Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения

Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года

Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения

Государственной Думой 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон от №354 – ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства России.

Срок освоения земель теперь сокращен до одного года, а надзорный орган получил право проводить проверку и без участия представителя юридического лица или предпринимателя.

О том, что ситуацию, связанную с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения необходимо в корне менять, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал понять в своем послании к Федеральному собранию РФ.

В связи с чем было предложено активизировать работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев. Правительством РФ в соответствии с предложениями Россельхознадзора был подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, которые были одобрены и введены в действие в 2015 году.

Тогда была значительно ужесточена мера административной ответственности, как за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, так и за использование их с нарушениями законодательства РФ.

Например, минимальный размер административного штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ, в том числе связанных с обязательным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, увеличился в отношении физических лиц с 1 000 до 20 000 рублей; в отношении юридического лица — с 40 000 до 400 000 рублей.

Кроме того, впервые мера административной ответственности за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения увязана с размером площади участка и его стоимостью. Отметим, что с апреля 2015 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.

С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111  до 135 рублей.

Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ.  В этом случае налоговая ставка в среднем уже варьируется от 555 до 675 рублей за 1 гектар.

Так в 2015 году налоговой службой по результатам проверок Россельхознадзора было доначислено за 2014 год более 180 тысяч рублей — по четырем фактам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается административной ответственности за нарушение земельного законодательства, наряду с усилением ответственности, законодатель предоставил право должностному лицу, принимающему решение о привлечении виновного лица к ответственности, с учетом исключительных обстоятельств снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный Административным Кодексом, но не более чем на 50%.

Таким образом, минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение 3-х и более лет подряд, не может быть ни при каких обстоятельствах ниже 3000 рублей в отношении физического лица; 25 000 рублей — для должностного лица и не менее 100 000 рублей — для юридического лица.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на принудительное изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, Государственная Дума приняла Федеральный закон от 03 июля 2016 г.

№ 354 — ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ.

На основании внесенных изменений земельный участок может быть изъят у собственника в  трех случаях:

1)    Когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства, либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение 3-х лет. В этот период ранее не включался срок, необходимый для освоения земельного участка, продолжительность которого для земель сельскохозяйственного назначения до 04.07.2016 г. не могла быть более 2-х лет.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Но здесь необходимо учесть одно весьма существенное обстоятельство, которое относится только к земельным участкам в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Неиспользование земельного участка в течение 3-х лет должно быть непрерывным, т.е. подряд в течение всего установленного срока.

Данное требование, подтверждающее наличие непрерывного неиспользования земельного участка в течение 3-х лет, как основание для принудительного изъятия, не распространяется на земельных участках, предназначенных для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства.

2)    Вторым основанием для принудительного изъятия является использование земельного участка не по целевому назначению в течение 3-х и более лет.

Для земельных участков сельскохозяйственного назначения данное обстоятельство может послужить основанием для принудительного изъятия только при непрерывном нецелевом использовании, в течение всего установленного срока, или неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с момента выявления факта нецелевого использования данного участка.

3) Третьим основанием является использование земельного участка, приводящее к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, либо причинения вреда окружающей среде.

Критериями существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения считается снижение уровня плодородия по трем основным показателям:  снижение содержания в почвах гумуса (азота) на 15% и более, а также снижение содержания подвижного фосфора и обменного калия на 25% и более.

Одним из обязательных условий, при несоблюдении которого неиспользуемый по целевому назначению или используемый  с нарушениями требований Российского законодательства земельный участок может быть изъят в судебном порядке,  является неисполнение предписания, выданного надзорным органом об устранении допущенного нарушения в течение года с момента обнаружения правонарушения.

Кроме того, в соответствии с внесенными в 2016 г.

изменениями, Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за неосвоение земельного участка сельскохозяйственного назначения по истечении года с момента регистрации права собственности по результатам публичных торгов на основании решения суда об изъятии земельного участка, или с момента выявления факта неиспользования в течение 3-х лет подряд на основании выданного надзорным органом предписания.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для физических лиц не менее 2 000 рублей,  для юридических лиц — не менее 100 000 рублей.

И в заключение необходимо обратить внимание на два обстоятельства, которые претерпели изменения на основании вышеуказанного ФЗ № 354, вступившего в законную силу 04.07.2016 г.

Если ранее, в соответствии с требованиями  статьи 15 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля»,  надзорный орган был не вправе проводить проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя.

В связи с чем эти лица могли попросту игнорировать проверку. За это им грозила незначительная административная ответственность в виде штрафа -10 000 рублей.

По сравнению с санкциями, предусматривающими штраф за нарушения, которые могли быть выявлены в ходе проверки, например, для юридического лица от 400 000 до 700 000 рублей за невыполнение установленных требований по обязательному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Сейчас это требование об обязательном присутствии представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки исключено, правда, только при проведении проверок по соблюдению земельного законодательства.

