плана местности обязательно необходимо выполнить такие требования, как…

Привитие ценностей Сотрудничество, взаимоуважение ценностей друг другаЦенности ГГ: Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитиюНавыки ГГ: Критическое и творческое мышление, уверенность в себе и навыки рефлексии, общение, обоснование действия и рефлексия
Межпредметные связиХудожественный труд (учащиеся знакомы с образцами различных материалов и веществ, используемых человеком).
Навыки использования ИКТ Работа с Power Point и с материалами видеохостинга «».
Предварительные знанияИз курса «Естествознание» начальной школы учащиеся уже знакомы с областями применения некоторых полезных ископаемых. Также в предыдущих разделах учащиеся научились различать чистые вещества и смеси.
Ход урока
Запланированные этапы урокаЗапланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока0 – 5 минПриветствие. Позитивный настрой. Активизация класса.(Г) Учащиеся знакомятся со способами съемки местности: глазомерной, полярной, маршрутной;(К) Учащиеся знакомятся со способами съемки местности посредством видеоролика(Г) Учащиеся определяют перечень ресурсов, необходимых для каждого вида съемки и на основе анализа имеющихся возможностей выбирают наиболее оптимальный вид.Естествознание_5.1.С_ Осуществление съемку и составление планов _Презентация – слайд 1-4
Середина урока5 – 10 мин10 – 20 мин20 – 25 мин25 – 35 мин(Д) Учитель обеспечивает учащихся текстами о способах съемки местности и подтверждает имеющиеся в наличии ресурсы(И) Учащиеся в классе осваивают отдельные приемы работы с ресурсами для съемки местности.(Д) Учитель демонстрирует некоторые приемы работы в съемках местности.(Г) Учащиеся выбирают определенную часть территории школы для ее съемки.(Д) Учитель на схеме территории школы определяет участки для каждой группы согласно их выбора.(Г) Каждая группа осуществляет съемку своей части школьной территории, фиксирует данные(Д) Учитель оказывает методическую поддержку группам, корректирует их в процессе съемки и фиксации данных.(Д) Учитель в форме обратной связи направляет, при необходимости – корректирует учащихсяУчащиеся сами могут разработать топографический диктант для всего класса или отдельных групп. Учитель после их вычитки может дать разрешение на проведение диктанта учащимися.Презентация – слайд 4-8http://geographyofrussia.com/semka-mestnosti/ (ресурс о способах съемки местности)ресурс о способах съемки местностиhttp://geographyofrussia.com/sostavlenie-prostejshix-planov-mestnosti/http://www.timuriego.com/glazomernaya-semka-mestnosti.htmlhttp://geo.1september.ru/article.php?ID=200204005http://geodesy-bases.ru/topograficheskaya-semka-mestnosti/sostavlenie-plana-uchastka-mestnostiресурс об условных топографических знакахhttp://www.afanas.ru/mapbase/znaki.htmилиресурс об условных топографических знакахhttp://www.whitewater.ru/tourism/misc/topograph/
Конец урокаПодведение итогов урока.После полевых работ каждая группа в классе составляет план местности, оформляет их в соответствии с требованиями к планам и знакомит класс с результатами своей деятельностиЗнания по разделу можно закрепить через серию топографических диктантовРефлексия:– что узнал, чему научился;- что осталось непонятным;- над чем необходимо работать.Домашнее задание.

-70%

Курсы повышения квалификации

Продолжительность 72 часа

Документ: Удостоверение о повышении квалификации

Подробнее

Похожие файлы

  • Презентация к уроку естествознания “Производные кожи”
  • Познание в трудах философов
  • Солнце и его влияние на Землю

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/sostavlieniie-plana-miestnosti-iestiestvoznaniie-5-klass.html

Сценарий урока в 5 классе на тему:

Съемка местности правила оформления планов 5 класс

Учимся с «Полярной звездой». Съёмка местности. 02.12.2016 год

Цели и задачи:

Создать условия для развития познавательных интересов, умения читать топографическую карту, составлять план по описанию с помощью условных знаков и с помощью разных видов съемки местности.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Организация начала

урока

1

Приветствие учащихся.

