Статус крестьянского хозяйства

Федеральный закон

Статус крестьянского хозяйства

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ
“О крестьянском (фермерском) хозяйстве”

4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г., 30 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 28 июля, 25 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Президент Российской ФедерацииВ.Путин

Москва, Кремль

11 июня 2003 г.

N 74-ФЗ

Определяются правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Законом гарантируется право граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

В Главе 1 “Общие положения” содержится определение крестьянского (фермерского) хозяйства, под которым понимается объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-I “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

В главе 2 “Создание фермерского хозяйства” сформулированы требования, предъявляемые при создании фермерского хозяйства. Глава 3 “Имущество фермерского хозяйства” определяет его состав и условия его владением, пользованием и распоряжением.

Главой 4 определяется правовой статус земельных участков, предоставляемых и приобретаемых для создания фермерского хозяйства и порядок осуществления его деятельности. В главе 5 устанавливается порядок приема новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства, а также устанавливаются права, обязанности и полномочия главы хозяйства.

Глава 6 посвящена определению видов деятельности фермерского хозяйства. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Главой 7 устанавливается возможность объединения фермерских хозяйств. Глава 8 определяет порядок прекращения фермерского хозяйства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 17 июня 2003 г. N 115, в “Парламентской газете” от 18 июня 2003 г. N 109, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 24 ст. 2249

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Пункты 1, 2, 3 статьи 21 изменений вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12131264/

Правовой статус крестьянского хозяйства: многообразие не всегда на пользу

Статус крестьянского хозяйства

Юрисконсульт АККОР Н.Г. Струков:

Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства могут осуществлять деятельность в различных организационно-правовых формах. Это удобно, поскольку дает возможность выбора наиболее приемлемой организации деятельности. Однако на практике такое разнообразие зачастую приводит к проблемам.

В соответствии с ранее действовавшим Законом РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства создавалось юридическое лицо.

После введения норм о создании фермерских хозяйств только как объединения граждан, путем регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица (в дальнейшем – индивидуального предпринимателя) – были заложены первые противоречия.

Налоговые органы в срочном порядке заставляли перерегистрировать действовавшие на тот момент крестьянские хозяйства – юридические лица. В результате этого организационно-правовые формы К(Ф)Х стали прогрессивно расти. При этом стоит отметить, что более 40 тыс. К(Ф)Х сохранили статус юридического лица, и, в связи с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ, остаются в нем и по сей день.

С принятием Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 2003 году, фермеры, как уже было отмечено выше, стали перерегистрироваться в ПБОЮЛ (ИП), а те, кто не хотел осуществлять деятельность в таком качестве, реорганизовывались в ООО, СХПК и другие формы, сохраняющие статус юридического лица. Даже сейчас у некоторых обществ можно увидеть в названии слова «фермерское хозяйство».

После очередных изменений в законодательстве о фермерах региональные налоговые органы, ввиду отсутствия единых стандартов и иных рекомендаций, стали регистрировать К(Ф)Х без образования юридического лица в следующих качествах:

– Индивидуальный предприниматель – Глава К(Ф)Х,

– Крестьянское (фермерское) хозяйство;

            – Индивидуальный предприниматель, осуществляющий сельхоздеятельность, без отнесения к фермерскому хозяйству.

В результате возникли проблемы наблюдения и реального сбора данных по фермерам органами статистики, региональными органами АПК, другими ведомствами.

Впоследствии в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения, по которым К(Ф)Х перестало регистрироваться как объединение граждан, а глава хозяйства стал регистрироваться в качестве ИП.

Несмотря на возможность выбора, а также плюсы той или иной формы, такое их многообразие не могло не привести к многочисленным спорам фермеров и органов государственной власти, налоговых и иных органов в рамках применения тех или иных правовых норм к фермерским хозяйствам и их членам.

Одной из первых проблем стала законодательно установленная смена главы хозяйства. В большинстве регионов налоговые органы требовали закрывать хозяйство и открывать новое – зарегистрированное на другое лицо (нового главу). И это несмотря на то, что для смены главы К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, существует определенная форма заявления.

Что уж говорить о сельхоздеятельности, которая осуществляется обычным индивидуальными предпринимателями! К примеру, исключается их участие в программе поддержки семейных животноводческих ферм.

