Согласование с землепользователями

Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

Согласование с землепользователями

В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

Президент Владимир Путин одобрил поправки в законы о кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости1. Согласно новым правилам, если при проведении кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует землю, которая в документах не значится, он сможет оформить излишки в собственность.

При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ.

Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании.

По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

Им или их представителям извещения о проведении собрания вручаются под расписку. Извещения также могут быть направлены по адресам электронной почты или почтовым адресам лицам, право которых на объект недвижимости зарегистрировано или в пользу которых зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Эти адреса обычно содержатся в ЕГРН. Однако подобная информация может и отсутствовать. В таких случаях допускается извещение о проведении собрания путем публикации сообщения в средствах массовой информации. Обычно таким СМИ является официальная газета муниципалитета.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

В этом случае владельцы участков должны подготовить письменные возражения и направить их кадастровому инженеру. Он зафиксирует их в акте согласования.

При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

О том, как не доводить конфликт до суда и урегулировать его с помощью примирительной процедуры, читайте в публикации «Медиация: разрешаем споры без суда».

1 Федеральный закон от 17 июня 2019 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”» (вступит в силу через 90 дней после официального опубликования).

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/khotite-zaregistrirovat-lishnie-sotki-pridetsya-obsudit-granitsy-uchastka-s-sosedom/

Верховный суд разъяснил, как соседям решать дела о земельных спорах

Согласование с землепользователями

Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров – искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела – наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа.

В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов.

Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Процедура “дачной амнистии” усложнится с 1 января 2017 года

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что “захватчик” перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик – собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно – на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась.

Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное – нарушены нормы законодательства.

Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

Есть Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” (N 221 от 24 июля 2007 года).

В этом законе сказано, что “местоположение” границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами.

Это делается в тех случаях, когда “в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости”.

Верховный суд подчеркивает – предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности.

Из этого правила есть исключения – не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.

Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

Судьбу заброшенных домов и участков решат местные власти

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон “О государственном кадастре” говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил – обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один – смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали.

И еще один важный момент – кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа.

Верховный суд подчеркнул – кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод – отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Кстати

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

Источник: https://rg.ru/2017/01/16/verhovnyj-sud-raziasnil-kak-sosediam-reshat-dela-o-zemelnyh-sporah.html

Правила проведения установления границ земельного участка

Согласование с землепользователями

Все наделы земли, выделенные в отдельные участки, имеют границы, определённые в межевом плане участка.

Нередко возникают ситуации, когда такие границы требуют уточнения, например, территориальные споры с соседями. Процедура уточнения границ проводится кадастровым инженером по определённым правилам.

Общие сведения об установлении границ

Под установлением границ земельного надела понимают определение координат границ участка земли, на который оформлен единый кадастровый документ, а также конкретизацию размытых приграничных линий и фиксацию всех изменений в межевом плане участка.

Для чего необходимо?

Существуют различные причины, при наступлении которых установление границ придётся проводить в сжатые сроки (например, решение суда), что нередко приводит к ошибкам, поэтому ответственные землепользователи проводят установление до возникновения юридических проблем. Особенно если в нем явно есть необходимость.

Установление границ проводится в целях:

  • Прекращения разногласий с соседними землепользователями по поводу расположения смежных участков границ;
  • Предотвращения возможных юридических проблем при сделках с наделом земли в будущем;
  • Исправления ошибок, совершённых ранее кадастровой службой при определении границ данного надела земли;
  • Исполнения судебного решения об уточнении границ;
  • Удобства разделения надела (или объединения наделов) для различных целей.

Если сторона, имеющая претензию, не стала урегулировать вопрос путём переговоров об установлении или такие переговоры не принесли результата, то тогда установить границы может обязать суд.

Если собственник приобрёл надел земли, межевание которого проводилось много лет назад, то уточнение может существенно изменить карту участка, что особенно важно при определении места для строительства жилого дома.

Необходимость разбиения участка на более мелкие для различных целей также невозможно без предварительного установления границ.

Виды кадастровых работ по установлению границ

Все кадастровые работы разделяются на виды, и деятельность кадастрового инженера и геодезиста по уточнению границ относится к виду: работы по земельным участкам, проводимые при необходимости установлению границ надела земли.

По причине возникновения неточностей в межевом плане можно выделить два основных вида кадастрового установления границ надела земли:

  • Неточности возникли из-за ошибок в расчётах;
  • Неточности возникли по причине неверно проведённых ранее геодезических измерений или из-за изменившегося ландшафта.

В первом случае кадастровые работы по установлению границ сводятся к перепроверке расчётных данных в кадастровой палате и устранения допущенных неточностей в межевом плане, а во втором случае необходимо заново проводить все измерительные работы на земельном наделе.

Кадастровый специалист при проведении работ по уточнению границ осуществляет на участке следующие виды деятельности:

  • Измерение протяжённости границ;
  • Фотосъёмка;
  • Замер высот и низин;
  • Определение координат граничных точек.

При выполнении данных работ кадастровый инженер использует специальное оборудование, и при его установке на границах между участками важно предупредить соседей о такой установке заранее.

Правила установления границ надела

Установление граничных линий в межевых планах регулируется Федеральным законом № 221 «О кадастровой деятельности», Федеральным законом № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Земельным кодексом РФ (ЗК РФ).

Общие правила, применяемые при установлении границ надела земли, следующие:

  • Изменение площади надела земли после установления границ не может составлять более 10% от первоначальной площади при отсутствии территориальных претензий третьих лиц;
  • Если принято предварительное решение о предоставлении муниципального надела земли в пользование конкретному лицу, то такое лицо обязано организовать и оплатить все работы по установлению границ данного надела, согласно п. 15 ст 39.15 ЗК РФ;
  • Уточнённые границы наносятся на графическую часть межевого плана надела земли, в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона № 218.

Важно помнить, что все изменения границ должны согласовываться с землепользователями-соседями, использующими свои участки на правах:

При участии в спорах стороны должны предъявить документы, на основании которых они используют свои участки.

Процедура установления границ

Установления границ осуществляется непосредственно кадастровым инженером, который проводит необходимые измерения и расчёты. Для подачи заявления об установлении границ надела земли в кадастровую службу понадобятся следующие документы:

  • Кадастровый паспорт на данный надел;
  • Документ, на основании которого возникает право пользования наделом;
  • План застройки (если имеется);
  • Проект межевания;
  • Копия паспорта заявителя.

Документом, на основании которого используется надел, может являться свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д.

Порядок действий

Порядок действий при установлении границ надела следующий:

  1. Сбор всех необходимых документов;
  2. Подача заявления в кадастровую службу об установлении границ;
  3. Заключение договора на предоставление услуги по установлению границ;
  4. Определение сроков визита и порядка работы кадастрового инженера;
  5. Извещение соседей о предстоящих процедурах;
  6. Визит кадастрового инженера и проведение им необходимых измерительных геодезических работ;
  7. Обработка результатов измерений и проектирование нового межевого плана кадастровым инженером;
  8. Согласование проекта межевого плана с заказчиком и заинтересованными третьими лицами (соседями);
  9. Согласование проекта межевого плана в кадастровой службе;
  10. Внесение необходимых корректировок и утверждение нового межевого плана с изменёнными границами.

Во избежание конфликтов соседей лучше известить до прибытия кадастрового инженера, чтобы они могли изложить суть своих территориальных претензий (если таковые имеются) заявителю или непосредственно кадастровому инженеру, так как установления границ впоследствии через решение суда может привести к затягиванию процедуры уточнения границ на длительное время.

В договоре об оказании услуг необходимо перечислить весь перечень работ, которые будут выполнять кадастровые специалисты. Важно указать стоимость всего комплекса работ, результатом которых будет получение нового межевого плана.

В противном случае, соседние землепользователи, не согласные с новым межевым планом, могут написать исковое заявление в суд, и тогда все работы по уточнению придётся проводить заново за счёт ответчика.

Все вычислительные и измерительные работы проводятся кадастровым инженером и при необходимости корректируются в допустимых пределах.

Требования к проведению работ

Важно помнить, что устанавливать границы можно только для надела земли, состоящего на учёте в органах кадастра, иначе, если у надела нет кадастрового паспорта, необходимо проводить не установление, а первичное определение границ такого надела.

Все работы по установлению границ может проводить только кадастровый инженер, данные о котором присутствуют в государственном реестре (списке) кадастровых инженеров, который опубликован на сайте Росреестра.

Необходимо понимать, что кадастровому инженеру нужно предоставить всю документацию (кадастровую) на земельный надел, границы которого подлежат уточнению, и сообщить достоверные сведения о данном наделе. В противном случае кадастровый инженер имеет право отказаться от проведения геодезических работ на любой стадии процесса, согласно ч. 2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона № 221.

Затраты

Услуги по установлению границ земельного участка предоставляются различными организациями, формирующими цены на свои услуги исходя из особенностей региона и категории земли. Раньше стоимость уточнения границ надела земли на местности рассчитывалась как произведение цены за единицу площади (сотка) участка, где необходимо произвести уточнение, на стоимость такого уточнения по региону.

То есть для большинства садовых, дачных и других участков, находящихся в личном пользовании, стоимость уточнения границ будет зависеть только от региона и компании-подрядчика.

Стоимость услуг по установлению границ в некоторых регионах РФ для наделов земли, площадь которых не превышает одного гектара:

  • Московская область — от 15000 р.
  • Ленинградская область — от 12000 р.
  • Кировская область — от 16000 р.
  • Челябинская область — от 6000 р.
  • Нижегородская область — от 5000 р.
  • Самарская область — от 4800 р.
  • Курганская область — от 6500 р.
  • Тюменская область — от 8000 р.
  • Пензенская область — от 7000 р.
  • Пермский край — от 7500 р.
  • Новосибирская область — от 10000 р.

Итак, установление границ земельных наделов позволяют устранить разногласия с соседями по поводу смежных границ, а также избежать многих юридических проблем при осуществлении сделок с земельным наделом. Работы по установлению границ поверхности земельного участка должен проводить лицензированный кадастровый инженер, а стоимость такой услуги будет зависеть от региона.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/utochnenie-granic.html

Энциклопедия судебной практики. Порядок согласования местоположения границ земельных участков (Ст. 39 Федерального закона

Согласование с землепользователями

Энциклопедия судебной практикиПорядок согласования местоположения границ земельных участков

(Ст. 39 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”)

1. Общие условия согласования местоположения границ земельных участков

1.1. Повторное согласование местоположения границ, уже установленных с необходимой точностью, не требуется

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2014 г. N Ф06-3559/13 по делу N А65-10013/2013

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при формировании спорного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет нарушены его права, поскольку с ним как с собственником смежного земельного участка не были согласованы границы вновь формируемого земельного участка, судебной коллегией отклоняется.

Образование спорного земельного участка осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым органом местного самоуправления до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, в связи с чем местоположение границ образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

Границы земельного участка, принадлежащего заявителю, являются уточненными, сведения о координатах границ учтены в государственном кадастре недвижимости.

Поскольку местоположение границ земельного участка заявителя при формировании спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет не требовалось уточнять и они фактически не уточнялись, суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствовала необходимость согласования границ спорного земельного участка с истцом.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 03 февраля 2015 г. по делу N 33-119

Требование ч. 1 ст. 39 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” об обязательности согласования местоположения границ при выполнении кадастровых работ распространяется лишь на те границы, которые ранее не были установлены с нормативной точностью и сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Если местоположение границ земельного участка, являющихся общими границами со смежными земельными участками, уже было установлено с необходимой точностью и сведения о местоположении этих границ внесены в государственный кадастр недвижимости, то в этом случае повторное согласование местоположения таких границ не требуется.

Апелляционное определение Московского городского суда от 02 августа 2013 N 11-15724/13

Требование п. 1 ст.

 39 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” об обязательности согласования местоположения границ при выполнении кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границ земельного участка распространяется лишь на те границы, которые ранее не были установлены с нормативной точностью и сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Если местоположение границ земельного участка, являющихся общими границами со смежными земельными участками, уже было установлено с необходимой точностью и должным образом согласовано при проведении кадастровых работ в отношении смежных земельных участков и сведения о местоположении этих границ внесены в государственный кадастр недвижимости, то в этом случае повторное согласование местоположения таких границ не требуется.

1.2. Согласование местоположения границ земельного участка не требуется при проведении иных видов кадастровых работ, не связанных с уточнением границ земельных участков

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 03 февраля 2015 г. по делу N 33-119

Согласование местоположения границ земельного участка не проводится при проведении иных видов кадастровых работ, не связанных с уточнением границ земельных участков (преобразование земельного участка, границы которого ранее были установлены с нормативной точностью и сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости; восстановление границ на местности, при наличии сведений о границах в государственном кадастре недвижимости и др.).

1.3. При разделе уже сформированного земельного участка без уточнения внешних границ согласование границ в соответствии с ФЗ N 221-ФЗ не требуется

Апелляционное определение Московского городского суда от 02 декабря 2014 г. N 33-37679/14

Судебная коллегия приходит к выводу, что проведенное ответчиками межевание принадлежащего им единого земельного участка и последующий его раздел на два земельных участка, постановка земельных участков на кадастровый учет и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о характерных точках границы земельных участков ответчиков, не затрагивает права и законные интересы истцов, как собственников смежного земельного участка. Поскольку между сторонами отсутствует спор относительно определения местоположения границы земельных участков ответчиков, являющейся одновременно частью границы земельного участка истцов.

Определение Рязанского областного суда от 12 октября 2011 г. N 33-2046

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае производился раздел уже сформированного земельного участка, принадлежащего на праве собственности садоводческому товариществу, при этом внешние границы участка не уточнялись.

Следовательно, согласования границ выделяемых членам садоводческого товарищества земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” не требовалось, равно как и подписания акта согласования границ выделяемого земельного участка.

1.4. Раздел ранее учтенного лесного участка или выдел из него земельного участка не требует предварительного уточнения и согласования границ исходного земельного участка

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N 4890/14

Поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.

При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.

Сформулированная по настоящему делу кадастровой палатой и поддержанная судами правовая позиция о необходимости сначала в порядке уточнения провести кадастровый учет (описать границы, согласовать их со смежными землепользователями, определить площадь) исходного земельного участка всего лесничества в целом, а затем проводить раздел и выдел из него земельных участков с проведением кадастровых работ по установлению границ образуемых земельных участков, приведет к двойным затратам государственных средств на кадастровые работы и существенно замедлит процесс кадастрирования земель лесного фонда.

Поэтому ранее учтенные лесные участки необходимо ставить на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств.

1.5. Размещение объявления о согласовании границ земельного участка не может подменять собой первичную процедуру созыва общего собрания дольщиков

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 октября 2013 г. по делу N 33-3679/2013

Ссылки на нарушение порядка согласования границ выделенных земельных участков, выразившееся в невыполнении требования статьи 39 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости” о публикации извещения о согласовании в средстве массовой информации муниципального образования, необоснованны.

Данная норма не предусматривает правовое регулирование порядка согласования с участниками общей долевой собственности размера и местоположения границ выделяемых в счет земельных долей земельных участков из земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Данный порядок предусмотрен специальной нормой, а именно, статьей 13.1 Федерального закона [от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”], согласно п. 10 которой извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Кассационное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 июня 2011 г. по делу N 33-5582

Из анализа опубликованных ответчиком объявлений следует, что фактически они не являются извещениями о проведении общего собрания сособственников земельного участка по вопросу выдела земельной доли и были размещены с целью выполнения требований п. 8 ст. 39 Федерального закона РФ N 221-ФЗ от 24.07.2007 года “О государственном кадастре недвижимости” в части процедуры согласования границ земельного участка.

Между тем, размещение объявления о согласовании границ земельного участка не может подменить собой первичную процедуру созыва общего собрания дольщиков для решения вопроса о выделении участнику долевой собственности его доли, определения части земельного участка, подлежащего выделению в первоочередном порядке в счет земельных долей, и является вторым этапом процедуры выдела земельного участка. Согласование границ земельного участка в порядке выполнения требований Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости” исходя из ст. 39 указанного закона производится с правообладателями смежных земельных участков, которыми могут являться не только дольщики общего имущества.

1.6. При выделе земельных участков в счет доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения при наличии на них объектов недвижимости, принадлежащих третьему лицу, согласование границ производится в соответствии с Законом о кадастре, а не с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2010 г. N Ф09-4705/10-С6 по делу N А50-36750/2009

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства (ч. 2 ст. 65, ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с учетом указанных норм права, а также положений ст. 27 Федерального закона от 24.07.

2007 N 221-ФЗ и установив, что на земельном участке, поставленном на кадастровый учет с кадастровым номером N , расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу, а представленный для осуществления кадастрового учета межевой план не соответствует требованиям действующего законодательства, сделали верный вывод о том, что формирование спорного земельного участка не могло производиться в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, осуществление кадастрового учета нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет не имелось.

Довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения должен производиться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и основанный на ошибочном толковании закона.

Исходя из положений ст.

 1 Земельного кодекса Российской Федерации о единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимого имущества, а также из того, что при формировании земельного участка необходимо соблюдение прав и законных интересов, в том числе собственников объектов недвижимости, находящихся на формируемом земельном участке, и имеющих в силу этого право пользования указанным земельным участком, подлежит отклонению ссылка заявителя на то, что при выделе земельного участка согласование местоположения границ в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с указанным лицом не требуется.

2. Заинтересованные лица

2.1. Несогласование границ с законным владельцем земельного участка, еще не зарегистрировавшим право собственности на участок, неправомерно

Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 марта 2014 г. по делу N 33-2830/2013

Отказывая в удовлетворении иска суд указал, что на момент проведения ответчиком кадастровых работ право истца на земельный участок, возникшее впервые на основании договора купли-продажи, не было зарегистрировано, соответственно, участок находился на момент межевания в государственной собственности, и правовые основания для согласования с истцом смежной границы отсутствовали.

Указанный вывод суда противоречит как нормам материального права, так и материалам дела.

Утверждение суда о том, что переход прав по сделке не был оформлен надлежащим образом, в связи с чем право пользования земельным участком у истца не возникло, противоречит закону, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной по делу о проверке конституционности ч. 2 ст.

 16 Закона города Москвы “Об основах платного землепользования в городе Москве” в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской (п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2001 г. N 16-П), согласно которой неоформление прежними владельцами земельного участка своих прав на него не свидетельствует об отсутствии прав на участок.

Исключается какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

Источник: https://base.garant.ru/57591647/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть