Соглашение о перераспределении земель

Содержание

Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков

Соглашение о перераспределении земель

Гряда Элеонора Александровна, ФГБОУ ВПО “Кубанский государственный аграрный университет”, г. Краснодар, кандидат юридических наук, доцент.

В статье предпринята попытка характеристики правовой природы соглашения о перераспределении земельных участков как непоименованного договора. При проведении исследования указанное соглашение рассматривается как юридический факт, являющийся основанием возникновения права собственности.

Ключевые слова: соглашение о перераспределении, земельный участок, непоименованный договор, государственная регистрация права, государственный кадастровый учет.

Legal nature of an agreement on of lands reallocation

Eh.A. Gryada

This article attemped to characterize the legal nature of an agreement on the reallocation of lands as an untitled agreement. Under the research the agreement is considered as a legal fact, which is the basis of property rights.

Key words: agreement on reallocation, land, untitled agreement, the state registration law, cadastre registration.

Совершенствование законодательства, определяющего правовой режим земельного участка как объекта гражданских прав, обусловлено необходимостью четкой правовой регламентации порядка изменения его индивидуализирующих признаков.

Обеспечение стабильности гражданского оборота в условиях динамично развивающихся экономических отношений предопределило нормативное закрепление нового юридического факта, являющегося основанием возникновения права собственности на земельный участок как объект недвижимого имущества.

В настоящее время перераспределение земельных участков, предусмотренное ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации , является одним из способов их образования.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2013. N 14. Ст. 1663 (далее – ЗК РФ).

До недавнего времени данные отношения оставались вне сферы правового регулирования. норм земельного законодательства, в частности ст.

37 ЗК РФ, определенное исходя из необходимости четкой индивидуализации объекта договора, его постановки на государственный кадастровый учет, а также установления требований к минимальным размерам земельных участков в целях обеспечения возможности их использования по целевому назначению, обусловило невозможность отчуждения части смежного земельного участка его правообладателем. В теории и правоприменительной практике сформировалась позиция, в соответствии с которой часть земельного участка не может являться объектом сделок, влекущим переход вещного права.

Несмотря на содержание п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации , предусматривающего правило о том, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, практика заключения соглашения об изменении границ смежных земельных участков не получила распространения.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп. от 11.02.2013) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2013. N 7. Ст. 609 (далее – ГК РФ).

Своеобразная правовая возможность решения данного вопроса была предусмотрена Федеральным законом от 30 июня 2006 г.

N 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества” , первоначальной редакцией которого в Федеральный закон “О государственном земельном кадастре” были внесены изменения, предусматривающие правила осуществления государственного кадастрового учета на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.
О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149 (утратил силу).

Однако практика изменения границ смежных земельных участков при согласии их правообладателей путем уточнения площади выводила данные отношения за рамки договорных конструкций и не могла быть применима в случае, если данные отношения носили возмездный характер. Кроме того, рассматриваемые правила применялись только в отношении земельных участков определенного вида разрешенного использования – индивидуального жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений” ЗК РФ был дополнен отдельной гл. I.

1, определяющей порядок и способы образования данных объектов.

И несмотря на то что новые нормы имеют по большей части технический характер и направлены на упорядочение отношений по кадастровому учету земельных участков, часть из них имеет существенное гражданско-правовое значение.

СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597.

В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).

Определяя гражданско-правовое значение перераспределения как способа образования земельных участков, следует согласиться с тем фактом, что данный термин в современное законодательство “возвращается в существенно ином, частноправовом понимании” .

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/66894-pravovaya-priroda-soglasheniya-pereraspredelenii-zemelnykh-uchastkov

Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Соглашение о перераспределении земель
[Земельный кодекс] [Глава V.4]

1.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

  • 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
  • 4) реквизиты утверждённого проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
  • 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

  • 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
  • 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
  • 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

4. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

6. Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

  • 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
  • 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории;
  • 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьёй 3.

5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.

9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
  • 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
  • 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
  • 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
  • 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
  • 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
  • 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
  • 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
  • 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;
  • 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
  • 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утверждённым проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

11.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

12.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учёта земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

13.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

14.

Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81/%D1%81%D1%82_39_29/

Статья 39.29 ЗК РФ. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Соглашение о перераспределении земель

1.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

4. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

6. Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.

5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.

9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

11.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

12.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

13.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

14.

Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

См. все связанные документы >>>

Источник: https://RuLaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-V.4/Statya-39.29/

Соглашение о перераспределении земельных участков – важное основание для регистрации прав на вновь образованные наделы (образец)

Соглашение о перераспределении земель

Кадастровая процедура, связанная с перераспределением земельных участков, как правило, инициируется владельцами соседствующих наделов в целях официального удостоверения передачи какой-либо их части и образования новых участков. Кроме желания собственников узаконить сделку потребуется также соблюдение определенных условий, при которых данная процедура становится возможной. О чем, собственно, идет речь, Вы узнаете из данной статьи.

При каких условиях осуществляется процедура

Приступить к процедуре перераспределения стороны могут исключительно в том случае, если есть в наличии разрешенное использование, а смежные участки относятся к одной категории. В противном случае, инициация процедуры законом не допускается.

Вступлению в права в отношении вновь образованного участка предшествует подтверждение сделки, когда участниками выражается письменное согласие относительно перераспределения границ наделов.

Это правило распространяется не только на частных собственников земли, но и арендаторов недвижимости, залогодержателей и землепользователей. Количество лиц, участвующих в сделке, законодательно не ограничено. Сформированное соглашение прилагают к межевому плану: отныне это его неотъемлемая составляющая, на основании которой будут вноситься корректировки в кадастр недвижимости.

Еще одно важно условие связано с уточнением границ и площади вновь образованных наделов и проведением соответствующих работ.

По завершении процедуры перераспределения земли прежние участки, которые были взяты за основу, фактически утрачивают свое существование.

На каких основаниях производится регистрация прав

В соответствии с 22-й статьей 122-го Федерального закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997 года, в качестве основания для последующей регистрации прав на земельные участки, образованных посредством перераспределения, может использоваться cоглашение относительно перераспределения участков за подписью всех участников сделки; прочие разрешительные документы, удостоверяющие право на проведение рассматриваемой процедуры, в рамках законодательства.

При формировании соглашения стороны указывают:

  • сведения о каждом из участников сделки, в том числе, ФИО, паспортные данные, регистрация;
  • сведения о земельных участках, используемых в рамках процедуры, включая, адрес участка, кадастровый номер, площадь, категорию земель, отсутствие обременений, подтверждение права собственности (орган и свидетельство регистрации права);
  • суть соглашения – достижение согласия относительно перераспределения имеющихся земельных участков в пользу вновь образованных (приводятся аналогичные характеристики, как и по прежним наделам).

Скачать образец соглашения о перераспределении земельных участков.

Такое соглашение, как правило, содержит весь необходимый объем информации в отношении объекта сделки, что способствует исключению вероятности использования другие обстоятельств (характеристик), принятых в устной (письменной) форме вплоть до заключения настоящего соглашения.

При возникновении вопросов, непредусмотренных соглашением, участники должны действовать в соответствии с российским законодательством. Документ составляют в трех экземплярах: один – для регистрационной службы, два остальных – для каждой из сторон.

Необходимые документы

Кроме составленного участниками сделки соглашения, для осуществления процедуры перераспределения также могут потребоваться и другие документы.

А именно:

  • документы, удостоверяющие личность заявителей;
  • заявление в Росреестр о необходимости проведения процедуры (скачать);
  • правоустанавливающие бумаги на земли (в случае, если право собственности не было зарегистрировано в ЕГРП);
  • схема расположения надела либо проект межевания;
  • доверенность, заверенная нотариально (в случае, если заявление подается уполномоченным представителем).

Особенности процедуры

К сожалению, воспользоваться процедурой перераспределения вправе не все желающие. В частности, такая процедура невозможна, если объекты недвижимости пребывают в государственной либо муниципальной собственности.

Исключением является:

  • Застраиваемые территории, в отношении которых властью было принято решение об их дальнейшем развитии, ввиду чего возникла необходимость в инициации перераспределения;
  • Земельные участки, изменение границ которых продиктовано намерением, связанным с размещением на них объектов капстроительства. В данном случае в качестве основания для осуществления указанных действий выступает соглашение, заключенное между властями (муниципальными, государственными) и непосредственно владельцами недвижимости.

Важно! Процедура перераспределения земли не допускается, если перенесение границ участка приводит к «смещению» расположенного на нем объекта недвижимости так, что он оказывается одновременно на двух участках.

Это считается нарушением принципа единства строений, находящихся на земле. Кроме того, важно знать, что в результате осуществления процедуры к новым участкам должен обеспечиваться доступ.

В соответствии с 17-й статьей 137-го Федерального закона от 25 октября 2001 года о введении ЗК РФ, также является допустимым, когда в образовании новых земельных участков задействованы наделы, пребывающие в собственности власти, но не имеющие госрегистрации прав.

Почему это выгодно? Образование новых земельных участков на основе старых также возможно посредством объединения смежных территорий и последующего разделения на запрашиваемые по площади и форме наделы.

Однако такие действия требуют не только более длительного периода времени для их осуществления, но и дополнительных финансовых затрат.

Перераспределение, в свою очередь, позволяет выполнить всю процедуру в один шаг – и при этом существенно сэкономить.

Источник: http://nedvigist.ru/zemli/soglashenie-o-pereraspredelenii-zemelnyh-uchastkov.html

Соглашение о перераспределении земельных участков, образец

Соглашение о перераспределении земель

Соглашение о перераспределении земельных участков необходимо, если из одного образуются несколько, либо в других ситуациях, установленных законом, в частности – ЗК РФ.

Основания проведения процедуры

Их несколько, все они носят общий характер:

  1. Необходимость в изменении границ надела. Обычно это действие выступает договоренностью, заключенной между собственниками. Это соседи, которые решили, что границы их наделов могут быть изменены для того, чтобы начать строительство с учетом всех требований и правил СНИП.
  2. Исправление ошибки кадастрового инженера. Они нередки. Например, необходимость перераспределения может возникнуть в случае, если в процессе проведения межевания были неверно осуществлены геодезические работы. В результате возникли так называемые «кривые границы» по соседству с другим участком. Участок имеет неровности: установить на нем сооружения, в том числе и временного характера, невозможно. Наделы с такими проблемами не могут быть поставлены на кадастровый учет. Обычно сотрудники Росреестра, которые занимаются регистрацией изменений, выносят отказ в учете.
  3. Земельные угодья, которые подлежат перераспределению, принимают участие в государственных программах. Обычно к ним относят возведение магистралей и железнодорожных путей сообщения. Кроме того, различных коммуникаций, которые необходимы для обеспечения населению нормальных условий.
  4. Решение судебного органа. В нем указывается основание, по которому участок земли должен быть перераспределен.
  5. Сособственники земельного участка приняли решение о том, чтобы разграничить общую землю. В этой ситуации необходимо обеспечить каждому из созданных участков свободный доступ. А это невозможно сделать без проведения процедуры перераспределения.
  6. В некоторых случаях, если необходимо использовать земельный надел, который располагается рядом, для проведения коммуникаций, сервитут можно не использовать, а попробовать изменить границы.

Этапы проведения процедуры

Процесс включает в себя несколько этапов:

  1. Письменное соглашение между участниками перераспределения. Заключается по их инициативе, на добровольной основе.
  2. Сбор, подготовка комплекта документов сразу на оба участка.
  3. Написание и передача заявления в уполномоченный орган, занимающийся перераспределением. Чаще всего, им выступает местная администрация.
  4. После одобрения уполномоченного органа, заинтересованные в проведении перераспределения лица, проводят геодезические работы. В результате на каждый из вновь образованных участков составляется межевой план.

Документы вместе с межевым делом передаются в органы Росреестра. Это происходит для того, чтобы зарегистрировать в законном порядке вновь образуемые земельные наделы.

Критерии перераспределения

Не все частные земельные участки могут быть перераспределены. Перед подачей заявления в местные органы власти, заинтересованным лицам необходимо ознакомиться с условиями, при которых они могут рассчитывать на одобрения уполномоченного органа. Территория, планируемая к перераспределению, должна подпадать под критерии:

  • наличие у участков общих границ;
  • отсутствие обременения;
  • присутствие межевого дела (сособственники обязаны предварительно пройти межевание, так как при распределении меняется местоположение точек границ);
  • межевание должно производиться в точном соответствии с законом (если в межевом деле будут обнаружены ошибки, допущенные кадастровым инженером, уполномоченная инстанция вынесет отказ);
  • после перераспределения каждый из участков имеет свободный доступ, проезд, проход;
  • оба вновь образованных наделов имеют одинаковый ВРИ и категорию;
  • осуществление работ по кадастру проводится с согласия реальных владельцев.

