Собственность на землю

Содержание

Собственность на землю в 2019 году: земли физических и юридических лиц, государственная, федеральная и муниципальная собственность на земельные участки | Земельный эксперт

Собственность на землю

В статье 15 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как собственность на землю граждан и юридических лиц. Земельные площади, полученные в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ, принято считать личной (частной) собственностью физических лиц или различного рода организаций.

Под основаниями следует понимать:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Все граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земли в собственность. Исключением являются территории, которые считаются государственной или городской собственностью и не могут состоять в личном распоряжении граждан.

Право частной собственности на землю приграничных территорий допускается лишь у тех граждан, которые имеют российское гражданство.

К группе частных земель можно отнести земли, расположенные в черте населенных пунктов или предназначенные для сельскохозяйственного использования. В каждой из групп существуют отдельные категории наделов, которые передаются в собственность исходя из целей дальнейшей их эксплуатации. Наиболее распространенные земли:

  • территории под индивидуальное строительство. На данных площадях граждане вправе строить площади жилого типа и другие постройки – гаражи, коммерческие строения;
  • дачные участки. На таких территориях возводятся дачи и ведется дачное хозяйство;
  • под садовый участок или огород.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то владеть ими могут только государство, граждане и юридические лица. Категорически запрещается продавать такие земли иностранцам.

Институт частной собственности в России на данный момент регулируется в недостаточной степени, и многие земли оформлены не до конца. Особенно сложно вопрос обстоит с землями дачного типа.

Собственность на землю субъектов РФ

Существует еще одна категория собственности территорий – это собственность субъектов Российской Федерации. К зонам субъектов РФ можно отнести земли, указанные в ст. 18 ЗК РФ. Это такие территории, которыми может распоряжаться только руководство региона.

К данной категории земель можно отнести:

  1. Наделы, признанные региональными на основании федеральных законодательных актов.
  2. Участки, право на которые появилось у регионов государства в процессе разграничения территорий между соседствующими регионами и самим государством.
  3. Земли, полученные или приобретенные субъектами федерации на основании гражданского законодательства.
  4. Территории, переданные субъектам РФ из государственной собственности.
  5. В городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе в распоряжение субъектов переходят те участки, от которых отказались владельцы, кроме территорий, являющихся городскими землями.

Права на земельные участки закрепляются за каждым регионом в законодательном порядке.

Государственная собственность на землю

Список участков, являющихся государственной собственностью обозначен в ст. 16 Земельного кодекса РФ. Территории, не состоящие в личном пользовании конкретных граждан и компаний, а также не состоящие во владении муниципалитета причислены к госсобственности.

Под землями государственного типа следует понимать:

По закону такой вид собственности подразделяется на две группы:

  • федеральная собственность;
  • региональная собственность.

Под разграничением понимается распределение прав и обязанностей между государством, региональными и местными органами власти на определенные земельные участки с учетом их расположения и дальнейшей эксплуатации.

Разграничение государственной собственности на выделенные зоны происходит по определенным правилам. Порядок определения полномочий и границ прописан в Земельном кодексе РФ, а также в ст.

72 Конституции РФ.

Федеральная собственность на земельные участки

В федеральной собственности находятся земельные участки, отвечающие требованиям ст. 17 ЗК РФ и принадлежащие исключительно государству, которое может распоряжаться ими согласно законодательству.

Исключительно в федеральной собственности находятся земли:

  1. Признанные таковыми в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
  2. Образовавшиеся в рамках процесса раздела общей площади государства и пересмотра границ.
  3. Приобретенные РФ на гражданско-правовых началах.

Муниципальная собственность на земельные участки

Земельные участки, которые состоят в собственности соответствующих населенных пунктов, называются муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность на землю включает в себя следующие участки:

  • земли, отнесенные к городским в порядке, определенном федеральным законодательством;
  • земли, права на которые появились у муниципалитета в процессе разграничения государственной собственности;
  • участки, поступившие в муниципальную собственность в порядке и на основаниях, прописанных в законодательстве РФ;
  • земли, относительно которых выполнена безвозмездная передача в пользу муниципалитета из федеральных владений.

Также законом установлен порядок передачи земельных участков из частного владения физических или юридических лиц в распоряжение городских властей.

В таком случае, оформление земли в собственность возможно, если владелец земельного надела отказался от своих прав на этот участок.

