Стационарные поселения это

Развитие мобильных жилищ. Стационарные поселения оседлых племен

Стационарные поселения это

В развитии мобильных жилищ прослеживается определенная схема – от примитивных ветровых заслонов до довольно сложных построек, отдаленно напоминающих своды и купола:

«На крайнем юге Америки, у жителей Огненной Земли, можно встретить простейшие укрытия от ветра или сферические шалаши, составленные из прутьев и веток, воткнутых в землю и связанных в вершины; обычно эти постройки бывают овальными или круглыми в плане. Остов покрывается травой или мхом, иногда обтягивается шкурами. Такое жилище крайне примитивно.

Несколько севернее, у жителей пампы можно встретить и жилища с котлованами…. Бушмены и австралийские аборигены, живущие в тропических и субтропических широтах, ставят всевозможные укрытия от ветра или солнца из ветвей, наклонно вкопанных в землю и покрытых корой.

В лучшем случае они сооружают несовершенные шалаши из веток, травы и коры, в плане неправильной формы. Разумеется, холод или непогода не угрожает им в такой степени, как людям древнекаменного века. Поэтому и сравнение их жилищ является не более чем условным.

Надо думать, что палеолитические охотники в длинных походах и при хорошей погоде также строили подобные укрытия кратковременного использования… » [13, С. 271-273].

Подобные постройки порою достигали довольно значительных размеров – до 10-12 метров в диаметре. Однако они были довольно легкими и их можно был переносить с места на место при кочевках (сообщения Дж. Кука, Н.Н.Миклухо-Маклая, Д. Ливингстона и др.).

Особый интерес в этом плане представляют корзинообразные хижины южноафриканских бушменов и кафров (готтентотов). Примеры можно найти в книге Д.А. Ольдерогге «Народы Африки»:

«Масаи ставят свои хижины близко одна к другой, по замкнутому кругу, внутри которого устроен загон для скота. Группа хижин – крааль – состоит из 20-50 построек, обнесенных изгородью…» [25, С. 438].

«В XVIII веке готтентоты жили в плетеных из прутьев круглых хижинах, сверху покрытых шкурами. Хижины располагались по кругу, внутрь которого загонялся скот… Краали (поселения по 300-400 человек) имели временный характер; когда пастбищ в окрестностях не хватало, население переходило на новые места…» [25, С. 530].

Эти постройки напоминали огромные корзины диаметром до двух метров и высотой до полутора. Они плелись из гибких прутьев. В конструкции каркаса сочетались полукруглые несущие арки, пересекающиеся в вершине купола, и горизонтальные обручи, диаметр которых плавно уменьшался от основания сооружения к вершине.

Арки и обручи связывались между собой тонкими ветками или кожаными ремешками. Сверху на готовый каркас натягивалась свежая содранная шкура коровы, шерстью наружу. Шкура прочно приклеивалась к каркасу и при дальнейшей усушке натягивалась подобно барабану и увеличивала прочность купола.

При миграциях племени его просто опрокидывали набок и катили перед собой.

В качестве строительного материала древние охотники могли использовать снег. Примером такого традиционного жилища могут служить эскимосские иглу. Эскимосы выбирают обычно защищенные места для своих жилищ, сооружаемых из снега и льда.

Они группируют свои куполообразные ледяные хижины, тесно прижимая их одну к другой, обычно под защитой какой-нибудь скалы. Несколько хижин, соответствующих различным бытовым функциям семьи, соединены друг с другом внутренними проходами. Один главный вход обслуживает весь такой блок. Этот вход защищен занавеской.

В купольном покрытии прямо над скамьями для спанья вырезается квадратное отверстие. Затем его «остекляют» согласно арктическому обыкновению: строитель копьем вырезает из прозрачного льда панель и вставляет ее в отверстие в куполе, заделывая края панели мокрым снегом. Места заделки поливаются водой.

В две минуты все прочно смерзается, и сплошное ледяной окно пропускает свет северного сияния в чистые ледяные помещения вновь выстроенного дома. В то время как один из строителей работает внутри сооружения, снаружи старик и женщина заделывают каждый шов и каждую щель в кладке из снежных блоков, чтобы сделать ее не продуваемой.