ЗК РФ отдельно рассматривает вопрос, связанный с перераспределением земельных участков, если один из них выступает собственностью местных органов власти. По общему правилу, ст. 11.7 этого закона устанавливает запрет на перераспределение, но также существуют исключения из правил, установленные для каждого отдельного случая.

Пакет документов

Каждая из процедур, имеющая юридическое значение, сопровождается сбором определенных документов. Они необходимы для их представления в уполномоченный орган, получения на этот процесс разрешений, дальнейшей регистрации внесенных изменений.

Заинтересованные лица подготавливают документы:

  1. Подготавливается схема участка, которую нужно заказывать в местном органе власти.
  2. Кадастровый паспорт.
  3. Технический паспорт на сооружения, находящиеся на участке земли.
  4. Выписка из ЕГРН.
  5. Доверенность, если от имени собственника в правоотношении принимает участие его представитель.

Каждый из документов представляется в оригинале и копии. Последние удостоверяются нотариально. Если документы будут собраны не полностью, муниципалитет обычно отказывает в удовлетворении просьбы заявителей.

Соглашение

Этот документ, который подписывается между сторонами добровольно. Обязательно он заключается в письменной форме. Включает в себя информацию:

  • сведения, касающиеся собственников участка земли;
  • описание причин, по которым они желают произвести перераспределение;
  • позиция, которая определяет необходимость в проведении процедуры.

Участниками соглашения могут быть собственники угодий, а также с одной стороны – орган власти в лице местной администрации. После оформления, образец соглашения передается кадастровому инженеру для того, чтобы последний его приложил к готовому межевому плану.

Перед заключением соглашения необходимо написать заявление, в котором указываются:

  • данные о заинтересованном лице: фамилия, имя, отчество;
  • паспортная информация: реквизиты документа;
  • наименование, местонахождение заявителя, ИНН, учредительные документы ЮЛ;
  • кадастровый идентификатор участка земли;
  • реквизиты проекта межевания территории, если перераспределение планируется проводить в соответствии с этим документом;
  • контакты для связи с заявителем: мобильный телефон, емейл почта и т.д.

Нюансы перераспределения

Процесс не так сложен, но заинтересованные лица обязаны знать все его нюансы.

  1. В зависимости от ситуации, наиболее простым решением выступает установление частного сервитута. Это обременение, которое может быть наложено на процесс пользования земельным наделом. Исходя из этого, необходимо верно оценить целесообразность проведения перераспределения, а также установления ограничения на порядок пользования земельным угодьем.
  2. Если земельный надел находится в режиме долевой собственности, то нужно согласие всех владельцев.
  3. При проведении кадастровых работ закон не разрешает нарушать права соседей. Если этот факт будет установлен, то результаты межевания могут быть опровергнуты судом. Именно поэтому закон предъявляет строгие требования к проведению межевания. Они сводятся не только к тому, чтобы найти специализированную и аккредитованную организацию, но и оповестить соседей. Уведомление должно быть им направлено с помощью всех имеющихся средств связи. Закон устанавливает срок в две недели до дня проведения межевания.
  4. Сбор документов должен быть быстрым, так как некоторые справки имеют определенный срок действия.

Сколько стоит перераспределить земельный надел

Увеличение площади земельного участка, который находится в собственности других лиц (частных владельцев) осуществляется за определенную плату. Ее размер устанавливается местным органом власти. Причем ее размер разный: все зависит от конкретного региона. Местная администрация устанавливает срок, в течение которого должна быть оплачена услуга.

https://www.youtube.com/watch?v=nPEjmI-Nikw

Межевание – это обязательная процедура, совершение которой требуется при проведении юридически значимых действий с земельным наделом. На стоимость оказывают влияние такие факторы, как:

  • площадь;
  • регион;
  • форма надела;
  • месторасположение.

Например, в столичном регионе и за МКАД стоимость межевания может варьироваться до 30000. В других – меньше, примерно 10000. Собственник обращается в частные компании, которые в обязательном порядке обязаны иметь аккредитацию на осуществление этого вида работ.

В перераспределении могут отказать. Например, по причине того, что на участке, который задействован в процедуре, находится чужая недвижимость. Либо земля может быть изъята (ограничена) из (в) обороте.

Главное – чтобы участок подпадал под критерии распределения. И занимался этой процедурой только его собственник или его представитель.

Все полномочия должны подтверждаться документально: основаниями собственности или доверенностью.

Источник: https://prozemlu.ru/soglashenie-o-pereraspredelenii-zemelnyh-uchastkov-obrazets/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.