Информация о домашнем задании

2

1.Учебник с. 38, параграф 11.

2.Контурная карта задания на с. 12 и 13

На выбор:

3.Придумать несуществующие условные знаки.

(бассейн, хоккейная коробка…библиотека)

4.нарисовать план местности территории своего проживания

Записывают д/з в дневник.

Мотивация учебной деятельности

3

Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Слайд 1: Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока.

На север и юг гляжу,

Со мною пойдешь-

Дорогу найдешь.

  1. Эта звезда всегда указывает на север.

  2. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…

  3. Виден край, да не дойдешь.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).

Для чего они предназначены? И главный на сегодня вопрос: как чертят планы местности? Каким способом?

Записываем тему урока: Составление плана местности

Подготовка класса к работе

Решают кроссворд

План… местности.

Ответы учеников.

Запись темы урока в тетради

Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний

3

Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?

Ответы учеников: (узнать как использовать условные знаки, где их использовать, чтобы самим научиться рисовать план местности двумя способами съемки)

Работа в парах (рассказать друг другу и учителю, что они надеются получить от этого урока).

Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику…

Изучение нового материала

10

Задание учащимся.

Изобразить на тетрадном листе план школы в реальную величину? Возможно? Почему?

Что нужно сделать, чтобы данное задание

выполнить?

Конечно с помощью масштаба. Давайте вспомним определение :что такое масштаб.

Масштаб-величина, показывающая во сколько раз расстояния на плане и карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности.

Условные знаки – графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.

Это язык плана.

Чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы. А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки.

Задание в тетради: нарисовать условные знаки: мельница, родник, луг, болото, хвойный лес.

Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты?

Слайд 2: презентации (геодезисты. фото)

Геодезисты проводят топографические съемки, используя различные приборы: теодолиты, нивелиры, тахометры…

Слайд 3: С помощью этих приборов, условных знаков и масштаба проводится съемка местности.

Полярная и маршрутная.

Слайд 4: Полярная съемка

Слайд 5: Маршрутная съемка

Нет.

Уменьшить размеры школы.

Читают определение масштаба (9 параграф, стр.33)

Повторяют его друг другу по парам.

Ученики проверяют у своего товарища по парте правильность условного знака.

Сравнивают свои ответы с рис. учебника. Самопроверка.

Поднимают руки.

Военные, строители, малая авиация, путешественники…

Работают с учебником, называют виды съемки: маршрутная и полярная, сравнивают, находят отличия стр.38 внизу.

Первичная проверка усвоения знаний

10

Составление плана местности с помощью полярной съемки по описанию.

При изображении местности, нужно помнить, условные знаки должны быть одинаковые по форме, величине и цвету.

Текст плана местности:

Назовите, какие объекты вы встретили в тексте?

Составление плана местности по описанию. Учащиеся работают самостоятельно.

Учащиеся перечисляют объекты плана.

Первичное закрепление знаний

6

Прочитайте план по описанию.

Учащиеся слушают описание плана

Контроль и самопроверка знаний

2

Кто желает показать свою работу?

Прикрепить на доске работы учащихся.

Какой план на ваш взгляд самый удачный?

Самопроверка.

Источник: https://infourok.ru/scenariy-uroka-v-klasse-na-temu-syomka-mestnosti-1612113.html

27. Составление плана местности

Съемка местности правила оформления планов 5 класс

Как составить план местности. Предположим, вам требуется составить план местности, изображённой на рисунке.

1—2. Составление плана местности. 3. Планшет для съёмки местности.

Для этого вам понадобятся: тренога, планшет, визирная линейка и хорошо отточенный карандаш.

Ход работы

  1. Установив треногу с планшетом на мосту через реку (отсюда мы начинаем съёмку), выберите масштаб, например 1 : 5000, и проведите стрелку «север — юг».
  2. Затем ориентируйте планшет по сторонам горизонта.

    Все местные предметы нужно наносить на план условными знаками.

    Прежде всего на плане надо изобразить мост через реку и в центр условного знака — моста — воткнуть булавку. Это будет ваша исходная точка.

