Сохранность земельного участка

Содержание

Цели охраны земель

Сохранность земельного участка
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельный надзор » Цели охраны земель

Согласно Конституции РФ земля – основа жизнедеятельности народов, которая нуждается в постоянной охране. В целях выполнения данной нормы в Земельном кодексе России предусматривается статья, содержащая в себе правила осуществления охраны земель и ее виды.

Согласно Конституции РФ земля – основа жизнедеятельности народов, которая нуждается в постоянной охране. В целях выполнения данной нормы в Земельном кодексе России предусматривается статья, содержащая в себе правила осуществления охраны земель и ее виды.

Понятие охраны земель

Под понятием охраны земель подразумевается осуществление мер по охране данного объекта недвижимости путем применения различных правовых средств, среди которых установление различных прав и обязанностей для каждого землепользователя, будь то физическое или юридическое лицо. Как правило, под подобными правами и обязанностями законодатель подразумевает введение запретов и дозволений.

Так, к примеру, на законодательном уровне допускаются меры поощрения для собственников, с заботой владеющих своими участками. В то же время на уровне нормативно-правовых актов, содержащих в себе законодательство о земле, устанавливаются определенные нарушения за нарушения правил землепользования.

Правовое регулирование использования и охраны земель

Правовой режим использования и охраны земель осуществляется на основании нескольких законодательных документов, среди которых:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Экологический кодексРФ;
  • акты, принятые на уровне федеральной власти, содержащие в себе нормы по охране окружающей среды, установленные вышеперечисленными Кодексами.

Правовая охрана земель

Под правовой охраной земель подразумевается определенная система, включающая в себя нормы, направленные на обеспечения рационального пользования участками, на сохранение и повышение плодородности почвы, на защиту от их истощения и последующего разрушения.

Правовая охрана осуществляется за счет комплексного подхода к различным угодьям, которые определяются в качестве сложного природного образования. В ходе подобной охраны происходит выполнение нескольких целей:

  • предотвращение деградации участков в ходе их загрязнения, захламления и нарушения в период активного хозяйственного использования;
  • обеспечение восстановления участков, если они были нарушены при использовании.

Кроме вышеперечисленных целей, на законодательном уровне действует еще одна, прямо не оговоренная задача по охране окружающей среды, пришедшая в современное российское право со времен СССР: создание механизма учета и последующей проверки общего экологического состояния каждого отдельного участка земли.

Для выполнения поставленных целей на законодательном уровне выделено два комплекса мер:

  • Комплекс, имеющий принудительно-восстановительный характер. Сюда можно отнести кадастровый учет, мониторинг земель.
  • Комплекс, предусматривающий юридическую ответственность. Применяется только в случаях нарушений земельного законодательства.

Цели охраны земель по земельному законодательству РФ

Согласно земельному законодательству целями охраны земель являются:

  • Защита земель от деградации. В данном контексте это понятие обозначает загрязнение объекта, его захламление и прочие негативные воздействия на землю, препятствующие возможности проведения на ней хозяйственной деятельности.
  • Проведение определенных мер, направленных на восстановление и последующее улучшение земель, которые были подвергнуты нарушениям и прочим негативным воздействиям в ходе проведения на них какой-либо хозяйственной деятельности.

Ликвидация и предотвращение загрязнений окружающей среды

Согласно законодательству ликвидация и предотвращение загрязнений в окружающей среде происходит путем:

  • разработки соответствующих предложений.
  • проведения районирования земель.
  • определения точных границ участков, которые могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам для ведения хозяйства.
  • выделения отдельных земель в специальные фонды.
  • разделения категорий по видам.

Данные меры установлены в Земельном кодексе РФ и Законе об охране окружающей среды.

Прекращение деградации земель

Цели и содержание охраны земель заключаются не только в необходимости прекратить деградацию, но и повысить общий уровень плодородности земель сельскохозяйственного назначения, а для этого требуется использовать определенный комплекс агротехнических мероприятий. К примеру:

  • использовать в работе современные технологии.
  • применять в ходе деятельности минеральные и органические удобрения.
  • активно пользоваться средствами, направленными на защиту растений.

Отдельное внимание стоит уделить проведению мероприятий, направленных на рекультивацию ранее разрушенных земель.

В данный момент к правовым формам борьбы с деградацией земель, предназначенных для ведения хозяйственной деятельности, относятся следующие меры:

  • проведение экономического стимулирования.
  • контроль, осуществляющийся специально уполномоченными на это органами.
  • проведение постоянного мониторинга земель, позволяющего контролировать их сохранность и пригодность к использованию.
  • планирование и прогнозирование уровня сохранности земель.
  • осуществление кадастра.

В частности, земельный кадастр, являющийся своеобразной информационной базой данных обо всех имеющихся ресурсах, позволяет осуществлять разработку обоснованного и потому эффективного комплекса мер, необходимых для предотвращения деградации.

Правовое обеспечения рационального использования земель

Обеспечение рационального использования осуществляется путем проведения целого комплекса мер, заключающихся в стимулировании целевого использования участка владельцами, собственниками и арендаторами:

  • Платность пользования. Данный стимул по праву признается одним из наиболее значимых, ведь он позволяет отказаться от приобретения ненужной земли, а при покупке – пользоваться своей собственностью рационально.
  • Применение всевозможных льгот и предоставление преимуществ землепользователям, рационально владеющих своей собственностью.
  • Применение разнообразных последствий негативного характера к лицам, которые осуществляют пользование своими участками нерационально. В частности, если участок земли не использовался в течение трех лет, он может быть изъят.

Помимо этого, на законодательном уровне отдельно выделяется задача, заключающаяся в сведении к минимуму условий, которые прямо или косвенно способствуют нерациональному использованию участков, находящихся в собственности.

На законодательном уровне закрепляется возможность оперативного пресечения возможности нерационально использовать участок.

Кроме этого, отдельно в нормативных актах выделяется установление возможности, закрепленной на правовом уровне, на устранение последствий нарушения принятых правил по рациональному пользованию участками.

Предотвращение истощения, порчи земель и почвы и их последующего уничтожения

Чтобы выполнить все требования законодательства, а следовательно, предотвратить истощение, порчу или ликвидацию принадлежащего ему на праве собственности, владения или аренды участка, человек обязан:

  • проводить разнообразные мероприятия, главная цель которых заключается в сохранении почв и их плодородия;
  • защищать земли от различного вида нарушений, таких как ветряная эрозия, потопы, заболачивания, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение почвы разнообразными веществами с химическим или радиоактивным составом;
  • препятствовать росту деревьев и кустарников на участках земли, предназначенных для ведения на них сельского хозяйства;
  • препятствовать деятельности вредных животных и растений, способных своими действиями причинить вред посадкам на землях сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидировать любые последствия, возникшие в результате загрязнения земель;
  • способствовать сохранению допустимого уровня мелиорации почвы;
  • проводить мероприятия по рекультивации земель, восстановлению исходной плодородности почв;
  • сохранять исходный уровень плодородности почв, при необходимости – исключить проведение работ, так или иначе нарушающих исходную сохранность земель.

Данные мероприятия позволяют собственнику избежать истощения и порчи почвы на своем участке.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-nadzor/celi-ohrany-zemel.html

За что могут изъять земельный участок у собственника и как получить компенсацию

Сохранность земельного участка

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд — это прекращение права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также досрочное прекращение договора аренды или договора безвозмездного пользования земельного участка по инициативе государства.

На основании чего государство изымает земли

Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений.

В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения.

Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.

Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.

При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.

В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.

Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором

В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:

  1. использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования;
  2. неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется № 101-ФЗ от 24.07.2002, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
  3. неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.

Какой штраф за нецелевое использование земельного участка

Пунктом 2 ст. №7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.

Причины изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения

Согласностатьи №6 ЗК РФ «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» для изъятия земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено два основания.

Ухудшение полезных свойств земельного участка

Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев:

  • снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;
  • снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;
  • повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;
  • снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;
  • снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:

  • загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
  • размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.

Земельный участок не используется более 3-х лет

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.

Причины изъятия земельного участка для строительства

  1. На основании статьи 284 ГК РФ  неиспользование земельного участка для строительства в течение 3-х лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды.

  2. Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

    Данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность.

Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но и влечет серьезные риски утраты права на земельный участок.

Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд

  1. Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.

  2. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
  3. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

Как могут изъять земельный участок под недостроем

В соответствии с № 171-ФЗ от 23.06.2014 для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.

Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года.

Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства.

Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.

В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

Выводы

  1. От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
  2. Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
  3. Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.

Источник: https://zembaron.ru/oformlenie/izyatie-zemelnogo-uchastka/

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

Сохранность земельного участка

Легализация (сохранение) объектов недвижимого имущества, обладающих признаками самовольного строительства

                                                              Оглавление

  1. Понятие самовольного строительства;
  2. Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства;
  3. Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства;
  4. Заключение.

Понятие самовольного строительства

 Действующее законодательство к самовольным постройкам относит здания, сооружения или иные строения, если они:

– возведены на не предоставленном в пользование земельном участке;

-размещены на земельном участке, у которого установленные виды разрешенного использования не допускают строительства;

– построены без обязательных разрешений и согласований;

– возведены с нарушением строительных правил и норм.

Следует отметить, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самовольного строительства.

Вместе с тем, не считается постройка самовольной, если на момент ее возведения правообладатель не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Иными словами самовольная постройка – это объект недвижимого имущества, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании возможно возводить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

– заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, земельный участок под застройку могут выделить на основании договора аренды, с последующим оформлением в собственность);

– в случае если видом разрешенного использования земельного участка, установлено возведение построек;

– в случае наличия необходимых согласований и разрешений (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);

– в случае если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;

– в случае если строительные работы не привели к нарушению законных интересов третьих лиц.

Самовольным строительством является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Обязательное условие для легализации (сохранения) объекта недвижимого имущества, обладающего признаками самовольного строительства

Любой объект недвижимого имущества неразрывно связан с земельным участком. В этой связи, для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства необходимо подтвердить права на земельный участок, с соблюдением вида разрешенного пользования (далее ВРИ), а также провести экспертизу на соответствие объекта самовольного строительства требованиям безопасности.

В случае отсутствия прав на земельный участок потребуется оформление земельно-правовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Это может быть заключение договора аренды или выкуп земельного участка.

Изменение ВРИ достаточно сложная процедура, так как ВРИ установлен ПЗЗ -правилами землепользования и застройки.

Кроме того, в отношении земельного участка могут существовать ограничения (сервитуты, санитарно-защитные и водоохранные зоны).

Примером сервитута может быть зона вдоль линейного объекта (газопроводы, линии электропередач), на которой практически полностью запрещено возведений иных строений.

Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, озер, прудов или иных водоемов, а изменить эти границы очень сложно.

       Вместе с тем, объект самовольного строительства должен быть безопасен и соответствовать строительным нормам и правилам

       При возведении любых объектов недвижимости требуется соблюдение строительных норм и правил, требований Градостроительного кодекса РФ, а так же санитарно-гигиенических и иных нормативов.

       Для легализации (сохранения) объекта самовольного строительства потребуется:

– подготовить соответствующую документацию (проект, экспертные заключения, ГПЗУ и т.д.), при необходимости получить разрешения на строительство;

– заказать технические планы;

– получить заключения СЭС, ОГПН и иных уполномоченных ведомств;

– согласовать спорные вопросы с владельцами соседних объектов и участков.

        Безопасность объекта недвижимости по строительным нормам должна подтверждаться проектными организациями. Для отдельных видов объектов требуется пройти экспертизу.

      Следует отметить, что необходимо учитывать ограничения, указанные в ГПЗУ – минимальные отступы от границ, количество этажей и площадь, соблюдение технических условий на подключение инженерных сетей. Подтверждать соответствие требованиям безопасности придется в административном или судебном порядке.

Способы легализации (сохранения) объекта самовольного строительства

– оформление разрешения на строительство;

– признание права собственности в судебном порядке;

– получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта, признание права собственности в судебном порядке на основании пунктов 3 и 3.2 статьи 222 ГК РФ;

– установление, что здание или его часть не обладает признаками самовольного строительства.

Оформление разрешения на строительство:

      При оформлении разрешения на строительство органы исполнительной власти проверяют земельный участок на наличие признаков самовольного строительства, а также запрашивают документы в уполномоченных органах (в Москве – в административной инспекции, БТИ, Департаменте городского имущества, Росреестре).

       Законодательством РФ не предусмотрена возможность проведения экспертизы проектной документации и выдача разрешения на строительство на уже возведенные объекты. Поэтому при обнаружении объектов самовольного строительства органы государственной власти имеют право отказать в выдаче документа.

      При обнаружении объектов самовольного строительства в Москве Мосгосстройнадзор не выдает такое разрешение. Поэтому на документально зафиксированный инстанциями объект самовольного строительства оформить разрешение на строительство невозможно.

       Однако если уполномоченные органы не зафиксировали незаконную реконструкцию документально, и она была проведена без увеличения габаритов здания (например, был возведен антресольный этаж в пределах габаритов здания), оформить разрешение на строительство возможно.

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ:

        Легализовать (сохранить) объект самовольного строительства на основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ можно при одновременном соблюдении всех следующих четырех условий:

– земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;

– имеются права, допускающие строительство на земельном участке объекта;

– на день обращения в суд постройка соответствовала нормативным требованиям;

– сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

         В судебные органы необходимо представить:

– проект строительства (реконструкции) здания в объеме разделов: «архитектурный», «конструктивный», «вентиляция», «водопровод, канализация», «электрика», «пожаротушение, пожарная сигнализация»;

– заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

– заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

– архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и свидетельство о его утверждении, выданное Москомархитектурой, которые служат доказательством соответствия фасада и этажности здания градостроительным нормам;

– договоры с организациями, эксплуатирующими внешние сети (если здание эксплуатируется).

Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ:

      В соответствии с п. 3.

2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которому в целях строительства предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, где возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такое здание, сооружение или другое строение в случае выполнения требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными нормами, если это не противоречит закону или договору.

     При этом, необходимо доказать, что объект соответствует нормативам, а его сохранение не угрожает жизни и здоровью людей, не нарушает права и интересы граждан.

      В этой связи, для легализации объекта самовольного строительства через суд на основании второго абзаца пункта 3.2 статьи 222 Гражданского Кодекса РФ необходимо представить в судебные органы:

– договор аренды земельного участка с указанием, что земельный участок предоставлен в аренду для строительства или реконструкции здания;

– проект строительства (реконструкции) здания;

– заключение о техническом состоянии несущих конструкций и коммуникаций с выводами, что здание не нарушает прочностных характеристик, норм, не создает угрозы для жизни и здоровья людей;

– заключения Роспотребнадзора и МЧС о соответствии здания нормативам и возможности его эксплуатации;

– архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства (АГР) и выданное Москомархитектурой свидетельство о его утверждении.

Получение решения ГЗК о возможности сохранения объекта. Признание права собственности на объектов самовольного строительства в судебном порядке на основании пункта 3.2 статьи 222 ГК РФ (применимо для объектов недвижимости города Москвы):

        Для получения решения ГЗК необходимо подать заявление и документы в Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК) г. Москвы с просьбой рассмотреть возможность сохранить и узаконить объект самовольного строительства.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/4/8/legalizaciya_sohranenie_obektov_nedvizhimogo_imuschestva_obladayuschih_priznakami_samovolnogo_stroit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.