Таким образом, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности на основании результатов проверки, проведенной без его участия, но только при надлежащем уведомлении о дате, времени и месте проведения проверки.

И наконец, самое главное — для субъектов малого и среднего бизнеса, причем как для юридических лиц, так и для их работников, законодательно предусмотрена обязанность (необходимо подчеркнуть – не возможность на усмотрение должностного лица, рассматривающего административное дело, а именно обязанность) замены административного штрафа на предупреждение за совершенное впервые административное правонарушение, относящееся к компетенции надзорного органа, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, в том числе в сфере земельных отношений.

Но это обстоятельство учитывается только в случае, если совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде и не может быть отнесено к физическим лицам, не связанным трудовыми отношениями с субъектами малого и среднего бизнеса, при проверке которых выявлено правонарушение.

И еще один весьма существенный момент, на который следует обратить внимание.

Впервые законодатель вводит с целью сохранения земель сельскохозяйственного назначения понятие тридцатикилометровой зоны от границ сельских населенных пунктов на территории, которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Исчерпывающий список, включающий 18 видов разрешенного использования земельных участков, связанных с ведением сельского хозяйства, установлен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540.

Это означает, что в этой зоне с настоящего времени нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования на иной вид, например, для ведения дачного хозяйства или садоводства, огородничества или иного вида, не связанного с ведением сельского хозяйства.

Данная норма не имеет обратной юридической силы и не распространяется на те решения, которые были приняты уполномоченными органами до вступления в законную силу ФЗ № 354 от 03.07.2016 г.

 Сергей Извеков, начальник отдела

государственного земельного надзора

Управления Россельхознадзора по Курганской области

“Нивы России” №7 (140) август 2016

Источник: http://svetich.info/publikacii/agrarnoe-pravo/vladelcev-selhozugodii-objazali-osvaivat.html

Освоение земельного участка

Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения
?

penzarx (penzarx) wrote,
2012-04-13 13:52:00 penzarx
penzarx
2012-04-13 13:52:00 Category:

Многим владельцам приходилось сталкиваться с таким понятием, как «освоение земельного участка». В данной статье мы попробуем разобрать данное определение.

Муниципальное унитарное предприятие «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» оказывает услугу по выдаче Справки о стадии освоения земельного участка. Документы, необходимые для выдачи Справки о стадии освоения земельного участка:

  • копия паспорта, либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ;
  • копия документа, подтверждающего полномочия представителя действовать от имени заявителя при предоставлении услуги;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок, либо землеотводных документов на земельный участок, либо копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на земельном участке;
  • копия кадастрового паспорта земельного участка;
  • подтверждение оплаты услуг в полном объеме, если оплата производилась не через сайт.

Заявителем может являться как физическое, так и юридическое лицо, правообладатель земельного участка, либо объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.

Справка о стадии освоения земельного участка может потребоваться в случае, если Администрация района/города истребует ее у владельца с целью оценки состояния земельного участка.

Сроки, за которые должен быть участок освоен, предприятие не устанавливает.  О них, владелец как правило, информируется постановлением, которое он получает при выдаче ему участка, или же сроки могут быть оговорены Администрацией того района где, к примеру, гражданином была взята земля в аренду.

Специалисты МУП «ОГСАГиТИ» при проведении работ по выдаче Справки о стадии освоения земельного участка, выезжают на участок и производят фиксацию информации на месте, внося в справку сведения об объектах на участке, о состоянии участка.

Само по себе понятие «стадия» является условным – по сути, это показатель состояния участка на момент его осмотра специалистом.

Также следует понимать, что наличие на участке, предназначенном под сельхозугодья, металлического вагончика не является ключевым мерилом его освоения.

Если земля сельскохозяйственного назначения, то регулирование порядка и основания для изъятия земель, в случае нарушения владельцем правил пользования участком осуществляется согласно новой редакции Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В частности, Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №435-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения” статья 6 №101-ФЗ дополнена пунктами 4 и 5 следующего содержания:

  • “п. 4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • п. 5. В срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.”

В черте города Пензы земель сельскохозяйственного назначения нет.

В данном случае, если лицо является арендатором земельного участка, который был им получен в результате торгов или аукциона, то сроки освоения токого участка регулируются условиями торгов/аукционов.

Если же лицо является собственником участка, то все действия касаемо использования участка осуществляются в рамках Земельного и Гражданского Кодексов Российской Федерации.

В случае, если лицо приобретает право на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, то данные действия регулируются ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, понятие «освоение земельного участка» можно определить как первоначальные подготовительные действия, связанные с выполнением работ на земельном участке для достижения целей для которых приобретался данный участок.

Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №435-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения”.

Земельный Кодекс Российской Федерации.

Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Источник

МУП “ОГСАГиТИ” – услуги

Источник: https://penzarx.livejournal.com/34331.html

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 г. Москва

Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

“[7] Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.”.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1-10[1], 13-15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно – правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г.

N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древеснокустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8.

Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О мелиорации земель” или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9.

Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10.

При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей – федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Источник: https://rg.ru/2020/09/30/postanovlenie-ob-osobennostjah-ohrany-lesov-dok.html

Нерадивые владельцы могут быстрее лишиться прав на земли сельхозназначения

Срок освоения земельного участка сельскохозяйственного назначения

Законодательное собрание Амурской области предлагает сократить срок освоения земельных участков сельхозназначения и срок, после которого такие участки будут изыматься у собственников, если они не используются. Эти изменения могут коснуться и лиц, владеющих участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Проект № 598620-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“» предполагает изменение сроков неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства, по истечении которых такой участок может быть изъят у правообладателя. Изымать земельные участки сельхозназначения у собственников и лишать права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения таким земельным участком разработчики до­кумента предлагают по истечении двухлетнего простоя.

Действующее законодательство устанавливает общий срок в три года, по истечении которого неиспользуемые земельные участки вне зависимости от того, предоставлены они для целей сельхозпроизводства или для строительства, могут изыматься у их правообладателей (ст. 284 ГК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 45 ЗК РФ). Если проект примут, трехлетний срок сохранится лишь для второй категории участков (предоставленных под строительство).

Сейчас в три года не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого учас­ток не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоя­­тельств, исключающих такое использование (ст.

284 ГК РФ, п. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее — Закон № 101-ФЗ).

В случае принятия поправок в новый двухлетний срок будет включаться и время, необходимое для освоения такого земельного участка.

Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной запис­ке, поправки вносятся для сокращения процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков. На практике такое изъятие почти не производится, в основном из-за необходимости суммировать сроки: три года неиспользования и два года освое­ния земельного участка. Это легально удлиняет простой земли и усложняет процессуальную сторону вопроса.

Действительно, суды указывают, что исходя из системного толкования положений п. 4 и 5 ст.

6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования земельного участка может увеличиваться до пяти лет при наличии доказательств того, что участок не мог быть использован по назначению в связи с его освоением (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.

2014 по делу № А62-6270/2013). Однако учитывается момент, когда право на данный земельный участок возникло. Если оно возникло, например, в 2005 г., то ни о каком суммировании сроков в связи с освоением земельного участка при обращении в суд в текущем 2014 г.

уже речи идти не может. С учетом того, что многие неиспользуемые земли были предоставлены в пользование или в собственность десять и более лет назад, сложностей по изъя­тию таких участков быть не должно.

Рассмотрев судебную практику, можно предположить, что сложности государственных органов и органов местного самоуправления по изъятию земельных участков заключаются в ином.

Принудительное прекращение права собственности осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа (ст. 8.8 КоАП РФ), о чем говорится в п. 6 ст.

6 Закона № 101-ФЗ (Определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда Владимирской области от 11.12.2013 по делу № 33-4168/2013).

Следовательно, государственному или муниципальному органу до обращения в суд с требованием об изъятии земельного участка по указанным выше основаниям необходимо провести проверку использования земельного участка, вынести предписание об устранении выявленных нарушений и привлечь виновное лицо к административной ответственности. И только в случае неуст­ранения нарушений, с учетом трехлетнего срока неиспользования по целевому назначению, земельный участок может быть изъят.

Также сложность вызывает доказывание продолжительнос­ти и непрерывности срока неиспользования земли в течение трех лет подряд.

В данных спорах весомым доказательством может являться наличие актов обследования участка за каждый год трехлетнего срока, предшествующего судебному разбирательству.

Однако на практике такая проверка проводится всего один раз, что недостаточно для удовлетворения требования об изъятии земельного участка.

Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, — это право, а не обязанность государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с приведенными выше доводами в настоящее время следует говорить скорее не о невозможности воспользоваться своими правами, а об отказе соответствующих органов от осуществления принадлежащих им прав.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 определены признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ. К таким признакам относятся следующие:

■ на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

■ на сенокосах не производится сенокошение;

■ на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

■ на пастбищах не производится выпас скота;

■ на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

■ залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

■ залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

■ закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

Поскольку освоение земельного участка — это деятельность, направленная на осуществление подготовительных мероприятий к использованию этого земельного участка с целью достижения результатов такого использования (в частности, прокладка дорог и установка ограждения), на данном этапе могут сохраняться и перечисленные признаки, установленные Правительством РФ. Следовательно, правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения необходимо в двухлетний срок не только успеть освоить такой участок, но и приступить к его использованию по прямому назначению.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/256885/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.