  3. Теперь положите на планшет визирную линейку так, чтобы её край коснулся булавки.

    Направьте верхнее ребро линейки поочерёдно на те местные предметы, которые нужно изобразить на плане (куст, ветродвигатель, дом, колодец, дерево на берегу реки), и вычертите на планшете линии визирования на каждый объект.

  4. Когда линии визирования на все объекты проведены, определите одним из уже известных нам способов расстояние от моста до каждого из этих объектов.
  5. Пользуясь выбранным масштабом, отложите определённые расстояния на планшете и вычертите объекты условными знаками.
  6. Теперь можно нанести реку.

    Она течёт от дерева к мосту и далее к кустарнику. После этого линии визирования можно стереть.

  7. Дороги на плане изображаются приблизительно. Одна из них идёт от моста к дому, другая — к колодцу.
  8. Условными знаками обозначаем луг и смешанный лес.

Точка, из которой мы производили визирование на местные предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ съёмки местности получил название полярного.

Другие способы съёмки местности. Азимутальная съёмка является более простой по сравнению с полярной. Производится она примерно так же, как и полярная, только без планшета и визирной линейки. Расположившись у моста, определите азимуты на все те объекты, которые хотите нанести на план, и измерьте расстояние до них. Всё это запишите в блокнот.

Дома на чистом листе бумаги поставьте точку полюса и от неё отложите с помощью транспортира определённые на местности азимуты и расстояния в выбранном масштабе. Местные объекты обозначьте условными знаками.

4. Визирование на объект. 5. Изображение линий визирования на различные объекты с указанием расстояний до них.

Маршрутная съёмка — это съёмка значительных по протяжённости участков местности или объектов, например реки, дороги. Её производят из нескольких точек (полюсов).

Работая на одном полюсе, осуществляют съёмку видимой части местности. Затем выбирают место для следующего полюса, определяют расстояние от начального полюса до него и азимут.

Далее наносят полюс на планшет и повторяют всю процедуру съёмки. И так далее.

Вопросы и задания

  1. Объясните, как проводится полярная съёмка.
  2. Составьте план небольшого участка местности способом полярной съёмки.
  3. Что значит ориентировать план?
  4. Вычертите план части пути от дома до школы.

    Пользуясь составленным планом, ответьте на следующие вопросы:

    1. какое расстояние вы прошли;
    2. какими условными топографическими знаками вы воспользовались?
  5. Перечертите в тетрадь условные знаки вашего плана и дайте пояснение к ним.

Для любознательных

  • На обширных равнинных территориях в качестве ориентиров нередко сооружаются деревянные вышки, вершины которых находятся в прямой видимости друг от друга. Поэтому, поднявшись на такую вышку, можно увидеть следующую и т. д.

  • Если вы нашли в лесу спиленное дерево, определить стороны горизонта можно по годовым кольцам на спиле пня. С северной стороны расстояния между кольцами меньше, чем с южной.
  • Оглянитесь вокруг: не виднеется ли вдали возле какой-нибудь деревушки купол церкви.

    По расположению креста на куполе вы без труда соориентируетесь по сторонам горизонта (см. рис. 2).

  • Горные тропы нередко отмечаются каменными пирамидами. Они ставятся на расстоянии прямой видимости друг от друга так, чтобы люди могли ориентироваться по ним и не сбились с пути.

  • В незнакомой местности ориентирами служат линии электропередач, лесные просеки, дороги и другие линейно расположенные объекты.

Проверь себя

  1. Вспомните, чем отличается план местности от географической карты.

  2. Как определить направление вашего движения по плану?
  3. Можно ли использовать план местности для определения географических координат?
  4. Каким образом можно измерить расстояние на плане местности?
  5. Чем отличается азимутальная съёмка от полярной?
  6. Какие приборы и инструменты необходимы для составления плана местности?
  7. Опишите алгоритм нивелирования холма.

1. Маршрутная съёмка участка местности начинается с первой точки стояния (1 Т. С.). Далее на планшет наносятся объекты, видимые со второй, третьей и четвёртой точек стояния. В результате получается план участка местности.

Источник: https://tepka.ru/geografiya_5/27.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть