Соглашение о выкупе земельного участка

Содержание

Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Соглашение о выкупе земельного участка
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.

Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.

Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.

Добровольно-принудительный характер изъятия недвижимости для публичных нужд

Чтобы понять специфический характер принудительного изъятия земель и недвижимости для публичных нужд, необходимо проанализировать их частный и публично-правовой аспекты.

Существуют следующие мнения:

1. Изъятие недвижимости путем выкупа относится к правомерным действиям и юридическим актам, а если конкретнее – к сделкам. действий отчуждателя (частного владельца участка) и покупателя (публичного образования) направлены на переход права собственности при условии уплаты выкупной цены.

2. Сделка – частноправовая категория. Каждый ее участник преследует собственную цель. Сделки с участием публичных образований могут иметь социальную направленность. Это не позволяет причислять их к числу сугубо рыночных.

Отчуждение частных земель и недвижимости государству или территориальной общине в порядке принудительного выкупа нельзя причислять к сделкам, но можно – к квази-сделкам.

Другими словами, они формально соответствуют признакам договоров, хотя по сути ими не являются.

3. Правоотношения по изъятию земель не являются сделками, поскольку не предполагают наличия «автономии воли» в том смысле, в котором она признается ст. 2 ГК РФ. В случае принудительного изъятия недвижимости государство и территориальные общины в лице компетентных органов распоряжаются частным имуществом. При этом они действуют как публичная власть.

Изъятие недвижимости путем добровольного выкупа на основании соглашения с собственником является сделкой. Такие правоотношения следует признать гражданско-правовыми.

Изъятие путем лишения владельца участка его прав на землю и недвижимость на основании судебного вердикта (пусть даже возмездное) нельзя признавать сделкой. В таких правоотношениях нет ни равноправия, ни свободы волеизъявления.

Орган публичной власти действует помимо воли частного собственника, используя императивный метод правового регулирования.

соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:

  • идентификационные данные сторон, в числе которых имя или наименование; постоянное место жительства или юридический адрес; в отношении гражданина – реквизиты общегражданского паспорта; применительно к организациям и публичным образованиям – указание на доверенность представителя;
  • кадастровые или условные номера объектов. В случае отсутствия номеров – описание зданий или объектов незавершенного строительства;
  • цель изъятия недвижимости, иными словами – подробная расшифровка сути публичных нужд. Описание объектов, которые планируется разместить в изъятой недвижимости или на месте ее расположения после сноса/реконструкции;
  • реквизиты решения об изъятии земельных участков: дата и орган принятия, регистрационный номер, место и дата первой публикации;
  • перечень прав, возникающих или прекращающихся в связи с изъятием земель и недвижимости.
  • срок передачи недвижимости публичному образованию, который не может превышать полгода с момента прекращения правомочностей прежнего собственника;
  • размер выкупной стоимости, текущий счет продавца, процедура выплаты;
  • перечень размещенных на участке сооружений, в том числе объектов незавершенного строительства, выкуп которых в связи с изъятием участка не планируется (если таковые имеются);
  • перечень прав, на которых бывший собственник вправе использовать весь или часть ранее принадлежащего ему участка после завершения процедуры изъятия (при наличии);
  • перечень сервитутов, сохраняющихся после изъятия недвижимости (по общему правилу ст. 56.5 ЗК РФ сервитуты при изъятии прекращаются).

К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:

  • выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
  • размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
  • рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).

Стороны соглашения об изъятии недвижимого имущества

Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.

Передача муниципальных земель государству может быть только платной.

Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.

В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.

15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.

Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.

Условия перераспределения земель или земельных участков в соглашении об изъятии недвижимости

Относительно недавно Земельный кодекс РФ был дополнен гл. V.4, посвященной перераспределению земельных участков. Одним из нововведений стало появление возможности перераспределения частных и публичных земель между собой.

Вступившая в силу 01.03.15 г. статья 39.28 ЗК РФ предусматривает исключительный перечень оснований для такого перераспределения и среди них – образование участков для возведении объектов:

  • энергосистем;
  • космической деятельности;
  • обороны и госбезопасности;
  • трубопроводного транспорта местного значения;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • общефедерального транспорта и коммуникаций;
  • обеспечивающих работу субъектов естественных монополий;
  • автотрасс общего пользования.

Необходимость перераспределения возникает, когда государству или территориальной общине понадобился не весь участок, а лишь часть принадлежащих собственнику земель. Перераспределение подразумевает как минимум два действия:

  • исходный частный участок делится на части, одна из которых изымается в пользу публичного образования;
  • к оставшейся части присоединяется приблизительно равноценный участок из земель публичной собственности (разница в цене компенсируется доплатой).

Возможны случаи, когда исходный участок делиться, одна из его частей изымается для публичных нужд при условии выплаты компенсации, а вторая остается во владении предыдущего собственника. Однако подобные правоотношения не могут именоваться перераспределением.

В некоторых случаях перераспределение дает возможность разрешить конфликтную ситуацию. К примеру, оставить семье площади, на которых расположен дом и постройки, при этом перенести огород в другое место.

Перераспределение сопряжено с кадастровыми работами (проводятся силами публичного образования) и возможно только при определенных условиях:

  • целевое назначение, разрешенные виды использования преобразуемых участков совпадают;
  • вновь созданный участок не пересекает границы территориальной зоны;
  • новообразование имеет «природный» вид без изломанных границ.

Заключение соглашения об изъятии недвижимости

Уполномоченный орган проводит предпродажную подготовку, предусмотренную ст. 56.7 ЗК РФ. Согласие правообладателя на осуществление нижеописанных действий не требуется:

  • проведение кадастровых работ;
  • образование участков согласно проекту межевания либо схеме расположения;
  • уточнение границ изымаемых участков (при необходимости);
  • образование участка из земель публичной собственности для предоставления взамен изымаемых;
  • постановка на учет в ГКН изымаемого и/или вновь образуемого участка для предоставления его взамен (примечательно, что орган власти может действовать от имени частного собственника без доверенности);
  • оценка изымаемых объектов, а также размера прямых убытков и упущенной выгоды по правилам ст. 56.8 ЗК РФ и Закона РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • оценка земель и недвижимости, предоставляемых взамен изымаемых;
  • переговоры с правообладателем относительно условий выкупа недвижимости;
  • подготовка соглашения об изъятии;
  • направление проекта договора о выкупе для подписания правообладателю.

У правообладателя есть 3 месяца на подписание соглашения и обращение в компетентный орган. В случае отказа или игнорирования требования орган власти вправе подать в суд.

Право начать судебную тяжбу по поводу понуждении к заключению сделки сохраняется на протяжении 3 лет со дня направления проекта договора.

Предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых участков

Публичные образования зачастую предлагают собственникам изымаемых участков и недвижимости адекватную имущественную замену. Чаще всего это касается муниципалитетов.

Дело в том, что свободными землями на территории населенных пунктов распоряжаются муниципалитеты. Они же приобретают право собственности на участки, прежние владельцы которых от них отказались (ст. 19 ЗК РФ).

По решению суда муниципалитеты обретают право собственности на бесхозяйную недвижимость по истечению срока ее учета в качестве таковой (ст. 225 ГК РФ). Таким образом, в собственности муниципалитета может оказаться не только свободный участок, но и жилые дома.

Удобство предоставления одного имущества взамен другого для публичного образования связано, среди прочего, с бюджетным планированием. Выделение средств на выкуп частных владений необходимо планировать до начала очередного бюджетного периода. В резервном фонде посреди финансового года достаточных средств может попросту не оказаться.

Примечательно, что предоставление одного участка взамен другого характерно для случаев, когда частный владелец и субъект властных полномочий пришли к обоюдному согласию. Когда изъятие происходит принудительно, суды назначают денежные компенсации.

Практики навязывания недвижимости взамен изъятой в России нет, что вполне обосновано.

Если стороны пришли к соглашению о предоставлении иных объектов недвижимости взамен изымаемых, этот факт отражается в соглашении. Правоотношения сторон в этом случае подпадают под действие предписания гл. 31 ГК РФ «Мена».

Возможны ситуации:

  • равноценного обмена недвижимостью без доплаты;
  • обмена на более дорогое или дешевое имущество с доплатой в пользу частного лица или публичного образования.

Договор с публичным образованием об изъятии одной недвижимости с предоставлением другой признается достаточным основанием для обращения в многофункциональный центр или ЕГРП. Таким образом, земля и здания, предоставленные взамен изъятым, регистрируются по общей процедуре.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-izyatii-nedvizhimosti-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Примерная форма соглашения о выкупе недвижимого имущества для государственных (городских) или муниципальных нужд в городе Москве

Соглашение о выкупе земельного участка

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

СОГЛАШЕНИЯ О ВЫКУПЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (ГОРОДСКИХ) ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

г. Москва “__” ___________ 2007 г. 1. Правительство Москвы в лице префекта ______________________ административного округа г. Москвы, действующего на основании положения о префектуре __________________ административного округа города Москвы, Указа Мэра Москвы от “__” ____ ___ г. N ____ (далее по тексту – Администрация); Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в лице руководителя Департамента (заместителя руководителя – начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ___________________________ административном округе города Москвы) ______________________________, действующего (фамилия, имя, отчество) на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2006 года N 737-ПП “Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы” (по доверенности N _________ от “__” ___________ ____ г., выданной ____________________________, действующей до “__” ______ ____ г.), (указать, кем выдана) и находящегося по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 1/12 (_____________________________________________) (далее по тексту – (адрес Управления Департамента в АО) Департамент); инвестор – при наличии инвестиционного контракта – в лице _________________, действующего на основании устава и доверенности N _____ от “__” _____ ___ г., выданной __________________________, (указать, кем выдана) действующей до “__” _________ ___ г. (далее по тексту – Инвестор), и гр. __________________________ (далее по тексту – Гражданин) (фамилия, имя, отчество) во исполнение постановления Правительства Москвы от “__” _________ ____ г. N _________ “Об изъятии для государственных нужд земельных участков…” заключили настоящее соглашение о нижеследующем. 2. Предмет соглашения 2.1. Предметом соглашения являются: удовлетворение Администрацией, Департаментом (и Инвестором – при наличии инвестиционного контракта) условий о предоставлении Гражданину взамен принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества (доли в праве): ____________________________ (жилого дома, земельного участка) общей площадью ___ кв. м, жилой площадью ___ кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. _________________________, д. ___, корп. ______, N _______, иного жилого помещения выкупной цены в денежной форме и размерах в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы; передача Гражданином городу Москве права собственности на указанное выше принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество; фактическое освобождение Гражданином (членами его семьи и иными лицами, находящимися в нем) указанного недвижимого имущества; переселение Гражданина (членов его семьи) в предоставленное ему иное жилое помещение. 2.2. Право собственности на указанное выше недвижимое имущество подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от “__” ______ ___ г. N ____ и записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N _____ от ___ _________ г., иными документами (указать). Указанное недвижимое имущество (жилой дом, земельный участок, часть земельного участка и находящиеся на нем хозяйственно-бытовые постройки) до настоящего времени никому не продано, не заложено, в споре и под запрещением (арестом) не состоит, не обременено денежными обязательствами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также правами 3-х лиц. 3. Стоимость и порядок расчетов 3.1. Рыночная стоимость недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Гражданину и расположенного по адресу: г. Москва, ул. ______________, д. __, корп. ___, N ___, составляет __________ руб.: (числом) __________ (________________________________________________) руб. (числом) (прописью) (для жилого дома, части жилого дома: а) стоимость земельного участка – ______________________ руб.; б) стоимость плодово-ягодных насаждений, в т.ч. упущенная выгода, – _____________ руб.; в) стоимость жилого дома (доли в праве на жилой дом), включая хозяйственно-бытовые строения, – ____________________________ руб. Итого: ___________ (______________________________________) руб.). (числом) (прописью) 3.2. В соответствии с определенной рыночной стоимостью недвижимого имущества Гражданина, указанного в п. 2.1, и Законом города Москвы от 31.05.2006 N 21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве” Гражданину может быть: а) предоставлено жилое помещение (отдельная квартира) размером общей площади _________ кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. ____________________, д. ___, корп. ___, кв. ___; б) предоставлена 100% субсидия на приобретение жилого помещения; в) предоставлена выкупная цена в денежной форме в размере, указанном в п. 3.1. 3.3. Денежные средства за упущенную выгоду в размере ____ руб. (подп. “б” п. 3.1) перечисляются на лицевой счет Гражданина, Открытый в банке Российской Федерации, либо засчитываются в счет погашения разницы в стоимости обмениваемого недвижимого имущества в течение __ дней с момента подписания настоящего соглашения всеми сторонами, либо при наличии инвестиционного контракта выплачиваются в бюджет города Москвы. 3.4. Рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения, находящегося по адресу: г. Москва, ул. __________________, д. ___, корп. ____, N ________, в соответствии с произведенной независимой оценкой составляет _________ (______________________________) руб. (числом) (прописью)

3.5. Предоставляемая в собственность квартира является равноценным выкупом (частью выкупа) за изымаемый жилой дом (долю в праве на жилой дом), земельный участок, плодово-ягодные насаждения.

Произведенная оценка недвижимого имущества Гражданина и предоставляемого взамен него жилого помещения признана сторонами соответствующей рыночной стоимости данного недвижимого имущества.

Источник: https://dogovor-obrazets.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%86/%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/36659

Выкуп земли у государства в 2020 году: образец заявления, стоимость

Соглашение о выкупе земельного участка

С принятием Конституции РФ с 1993 г. у граждан и организаций появилось право на приобретение федеральной или муниципальной земли в собственность. А в 1997 г.

был введен Земельный кодекс, содержащий правила землепользования.

Но в нашей стране законодательные акты постоянно терпят изменения, и чтобы выкупить землю из государственной собственности необходимо владеть актуальными на 2018 г. сведениями и знать все нюансы приобретения земли.

Проблема в том, что многие интернет-порталы содержат устаревшую или недостоверную информацию, из-за которой граждане не могут получить участки даже на платной основе и правильно оформить их в собственность.

В данной статье содержится информация о том, в каких случаях можно выкупить государственные участки, как происходит процедура выкупа, сколько это будет стоить и как рассчитать. Также мы предоставим пошаговую инструкцию с описанием каждого этапа.

Выкуп земельного участка: когда это возможно

Выкупу земельных участков из федеральной и муниципальной собственности посвящена Глава 5.1 ЗК РФ. Так в ст. 39.1 указанного акта сказано, что на основании договора купли-продажи (далее – ДКП) можно получить землю в частную собственность. Такая возможность предоставляется всем гражданам России, ИП и юридическим лицам при соблюдении определенных условий.

Вас может заинтересовать: что нужно, чтобы оформить выкуп земли.

Условия для выкупа земли из государственной и муниципальной собственности:

  1. Отсутствие ограничений на покупку земли.
  2. Использование земель должно осуществляться в соответствии с ее назначением и видом разрешенного пользования.
  3. Участие в аукционе, а в некоторых случаях выкуп производится без торгов по фиксированной сумме.
  4. Межевание и постановка на кадастровый учет производится за счет покупателя.

Рассмотрим каждый пункт подробнее.

В частную собственность могут переходить только те участки, которые не изъяты из оборота или не ограничены.

Такими являются земли лесного фонда (узнайте, как заключить договор аренды на лесной участок), территории, на которых расположены стратегически важные для страны объекты или объекты, несущие угрозу причинения вреда – например изготовление ядов, наркотиков и подобных веществ. Также государство не передает гражданам земли, расположенные на границе.