Затем зажигают две хорошо заправленные и наполненные жиром лампы, а все отверстия, включая входное, плотно закрывают снаружи. По мере выгорания ламп температура поднимается, вся внутренняя поверхность сооружения слегка оплавляется (оттаивает). Когда лампы, выгорев, гаснут, температура вновь падает.

Оплавившиеся изнутри стены, снова замерзнув, обретают гладкую стеклообразную поверхность. Интерьер дома становится похожим на внутренность бутылки. Политый водой пол получается гладким, как мрамор, и прочным, как цемент.

Появление земледелия в XIII-IV тысячелетиях до н. э. привело к возникновению постоянных поселений, «привязанных» к земельным участкам. Поэтому мобильные постройки, не гарантировавшие надежной защиты своим обитателям, были постепенно вытеснены более капитальными и долговечными укрытиями.

Жилищем неолитического человека обычно служила небольшая хижина, скорее круглая, чем квадратная, и частично врытая в землю. Прогресс цивилизации породил зачатки внутреннего деления жилища, в котором стали намечаться кухня с очагом и помойной ямой и спальня.

В различных странах варианты этого распределения состояли в том, что жилищем служили или несколько смежных хижин, или одна хижина, разделенная перегородкой на два отдельных помещения. Причем земляной пол делался немного приподнятым.

По аналогии с колониями микроорганизмов, все древнейшие оседлые поселения можно условно разбить на две группы:

1. Поселения из относительно небольших домов, предназначенных для проживания одной семьи (мономорфная колония);

2. Поселения из крупных, родовых жилищ, под кровлей которых укрывались члены отдельного рода или клана (полиморфная колония).

Примерами поселений первого типа может служит древнейший из пока известных поселков – Ч`атал Хюйук (Турция, VII тысячелетие до н. э.). В этом поселке не было улиц.

Дома стояли вплотную друг к другу и движение осуществлялось по плоским крышам. Входы в дома располагались на крыше.

Эти отверстия выполняли функцию дымохода, то есть посетители вынуждены были съезжать внутрь по «печной трубе».

Ч`атал Хюйюк («Двугорбый Холм») – дом-поселок в излучине реки (Турция). В 1961 году обнаружилось, что этот дом-крепость размером 150×500 м включает 24 слоя остатков изрядного по размерам поселения, из которых нижний слой датирован довольно точно 6500 г. до н .э.

Здесь не было оборонительной стены, не было башен, улиц и площадей. Даже дворов мало. Вместо всего этого сплошная застройка в несколько террас, лишь изредка прореженная внутренними дворами. Внешние стены стоявших по краю домов были толстыми и совершенно глухими. Между соседними домами не было дверей.

Чтобы удержать тяжесть толстых кровель, стены здесь массивны и окошки под самой крышей малы. Но нужно учесть, что в этих широтах солнце уже столь ярко, что света внутри достаточно. Обитатели поселка предпочитали проводить время на крышах. Они настолько ценили безопасность, что избрали далеко не самый комфортабельный способ передвижения.

Для того чтобы навестить соседа, им требовалось: залезть на четвереньках в камин; по стремянке подняться вверх и вылезти на крышу; пройти по крышам соседних строений, поднимаясь или опускаясь по приставным лесенкам; найти нужную трубу и спуститься по ней вниз, чтобы предстать перед хозяевами на четвереньках.

Может быть, это было не слишком удобно, зато поселение превратилось в крепость, которую ни разу не удалось захватить врасплох или взять штурмом.

а б

Рис. 1.2. Круглые дома Центральной Африки: а – план семейной усадьбы (Камерун); б – хижина-ротонда (по Голубу).

Рис. 1.3. Жилища с круглым планом: a – ульевидное жилище (Камерун, Африка); b – остатки круглых хижин из Ярым-Тепе (V тыс. до н. э.)

Крыши домов сделаны из кирпичей, в виде свода, заостряющегося кверху. Посредине в потолке оставлена отдушина, через которую выходит дым, и, так как сооружение со всех сторон замкнуто, оно дает своим обитателям достаточную защиту от холода…» [Диодор, XVII, 82, 3].