Земля поступает в городское распоряжение с того момента, когда официально зарегистрирован отказ владельца от своих прав на участок.

В собственность муниципалитета могут передаваться земельные площади, расположенные за пределами населенных пунктов, с целью поддержки и дальнейшего развития региона. Передача осуществляется в безвозмездном порядке и в дальнейшем данные земли могут быть введены в эксплуатацию как дополнительные земельные территории.

Земли, являющиеся федеральной или региональной собственностью, также могут быть переданы муниципалитету бесплатно, с условием дальнейшей их передачи гражданам на безвозмездной основе.

Также в пользование городских властей могут быть переданы площади, которые состоят в собственности другого муниципального образования с целью предоставления социальной помощи гражданам определенных групп, а также некоммерческим организациям, гражданским сообществам на бесплатной основе.

Территория, являющаяся государственной или региональной собственностью может безвозмездно передаваться городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю, с дальнейшим распределением между горожанами или некоммерческими организациями.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/

Федеральная собственность на землю

Собственность на землю

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Частная собственность на землю и ее виды

Собственность на землю

права собственности на землю составляют правомочия

  1. владения,
  2. пользования,
  3. распоряжения (ст. 209 ГК РФ).

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

Подробнее о правомочиях владения, пользования, распоряжения землей

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом.

В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность.

Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества. Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство.

Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно – путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается.

Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли – арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

    1. вещественной (право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта; мероприятия по трансформации угодий, например, посадке леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище);
    2. правовой (выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи. Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника, а также – изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка).

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

    1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);
    2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

    1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и
    2. на иных особо установленных территориях Российской Федерации.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель.

Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается.

Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:
    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. 

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях (статьи не проверены):

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Виды частной собственности на землю

В зависимости от правообладателя частная собственность на землю подразделяется на несколько видов:

1) индивидуальная собственность граждан и юридических лиц;

2) общая собственность:

    • общая совместная (без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности);
    • общая долевая (доля каждого сособственника известна заранее).

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

Общая собственность на земельные участки возникает

    1. в силу закона (в случаях, предусмотренных законодательством), или
    2. по договору (путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков).

Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности.

Земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/chastnaya-sobstvennost-na-zemliu-i-ee-vidi

Право частной собственности на землю: понятие, виды, особенности | Правоведус

Собственность на землю

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право частной собственности на землю представляет собой совокупность трех правомочий, несущие определенные юридические и физические аспекты:

  • Владение – юридически законное правомочие, дающее возможность обладать определенным имуществом.
  • Пользование – правомочие на эксплуатацию имущества с целью извлечения из него прибыли либо продуктов потребления. Данное правомочие возможно только в случае собственного фактического владения имуществом.
  • Распоряжение – правомочие, дающее возможность определить юридическую принадлежность имущества посредством состояния или назначения (уничтожение, передача по наследству, отчуждение или аренда по договору, залог или обременение, другое).

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе самостоятельно выбирать юридическую судьбу своего объекта, основываясь на личных интересах, которые, в свою очередь, не должны противоречить закону и нарушать законные интересы иных лиц.

Общие права собственника земли регулируются ст. 40 Земельного кодекса РФ. Частная собственность на землю может принадлежать на законных основаниях как физическим, так и юридическим лицам.

Соответственно, правовой режим предполагает равный доступ всех лиц к приобретению, содержанию и распоряжению землями, находящимися в собственности субъектов. Отметим также, что правом частной собственности на землю могут обладать иностранные граждане, юридические лица или лица без гражданства.

Но при этом российский закон ограничивает это право невозможностью быть собственниками земельных долей, а также земель, которые предоставляются для ведения фермерского хозяйства или ведения садоводства, а также земель, находящихся на приграничных и иных особо установленных территориях РФ.

В частную собственность может быть передан земельный участок, свободный от законодательных ограничений.

На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность и быть объектами любых сделок земли, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте, в частности, это касается земель лесного фонда, общего пользования в населенных пунктах и земель, на которых находятся объекты обороны.

Право собственности на участок дает правомочия для распоряжения объектом в назначении, указанном непосредственно в правоустанавливающих документах.

Так, земельный участок может быть использован гражданами для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства, под индивидуальное жилищное строительство и для ведения предпринимательской деятельности.

Имея право собственности на землю, гражданин может передавать объект во временное пользование иным лицам, сдавать в аренду либо отчуждать через договор купли-продажи земельного участка, передавать в объект собственности в качестве взноса в уставной фонд либо залогового имущества, дарить, менять, передавать по договору наследования.

Кроме того, собственники земельного участка вправе добровольно отказаться от права владения им либо создать общую собственность с иными лицами посредством объединения земельных участков. Закон вправе ограничить правомочия владения, пользования и распоряжения землей.

Вместе с тем, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят в установленном законном порядке для государственных, общественных или муниципальных нужд с компенсацией его стоимости по государственной оценке. При наличии правонарушений собственником земельного объекта, он может быть лишен права частной собственности без компенсации на основании судебного решения.

Право частной собственности на землю возникает с момента регистрации и удостоверяется выпиской из реестра недвижимости. Лица, обладающие правом частной собственности на землю, кроме правомочий, приобретают определенные обязанности:

  • своевременная уплата налога за землю;
  • реализация мероприятий по сохранению земельного участка;
  • эффективное использование земли в соответствии с указанным целевым назначением;
  • неукоснительное соблюдение законов градостроительства;
  • своевременная подача налоговой декларации на землю.

Основаниями для возникновения права собственности на землю могут являться сделки по купле-продаже, мене, дарения, наследования, ипотеки.

Также частная собственность может возникнуть вследствие таких аспектов, как приобретательная давность и административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления).

Частная собственность на землю делится в зависимости от правообладателя и может быть:

  • индивидуальной собственностью, принадлежащей физическому или юридическому лицу;
  • общей собственностью, которая, в свою очередь, делится на:
    • общую совместную (без определения долей)
    • общую долевую (каждый сособственник знает заранее, какая доля ему будет принадлежать).

Общая собственность на землю может возникнуть в силу закона либо по договору.

Также как и физические лица, юридические на правах собственности, вправе принимать решение по объединению нескольких земельных участков, находящихся в их собственности, с целью использования на правах общей совместной или общей долевой собственности.

Например, земельные участки, используемые под строительство многоквартирных домов, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Прекращение права собственности на землю граждан может быть:

  • Добровольным:
    • при отчуждении собственником земельного участка на основании сделки;
    • в случае смерти собственника объекта и перехода права собственности государству согласно договору наследования (муниципальное основание);
    • прекращение деятельности юридического лица;
    • добровольный отказ собственника от своих прав на землю.
  • Принудительным:
    • при использовании земельного участка не по целевому назначению (284 и 285 ГК РФ и ст. 44 ЗК РФ);
    • при обращении взыскания на земельный участок по неисполненным обязательствам должника (статья 278 ГК РФ);
    • при реквизиции земельного участка;
    • при конфискации или национализации земель;
    • в случае выкупа земельного участка государством или муниципалитетом (ст.ст. 279 – 282 ГК РФ и статья 49 ЗК РФ );
    • в случае отчуждения земли, которая, согласно с условиями законодательства, не может принадлежать на правах частной собственности данному лицу.

Право собственности на земельный участок, кроме обязательств, указанных выше, предполагает возникновение у собственника гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, трудовой и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, которая регулируется:

  1. статьями 254, 246 Уголовного кодекса РФ;
  2. статьей 75 Трудового кодекса РФ;
  3. статьями 7.1, 8.6, 10.9 КоАП РФ.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/civil/pravo-chastnoy-sobstvennosti-na-zemlyu/

Понятие права собственности на землю: соотношение возможного и желаемого

Собственность на землю

Земля – это недвижимость, правовой режим которой отличается от других объектов. На ней можно построить дом, выращивать овощи и фрукты, вырыть пруд, пасти скот.

Возможностей много, а вот каковы правовые основания для этого? Ведь территория страны огромна, и земельные просторы всегда принадлежат кому-то.

Вот уже 25 лет как собственность на землю провозглашена основой экономической свободы как государства, так и отдельных частных лиц (ст. 36 Конституции).

Право собственности на землю: ищем правовую основу

Правила формирования и применения прав на земельный фонд страны содержатся во многих нормативных источниках. Основные акты представлены в таблице (слева направо по юридической силе).

КодексыДают ответы на вопросыЗаконы
Гражданский1.      Понятие собственности на землю. 2.      Виды собственности на землю. 3.      Земля – это недвижимое имущество. 4.      Каковы правомочия в отношении нее.

5.      Какие сделки можно совершать

–    «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; –    «Об особо охраняемых природных территориях»; –    Иные законы.

(их нормы конкретизируют положения кодексов)

Земельный1.      Разновидности (категории) земель. 2.      Порядок выделения на местности. 3.      Возможности и ограничения по использованию. 4.      Принципы изъятия.

5.      Вывод за пределы гражданского оборота

Лесной1.      Кому принадлежит участок, если на нем лесные насаждения.

2.      Как получить в пользование

Уголовный1.      Как защищается от преступлений.

2.      Характеристика наказания за преступления против собственности

Согласно данным документам право собственности на такую недвижимость означает законную возможность субъекта обладать, использовать и изменять правовую судьбу своего земельного участка. Его действия не должны выходить за рамки закона.

Например, безнаказанно выращивать растения с содержанием наркотических веществ не получится, как и жечь скаты, потому что наносится ущерб окружающей среде и здоровью соседей.

В целом поведение собственника земли не должно нарушать прав и интересов других лиц, закрепленных законом.

Внутри же этих рамок лицо может использовать все свои правомочия в полной мере.

Правомочия собственников и их пределы

Владение означает обладание участком в натуре на законных основаниях. По этой причине незаконный владелец преследуется по закону. Например, перенос забора между участками – это нарушение, и собственник вправе требовать восстановления первоначального положения.

Особенности реализации владения:

  1. Во многом условно, владелец не обязан появляться на своей земле для признания своего статуса. Достаточно оформить в Росреестре получение права собственности путем внесения соответствующей записи.
  2. Проявляется в установке межевых знаков, забора и пр., т. е. формируются границы владения.
  3. Позволяет запретить или ограничить доступность территории для посторонних.
  4. Может быть передано без одновременной передачи права собственности (например, при аренде).

Пользование как правомочие означает право собственника удовлетворять свои нужды за счет использования лучших качеств своего земельного участка. Такое использование проявляется:

  • в выращивании овощей, фруктов, посадке деревьев и пр.;
  • в эксплуатации водоемов в пределах территории (для купания, разведения рыбы и т. д.) и пресных подземных вод (копка колодцев);
  • в проведении мелиорации без ущерба окружающему миру;
  • в постройке жилых и нежилых сооружений;
  • в добыче торфа и полезных ископаемых (общераспространенных);
  • в получении платы за аренду.

Процесс пользования зависит от категории земли. Есть для сельскохозяйственных мероприятий, постройки жилья, застройки промышленными объектами, создания заповедников, санаториев, сохранения исторически значимых территорий, лесов и водоемов.

Определить категорию своей земли и эксплуатировать в рамках ее предназначения, – вот задача каждого, кто пользуется земельным участком. Разрушение этого ресурса невосполнимо.

Распоряжение подразумевает возможность собственника передать одно, два или все три правомочия другому лицу. Просто подарить или продать, обменять или сдать в аренду. Видов сделок с землей много, и все они доступны собственнику в рамках правомочия распоряжения.

Главное, помнить, что некоторые категории земель ограничены в обороте или вовсе изъяты из него. Примером может служить запрет на продажу земель сельхозназначения иностранным лицам.

С другой стороны, правомочие распоряжения может быть обременено самим собственником или законом. Так, чтобы разрешить проход посторонним лицам через свою землю, достаточно не устанавливать ограждающих знаков.

Не удастся запретить доступ на земельную территорию и тогда, когда установлен публичный сервитут для перемещения через нее (проход и проезд), водопоя, прогона домашних животных, ремонта прилегающей дороги и т. д.

Частные лица, владея землей, предназначенной для постройки жилья или сельского хозяйства, обязаны использовать ее по назначению. Трехлетнее бездействие или действия с нарушением целевого предназначения участка могут привести к его изъятию у собственника.

Формы собственности законодательно закреплены в базовом документе – Конституции и последовательно урегулированы отраслевыми законами. Это государственная, муниципальная и частная собственность.

Государственная форма земельной собственности: виды и основания

Самым крупным землевладельцем является государство. Реализует свои правомочия в целях защиты интересов всего общества.

Федеративность государства определяет две разновидности государственной (публичной) собственности:

  1. Федеральная.
  2. Субъектов федерации.

Отнесение к каждому из них решается совместно РФ и ее регионами. Результатом такого разграничения стало отнесение к собственности федерального уровня участков:

  • поверхность которых занята комплексами недвижимости, принадлежащими РФ;
  • переданы государственным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на федеральном уровне.

Субъекты федерации владеют на праве собственности участками:

  • на которых расположены комплексы недвижимости, принадлежащие субъектам РФ;
  • переданы государственным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на уровне субъектов;
  • предоставлены бесплатно из федерального фонда.

Основания приобретения государственной собственности:

  • принадлежность федерации (ее субъектам) закреплена нормативно;
  • переход в результате разграничения;
  • приобретение по общим гражданским основаниям (например, выкуп государством при необходимости).

Управление такими землями осуществляется уполномоченными государственными структурами. Их деятельность по управлению должна быть публична, информация о процедурах предоставления земли в пользование частными лицам доступна, распределение справедливо, а использование рационально.

Собственность муниципального уровня

Власти отдельных населенных пунктов реализуют правомочия собственника своих земельных территорий в интересах общества соответствующего города, села и т. д. Организация инфраструктуры на местах невозможна без создания целого комплекса сооружений, постройки дорог, выделения зеленых зон и т. д.

Поэтому муниципальная собственность включает земли:

  • на которых расположены комплексы недвижимости, принадлежащие такому образованию;
  • переданы местным органам, предприятиям и некоммерческим структурам, созданным на муниципальном уровне;
  • предоставлены из федерального фонда на бесплатной основе.

Часть из них предназначена для общественного пользования и открыта для доступа жителей. При этом в состав таких земель могут входить участки в пределах муниципального образования и вне его. Например, субъект РФ вправе передать такие участки для развития этого района.

Основания приобретения:

  • принадлежность ее установлена законом;
  • переход в результате разграничения;
  • приобретение по общим гражданским основаниям (например, отказ собственника).

Руководствуясь уставом образования, руководство населенного пункта может передавать в пользование частным лицам отдельные участки земли. Главное – не нарушить принципы зонирования и планирования, предусмотренные законом.

Презумпция государственной собственности на землю: все земли, которые не имеют законного собственника, признаются государственными.

Земля в собственности частных лиц: форма, закрепленная законом

Граждане и юридические лица имеют равные возможности приобретения и использования обособленных земельных территорий. Поэтому существует и два вида частной собственности:

  • собственность граждан, иностранцев и т. д., то есть лиц физических;
  • собственность коммерческих и некоммерческих организаций, то есть лиц юридических.

Стать собственником земельного участка можно только тогда, когда его оборот разрешен. Например, нельзя купить землю, если она:

  • находится в составе лесного и водного фондов;
  • предназначена для постройки дорог;
  • представляет культурно-историческую ценность;
  • расположена в пределах береговой полосы и т. д.

Становясь собственником, частное лицо должно использовать свой обособленный участок строго по целевому назначению. Если приобретенная земля — сельскохозяйственного назначения, то на ней не получится законно построить многоквартирный дом.

Основания возникновения:

  • участие в договоре купли-продажи в качестве покупателя;
  • оформление приватизации;
  • получение в виде подарка;
  • мена;
  • наследование;
  • вынесение судебной структурой решения о приобретении по давности владения;
  • издание решения местными властями;
  • иные законные обстоятельства.

Как частный собственник может лишиться прав на землю

Ситуация потери прав на земельный участок может возникнуть по желанию или против воли лица.

Добровольная передача своих правомочий реализуется посредством заключения сделки (дарения, продажи, отказа). Потеря прав возникнет и при смерти гражданина или ликвидации юридического лица.

Принудительная передача возможна в следующих обстоятельствах, когда собственник:

  • имеет долги и суд решил их взыскать за счет земельных наделов должника;
  • использует участок не так, как надо, игнорируя разрешенный порядок (например, построил автостоянку на земле из категории сельскохозяйственных);
  • при эксплуатации нарушает правила рациональности землепользования, ухудшает экологическую обстановку;
  • совершает преступление и ему назначено наказание в виде конфискации;
  • владеет землей, которая изымается с оплатой ее стоимости. Причины – нужды государственного или муниципального масштаба.

Ограничение прав включает в себя также необходимость собственника придерживаться градостроительных норм, осуществлять действия по охране качества земель.

Публичная форма собственности на землю (государственная и муниципальная) – это основа развивающегося рынка, экономики региона и страны в целом. Современные правовые правила реализации частного землевладения не противоречат этому постулату.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/ponyatie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.