Важным моментом при приобретении земли является использование участка по назначению. Т.е.

если вы купили ЗУ под строительство дома, а фактически построили там магазин или осуществляете другую коммерческую деятельность, то Администрация в лице инспектора по земельным делам может привлечь вас к административной ответственности, вплоть до изъятия земли. Таким образом, планируя покупку земли стоит обратить внимание на категорию и вид разрешенного пользования.
Что касается способа покупки, то их 2:
  1. Через аукцион, участвуя в торгах.
  2. Без проведения торгов.

Торги по продаже государственной собственности проходят как и все аукционы. Есть лот и несколько участников, которые делают ставки. Тот, кто даст большую сумму и будет новым владельцем земли. Такой способ выкупа предусмотрен в большинстве случаев для организаций и иногда для граждан.

Что касается второго варианта, то выкуп производится по фиксированной цене, если:

  • Участок ранее находился у вас в аренде или бессрочном пользовании.
  • Участок образовался в ходе раздела земли для дачного хозяйства, для ИЖС, комплексного освоения территории (при условии, что ранее земля предоставлялась некоммерческим товариществам).
  • На участке находится объект, принадлежащий покупателю.
  • Участок предназначен для ИЖС, ЛПХ, КФХ, СНТ, ДНТ.

Это далеко не весь перечень оснований для выкупа земли без торгов – всего в ЗК указано 11 оснований для выкупа участка без аукциона. Подробная информация сдержится в ст. 39.3 ЗК РФ.

Одним из важных моментов при выкупе ЗУ является кадастровый учет. Каждый метр земли, находящийся в частных руках должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Но о государственных землях в законодательстве данное положение отсутствует. И на сегодняшний день большинство земель не учтены и не имеют координат.

Поэтому, выкупая себе надел, будущий собственник обязан провести межевание и зарегистрировать участок в Реестре недвижимости за свой счет.

Таким образом, если на выкупаемом участке расположены объекты строительства или эта земля уже находилась в аренде, то будущий собственник проводит межевание и кадастровый инженер передает данные в Росреестр.

А в случае выкупа первично образованного участка необходимо составить схему расположения самостоятельно (если ЗУ за пределами населенного пункта) или кадастровым специалистом (если на территории населенного пункта).

Полученная схема утверждается в администрации и после одобрения будущий собственник проводит межевание в соответствии с регламентом, ставит землю на учет в Росреестре и выкупает вновь образованный участок.

Если покупатель готов соблюдать все пункты, то можно обратиться в местный орган самоуправления – Администрацию. Ведь все обращения граждан по земельным вопросам рассматриваются на местном уровне. Там же будет принято решение о продаже земли или об отказе.

Не откладывайте возникшие вопросы! Напишите нашему юристу в чат справа и получите подробную консультацию исходя из вашей ситуации абсолютно бесплатно.

Пошаговая инструкция

Покупка земли из государственной собственности несколько отличается от купли-продажи участков между собственниками. Однако такой способ приобретения недвижимости гораздо безопаснее. Ведь покупая федеральную или муниципальную землю можно быть уверенным в том, что у нее один собственник – государство, и после заключения ДКП не появятся «подводные камни».

Если покупка частного ЗУ начинается с просмотра досок объявлений, то государственную недвижимость вы найдете непосредственно в Администрации муниципального образования. Также, если выкуп возможен только через аукцион, то можно воспользоваться официальным сайтом содержащем информацию о торгах – https://torgi.gov.ru.

Выбрав участок для покупки, можно перейти к процедуре выкупа.

Подача заявления

Будущий собственник подает заявление о предоставлении земли за плату или о допуске к аукциону в местный орган самоуправления.

В заявлении указывается:

  1. Наименование органа власти.
  2. ФИО заявителя, его адрес и телефон.
  3. Цель заявления – предоставление ЗУ в собственность за плату.
  4. Данные запрашиваемого участка – категория, целевое назначение, адрес, площадь, кадастровый номер.
  5. Цель использования ЗУ.

Образец заявления на покупку земли

заявление о проведении аукциона

Подать готовое заявление можно самостоятельно, почтой или через представителя. Также гражданам во многих обращениях помогает МФЦ. Вы можете написать заявление и сдать пакет документов сотруднику местного центра.

Однако обращение непосредственно к главе Администрации остается наиболее актуальным способом. Поскольку «на месте» вам могут сразу сказать о недостающих документах или даже сообщить есть ли у вас шансы на покупку запрашиваемой земли.

Документы

К заявлению полагается предоставить следующие документы:

  1. Копия паспорта заявителя.
  2. Доверенность и копия паспорта доверенного лица (при обращении через представителя).
  3. Договор аренды, безвозмездного пользования (если есть).
  4. Документы на зарегистрированные объекты недвижимости, расположенные на участке (если есть).

Для юридических лиц пакет документов выглядит так:

  1. Копия паспорта представителя.
  2. Доверенность.
  3. Свидетельство о гос. регистрации (копия).
  4. Копия устава.

Также можно предоставить кадастровый паспорт ЗУ, выписку из ЕГРН, схему участка и любые документы, которые могут повлиять на решение Администрации в продаже участка именно вам.

Ответ

После принятия документов ваше заявление должно быть рассмотрено не позднее 30 дней. Орган местного самоуправления примет решение и уведомит вас письменно. Ответ может быть положительным – выкуп одобрен или вас допустили до участия в аукционе, а также отрицательным – отказ в выкупе или участии в торгах.

Причины отказа:

  1. Обратилось лицо, не имеющее прав на выкуп.
  2. В заявлении допущены ошибки.
  3. Не предоставлены соответствующие документы.
  4. На ЗУ расположены постройки принадлежащие муниципальному образованию, субъекту РФ или РФ.
  5. ЗУ находится в пользовании у другого лица или предназначен для гос. нужд.
  6. Предоставлен юр. лицу для освоения территории.
  7. ЗУ изъят или ограничен из оборота.
  8. Аукцион проведен с нарушением.

Безусловно, когда отказ последовал из-за невнимательности заявителя, то споров не возникает. Но если такой ответ не обоснован или у вас есть сомнения, вы всегда можете обжаловать его. Для этого есть 2 варианта:

  • досудебный – урегулирование вопроса путем обращения в администрацию;
  • судебный – подача искового заявления в суд.

Прежде, чем начинать споры с Администрацией, опишите в чате справа свою ситуацию. Наш специалист изучит ее и поможет вам выбрать рациональный путь решения проблемы абсолютно бесплатно.

Заключение договора

После положительного решения администрации или победы на торгах Администрация предоставляет заявителю договор купли-продажи ЗУ. Подписав такое соглашение покупатель может обратиться в Росреестр и зарегистрировать право собственности на землю.

Регистрация в Росреестре

Подписав договор, покупатель приобрел право зарегистрировать купленную землю в собственность. Для этого он предоставляет свой паспорт и ДКП в территориальное отделение Росреестра. Однако данная госуслуга не бесплатна.

За регистрацию права собственности на ЗУ предусмотрена госпошлина в размере 350 р. (пп.24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Предоставлять квитанцию не обязательно, но если платеж не поступит, то выписку ЕГРН с подтверждением возникших прав вы не получите.

Выкупная стоимость ЗУ

Государственная земля всегда привлекательнее для покупки. Это связано не только с юридической чистотой участка, но и с его ценой. Как правило такие земли на порядок дешевле, чем у частников.

В настоящее время возможен выкуп земли по кадастровой стоимости (КС), ниже ее или по результатам аукционов. Последнее не требует подробного описания. Поскольку цену за участок назначает сам покупатель.

Что касается выкупа по цене ниже КС, то законом установлено:

  1. 50 % от КС для инвалидов и пенсионеров.
  2. От 20 % до 60% для арендаторов выкупаемых ЗУ.
  3. 80 % для выкупа с изменением категории или назначения ЗУ.

Для граждан, которые пользовались ЗУ более 10 лет, и которые имеют в собственности кап. строения на выкупаемом участке стоимость может быть снижена до 2,5 %.

Судебная практика

К сожалению, на практике часто встречаются неправомерные отказы в предоставлении ЗУ в собственность. Примером может послужить дело Алтайского краевого суда, рассмотренное в 2018 г.

Истец обратился в суд с иском к Барнаульской городской думе с требованием признать незаконные положения Правил землепользования и застройки городского округа по поводу земельного участка отнесенного к санитарно-защитной зоне.

В иске указано, что истец пользовался ЗУ и самовольно построенным на нем домом длительное время. Ранее он обращался в Комитет по земельным ресурсам и просил предоставить используемый участок в собственность.

Однако истец получил отказ, обоснованный тем, что данный ЗУ находится на территории санитарно-защитной зоны Северного Промышленного района.

Согласно положениям Российского законодательства строительство жилых объектов на территории таких зон запрещено.

Однако проект защитных зон не разрабатывался и соответствующее заключение главного санитарного врача Алтайского края не было выдано.

Таким образом суд установил, что ЗУ не относится к санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и положения Правил землепользования недействительны.
Т.е. иск был удовлетворен.

Положения правил, касающиеся расположения защитных зон не действительны. А истец может повторно обратиться для выкупа ЗУ и узаконить построенный дом.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/vykup

Соглашение об изъятии недвижимости в 2019 году, постоянное бессрочное пользование земельным участком, образец соглашения | Земельный эксперт

Соглашение о выкупе земельного участка

В некоторых случаях для строительства или ремонта важных коммуникационных систем или объектов инфраструктуры земля подлежит изъятию из частного владения в собственность государственного или муниципального учреждения.

Изъятие земельных участков происходит на постоянной или временной основе.

Согласно решению государственного органа выносится соответствующее постановление, содержащее характеристики территории и сведения о ее владельце.

Основания для изъятия земли и расположенной на ней недвижимости:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Строительство дорог и автомагистралей, в том числе железнодорожных путей.
  2. Воздвижение объектов стратегического назначения.
  3. Строительство и ремонт коммуникационных систем газо-, теплоцентралей.
  4. Установка линейных систем для естественных монополий.
  5. Воздвижение термоядерных и химических объектов.
  6. Строительство военных комплексов.
  7. Разработка и постройка космодромов, аэропортов и вокзалов.
  8. Прокладка пути к объектам культурной или природной ценности.

Объект недвижимости подлежит изъятию независимо от формы собственности, например, постоянное бессрочное пользование земельным участком прекращает действовать с момента принятия заключительного документа, выплаты определенной компенсации и оформления перехода вещного права в регистрирующем органе. Исключением является выморочное имущество, которое не подлежит изъятию для федеральных и региональных нужд.

Процесс принудительного изъятия завершается заключением соглашения, оформляемого между фактическим собственником и местными властями (или государственным органом), в чье ведение передается участок.

Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд составляется в произвольной форме, но должно содержать сведения об объекте правоотношения – конкретном земельном участке и величине компенсации, перечисляемой на индивидуальный лицевой счет бывшего владельца.

Государственные законы, регулирующие порядок изъятия недвижимости в пользу государства:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997.

Образец соглашения об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд составляется в произвольной письменной форме от руки или машинописными символами. Этот документ оформляется между фактическим собственником отчуждаемой недвижимости и представителем государственного органа, в чьих интересах осуществляется изъятие.

Соглашение должно содержать следующую информацию:

  • Местоположение, площадь и категория земли, подлежащей изъятию.
  • Кадастровый номер недвижимости, а при его отсутствии условный номер или иное описание рассматриваемого объекта.
  • Цель изъятия.
  • Реквизиты решения об изъятии.
  • Законное основание для возникновения правоотношения.
  • Данные собственника недвижимости.
  • Величина компенсации за изъятие земельного участка и порядок ее предоставления. Если за отчуждение владельцу имущества передается иной участок, указываются его характеристики и кадастровая стоимость. При этом денежное возмещение уменьшается на величину стоимости передаваемой собственности.
  • Указание о необходимости регистрации перехода вещного права.
  • Срок и порядок передачи участка.
  • Дата составления документа.
  • Подписи сторон.

Если за отчуждение собственности передается иной земельный участок, правила составления такого соглашения аналогичны договорам купли-продажи или мены, которые регулируются гражданским законодательством.

Регистрация соглашения об изъятии недвижимости

Согласно гражданскому законодательству переход вещного права от одного собственника к другому подлежит обязательному оформлению в РосРеестре. На основании внесения записи в учетный журнал и кадастр недвижимости вступает в силу правомочия нового владельца такого имущества.

Пошаговая инструкция по порядку регистрации:

  1. Подготовка и сбор необходимых документов.
  2. Обращение в региональный регистрирующий орган. Заявление оформляется официальным представителем госучреждения, которым было произведено изъятие.
  3. Ожидание в течение 10 рабочих дней для завершения делопроизводства.
  4. Получение регистрационного документа при личном посещении РосРеестра, курьером или заказным уведомлением.

Государственные органы освобождены от уплаты госпошлины при регистрации перехода вещного права. Обращение за оформлением можно выполнить в региональном отделении Росреестра, МФЦ (многофункциональный центр) или отправить заказным письмом. Заявку для регистрации можно оформить также на официальном интернет-портале РосРеестра.

Делопроизводство по оформлению перехода вещного права производится на основании ФЗ № 122 от 21.07.97 г.

Документы, прилагаемые к соглашению об изъятии недвижимости

К соглашению об изъятии недвижимости при регистрации перехода вещного права прикладываются:

  • Правоустанавливающие бумаги на имущество.
  • Постановление муниципального или государственного органа об изъятии конкретного участка.
  • Данные сторон.
  • Кадастровый паспорт на имущество, технический план.
  • Копия соглашения об изъятии земли.

Заключение

Соглашение об изъятии недвижимости – заключительный документ, оформляемый представителем государственного учреждения с фактическим собственником имущества. Основная цель этой бумаги – определение величины компенсации, которая будет передана бывшему собственнику, как возмещение за землю и находящиеся на ней постройки.

Основные положения заключения соглашения между представителем госоргана и собственником об отчуждении объекта недвижимости:

  1. Основание для оформления документа – принятие соответствующего постановления.
  2. Соглашение подлежит обязательной регистрации в РосРеестре в общеустановленном порядке, за исключением отмены уплаты госпошлины.
  3. Правоотношение и величина возмещения за землю могут быть обжалованы в судебном порядке путем подачи соответствующих исков. При этом кассационный порядок предъявления претензий осуществляется в течение двух недель с момента вынесения вердикта.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по соглашению об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Иннокентий.

Недавно мне пришло уведомление, что мой земельный надел и расположенная на нем недвижимость подлежит изъятию для нужд муниципалитета.

Меня пригласили в администрацию для подписания соглашения об изъятии недвижимости и установки определенной выкупной цены. Что мне делать в этом случае и могу ли я отказаться от подписания документов?

Ответ: Здравствуйте, Иннокентий. В ст. 49 ЗК РФ определены главные основания для возможности изъятия недвижимости из частного землепользования. Если такие условия соблюдены – государственный орган может изъять имущество.

При подписании соглашения в государственном органе, вы должны обратить внимание на величину компенсации. Если она недостаточная, данное условие договора можно обжаловать в суде, путем подачи соответствующего иска.

Согласно ст. 56.6 п. 14 решение об изъятии территории может быть обжаловано в судебном порядке.

Список законов

  • ФЗ N 122-ФЗ
  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56.6 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/izyatie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/soglashenie-ob-izyatii-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.