Аналогичную планировку имели поселки Центральной Африки и Кавказа. В центре такого поселения располагалась хижина вождя или жреца (колдуна), а дома рядовых соплеменников располагались по периметру. Подобную схему образуют мономорфные колонии микроорганизмов.

В этой колонии равноценные особи группируются вокруг центрального опорного ядра (ствола дерева, камня, остова затонувшего корабля и т. п.). В данной ситуации функцию «ядра» выполняла хижина вождя (впоследствии – «мужской дом», в котором собирались взрослые охотники племени) (рис.

1.2, рис. 1.3).

Примером поселений второго типа могут служить горные селения и общинные дома американских индейцев – пуэбло (исп.

Pueblo – народ), живших на территории юго-западных штатов США, в Мексике, странах Южной Америки: «Селение Монте-Верде (Чили) состояло из нескольких десятков примыкавших одно к другому небольших прямоугольных жилищ и расположенной в 30 метрах западнее от них постройки, возможно служившей мужским домом. В нем найдены почти все обнаруженные на стоянке кости мастодонтов, каменные орудия для разделки мяса и обработки шкур этих животных, а также остатки лекарственных трав. Этот дом был круглым, резко отличаясь от других хижин. Все постройки в Монте-Верде сделаны из жердей, обтянутых шкурами мастодонтов… Стоянка относится к XI тысячелетию до н. э. и является древнейшим памятником Нового Света…» [2, С. 144].

Большое внимание уделялось вопросам защиты жилищ, часто вопреки их удобству и эстетике. Именно тогда был взят на вооружение известный принцип: «Мой дом – моя крепость». Основными направлениями в технике укрепления жилищ были следующие:

– увеличение толщины стен (до восьми метров в нурагах на острове Сардиния);

– сокращение величины оконных проемов или их полная ликвидация;

– размещение дверного проема на высоте, недоступной для врагов;

– повышение пожарной безопасности несущих конструкций;

– размещение жилищ в труднодоступных местах и т. д.

Самым убедительным примером практической реализации этого принципа могут служить дома-крепости на острове Сардиния – так называемые нураги.

«Больше всего вопросов вызывают многочисленные каменные жилища древних сардинцев. В них археологами были найдены бронзовые статуэтки воинов, внешний вид которых в точности совпадает с описанным в египетских хрониках 1100 года до н.э. загадочным народом шардана, вторгшимся в Египет с моря. Захватчики носили рогатые шлемы, круглые щиты и были вооружены мечами.

Двадцатиметровые нураги, или башни-крепости сардинцев, сложены из каменных блоков. Круглые у основания, с толстыми стенами, суживающимися кверху, они по праву могут считаться самыми загадочными историческими памятниками. Эти строения не похожи ни на одно архитектурное сооружение древности.

Ученые не могут сказать точно, кто, когда и для каких целей начал строить эти бастионы на острове….

Прежде считали, что нураги – древние могильники и святилища, но позже, когда с воздуха произвели аэрофотосъемку, стало ясно, что сардинские башни были окружены стенами, за которыми в течение долгого времени жили и укрывались люди. Некоторые из необычных сооружений использовались как святилища.

Во время раскопок археологи нашли микенскую керамику. Таким образом, удалось установить приблизительный возраст башен – середина II тысячелетия до нашей эры. Некоторые ученые считают, что возраст нурагов еще более древний, а сами строения имеют мегалитический характер.

Для чего жители острова возводили столь мощные стены? Они не только защищали себя высокими стенами, но глубоко под землей устраивали хранилища для продуктов и жилые помещения, рыли глубокие траншеи, соединявшие между собой нураги, и для прочности облицовывали их камнем. Следовательно, для людей было небезопасно передвигаться из одной крепости к другой по открытой местности.

Историческая наука не дает пока ни одной удовлетворительной версии, объясняющей появление на сравнительно небольшом острове семи тысяч башен, в которых, по подсчетам, могли укрываться до 250 тысяч человек одновременно. Неясно также, почему их обитатели внезапно покинули свои жилища.

Может быть, они спасались от стихийного бедствия (землетрясения, цунами)? Египетские хроники, высеченные на стенах храма в Мединет-Абу, говорят о том, что родина «народов моря» подверглась землетрясениям, в результате которых их города были разрушены, а леса объяты пламенем. Гибель родных земель и заставила шардана двинуться на восток, вторгнуться во владения Египта…» [Стрекалова И.

Свидетели гибели Атлантиды. // Калейдоскоп НЛО, № 18-19 (234-235), 27 апреля 2002 г. – С. 10].

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14347t6.html

Исторические поселения России

Стационарные поселения это

В 1970 году Министерство культуры СССР ввело понятие исторических населённых пунктов, в который вошло 115 исторических городов и других населённых пунктов.

Данный список несколько раз изменялся – в 1990 году расширился до 538 городов, поселков городского типа и сел, а в 2002 году уменьшился до 478 населённых пунктов. Однако неожиданно для многих в 2010 это культурное наследие было урезано больше чем в 10 раз – до 41.

Да, на всю огромную Россию правительство насчитало лишь четыре десятка исторических поселений. “Не заметив”, например, ни Великий ни Нижний Новгороды, Углич, Вологду или Казань.

Что подразумевается под этим понятием (согласно ФЗ №73 “Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации”):

Историческое поселение – населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Формирование термина «исторические поселения» – это попытка решить проблему не точечными мерами сохранения отдельных памятников, а комплексным методом воссоздания исторического ансамбля, где памятники могли бы существовать на фоне ландшафта и аутентичной застройки.

https://www.youtube.com/watch?v=T5wbEfg1xao

Таким образом, предметов охраны являются:

  • исторически ценные градоформирующие здания, формирующие историческую застройку;
  • планировочная структура поселения;
  • силуэт и композиция застройки;
  • панорама исторических поселений и т.д.

Впрочем, это все законодательное толокно. Самое вкусное, это конечно же, сам список этих исторических населенных пунктов. Найти его целиком – не проблема, мы же будем выдавать материал порционно, по 5-6 городов за раз, с краткой исторической справкой.

1. Кяхта

Республика Бурятия

Основан: 1727 год.

Расположение: 234 км к юго-западу от Улан-Удэ, в пограничной зоне с Монголией.

Население: 20 тысяч человек.

В 1727 году по указанию российского дипломата С. Л. Рагузинского-Владиславича был построен острог. Возведённая внутри Троицкая церковь дала самой крепости — Троицкая, и выросшему вокруг городу — Троицкосавск.

В 1734 году город был объединён с торговой слободой Кяхта и переименован.

Заключённый с Китаем Кяхтинский договор сделал город главным центром русско-китайской торговли.

Через Кяхту вывозились сукно, мануфактура, пушные товары и юфть, из Китая же привозили ценнейший товар – чай. Именно Кяхта почти век снабжала чаем Россию и Западную Европу.

Также поступали небольшие объемы шёлковых и хлопчатобумажных тканей и фарфоровых изделий. В России китайский чай называли кяхтинским, a в европейских странах — русским.

Вырученные от торговли в Кяхте огромные доходы вкладывались в российскую промышленность.

Успенская церковьУспенская церковьУспенская церковь

Упадок кяхтинской торговли пришелся на конец XIX века, когда импорт из Китая в Европу начал отправляться через Суэцкий канал. Окончательный удар нанесло строительство Китайско-Восточной железной дороги.

За Кяхтой осталась только торговля с внутренними областями Монголии, не дававшая, конечно, прежнего богатства и статуса.

2. Дербент

Республика Дагестан

Основан: 438 год

Расположение: расположен на западном побережье Каспийского моря в узкой равнинной полосе между берегом и Кавказом.

Население: 124 тысячи человек.

Дербент – один из старейших городов России.

Здесь пролегал важнейший участок Великого Шёлкового пути, и Дербент буквально связывал восточный и западный миры.

Дербент входил и в арабский халифат, и был центром самостоятельного Дербентского эмирата, и переходил из рук в руки в войнах турок-сельджуков и иранцев-сефевидов. А с XVII века стал объектом борьбы между Россией и Персией.

Крепость Нарын-КалаКрепость Нарын-КалаКрепость Нарын-КалаКрепость Нарын-Кала

Окончательно в состав России Дербент вошел по условия Гюлистанского мира в 1813 году. К этому времени свою историческую роль город уже отыграл, и с тех пор ведет тихую и спокойную жизнь. Туда точно стоит съездить.

3. Елабуга

Республика Татарстан

Основан: 1007 год.

Расположение: на берегу Камы у впадения в неё Тоймы, в 200 км к востоку от Казани.

Население: 73 тысячи человек.

На месте впадения Тоймы издревле находилась переправа через Каму. Возникшее здесь поселение в булгарский период было частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье.

Село Елабугу упоминает князь Андрей Курбский.

Расцвет Елабуги начался после того, как Екатерина II в 1780 году присвоила селу статус города. В нем тогда проживало около 1000 жителей.

Чертово городищеЧертово городищеЧертово городище

Елабужские купцы Ушковы занимались химической промышленностью, но большую известность городу принесла хлебная торговля. Прикамским хлебом местное купечество торговало везде – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Голландии, Англии и Франции. В 1897 году на 10000 жителей приходилось 12 купцов-миллионеров.

“Богатство обязывает” и елабужское купечество на всю страну прославилось своей благотворительной деятельностью, за свой счет строя храмы и помогая людям по всей стране.

Есть в истории Елабуги и печальная страница – именно здесь в период эвакуации завершилась жизнь Марины Цветаевой.

4. Чистополь

Республика Татарстан

Основан: в XVIII веке

Расположение: на берегу Куйбышевского водохранилища, в 100 км к юго-востоку от Казани.

Население: 59 тысяч человек.

Первыми поселенцами села Чистое поле были беглые крестьяне и волжские татары, старавшиеся создать вольное поселение. Однако в начале XVIII века их выселили, а село сожгли, оставив на его месте лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне начали отстраивать дома, вскоре к ним присоединились другие поселенцы.

Новое поселение развивалось быстро и в 1781 году указом Екатерины II ему был присвоен статус уездного города Чистополя.

Никольский соборНикольский собор

В конце XIX века Чистополь являлся крупным центром хлебной торговли.

В годы Великой Отечественной войны здесь жили в эвакуации многие писатели СССР – Борис Пастернак, Леонид Леонов, Михаил Максимов, Николай Асеев, Александр Фадеев.

5. Енисейск

Красноярский край

Основан: 1619 год.

Расположение: на левом берегу Енисея в 348 км от Красноярска.

Население: 17 тысяч человек.

Енисейский острог был построен в 1619 году тобольскими казаками

В 1677 году Енисейск становится разрядным городом, в его ведение поступают все поселения по Енисею и вся заенисейская Сибирь до Нерчинска.

Основной деятельностью населения была добыча пушнины. Второй по важности вид—рыбный промысел.

В 1708 году Енисейск становится уездным городом Сибирской губернии.

Наивысшего расцвета город достиг в середине XVIII века, став крупным ремесленно-торговым центром.

Расположение между водными путями Западной и Восточной Сибири сделало Енисейскую ярмарку главным центром сибирской торговли. Западносибирские купцы привозили мануфактурные и галантерейные товары, вино и т. д. Восточносибирские купцы привозили кяхтинские товары.

Успенский соборУспенский собор

Значение Енисейской ярмарки упало в начале XIX века, а вместе с ней и значение города. Торговля переместилась на Ирбитскую и Туруханскую ярмарки. После строительства Сибирского тракта большинство грузоперевозок осуществлялись не водным, а гужевым транспортом.

В 1840-е годы Енисейск пережил очередной подъем на волне золотой лихорадки в Сибири. Сокращение добычи золота в 1860-е годы тяжело отразилось на местной экономике.

После проведения в конце XIX века Транссибирской магистрали Енисейск окончательно утратил свои позиции.

Дербент – один из старейших городов России.

Не все сибирские города-остроги имели такую же яркую судьбу. Некоторые быстро вовсе исчезли с карты – исчезнувшие города России.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d0a881be1551900b0ad5ff2/istoricheskie-poseleniia-rossii-5e883da0e42ae3177731f09b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.