Зачастую возникают проблемы наследования, сохранения истории кредитования, учета и регистрации сельхозтехники, земельных участков и другого имущества, используемого хозяйством. Случаются даже ситуации «фиктивного» расторжения брака для сохранения личного имущества семьи.

Другой, не менее распространенной проблемой является регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. И дело даже не в том, что регистрируется не хозяйство, а глава К(Ф)Х, как индивидуальный предприниматель.

Основная проблема заключается в том, что регистрация фермера осуществляется не по месту нахождения земельного участка, предоставленного для ведения сельхоздеятельности или по месту осуществления самой деятельности, а по месту «прописки» главы К(Ф)Х, как гражданина (указанному в паспорте).

Зачастую места прописки и осуществления деятельности находятся в разных регионах, а, следовательно, исключается возможность участия хозяйства в различных программах поддержки субъектов АПК, возникают проблемы налогообложения и отчетности.

Также и те крестьянские хозяйства, которые реорганизовались в ООО, СХПК и другие формы юридических лиц, сейчас не могут претендовать на государственную поддержку и льготы, представляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам.  

Вышеуказанные проблемы и противоречия должны быть решены в законодательстве, для чего необходимо пересмотреть действующие нормы, затрагивающие интересы фермерства и, в первую очередь, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс РФ.

С точки зрения организационно-правовых форм, следует изменить законодательство в части регистрации индивидуального предпринимателя – главы К(Ф)Х, только если деятельность ведется единолично.

Если же планируется коллегиальное ведение деятельности – надо создавать крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо.

Крестьянским хозяйствам иных организационно-правовых форм, в целях гармонизации, целесообразно перерегистрироваться в эти две наиболее подходящие фермерству формы.

Эти и другие проблемы в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств сейчас рассматриваются на заседаниях рабочей группы при Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. В составе группы – депутаты, представители научного сообщества, налоговых органов, Минсельхоза России и АККОР.

Мы регулярно информируем о ходе дискуссий на заседаниях группы. Приглашаем к обсуждению вопросов совершенствования организационно-правовых форм крестьянских хозяйств и вас.

Пишите, с какими сложностями вы сталкиваетесь, осуществляя деятельность в той или иной организационно-правовой форме, какие меры совершенствования и уточнения статуса К(Ф)Х представляются вам целесообразными.

Источник: https://www.akkor.ru/statya/1663-pravovoy-status-krestyanskogo-hozyaystva-mnogoobrazie-ne-vsegda-na-polzu.html

Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства

Статус крестьянского хозяйства

Михайлова, А. А. Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства / А. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/ (дата обращения: 30.09.2020).



Как известно, самой распространенной формой ведения деятельности в сельском хозяйстве всегда было и есть крестьянское фермерское хозяйство, которое признается особым субъектом права.

Как отмечает Суюндукова А. Ю.

, крестьянское (фермерское) хозяйство — особый субъект права, представленный одним или несколькими физическими лицами, связанными родством или свойством и (или) общей собственностью, на основании личного участия осуществляющий предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве [6]. Интересным представляется утверждение Т. А. Абовой, считающей крестьянское хозяйство, занимает особое место в ГК РФ, гражданско-правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность» [5].

ФЗ от 11.06.

2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1 статье дает нам понятие данного хозяйствующего субъекта- это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1]. Согласно пункту 3 этой же статьи данная форма хозяйства может осуществлять предпринимательскую деятельность и без образования юридического лица с применением правил гражданского законодательства.

Для того, чтобы понять и учесть некоторые правовые недоработки и пробелы в законодательстве, на мой взгляд, необходимо провести краткий экскурс в историю о ранее принятых актах, регулирующих вопросы деятельности и организации КФХ.

Впервые крестьянские (фермерские) хозяйства в России стали создаваться после принятия 22 ноября 1990 года закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно п.

1 статьи 1 закона, с последующими изменениями, КФХ рассматривалось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица,представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков [2]. Такая формулировка рассматриваемого хозяйства, содержащая отчетливое представление о правовом положении КФХ в качестве юридического лица, определялась вплоть до 17 июня 2003 года.

После введения в действие с 1 января 1995 года части первой Гражданского кодекса РФ КФХ стало определяться как вид индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, а глава КФХ признавался в качестве индивидуального предпринимателя [3].

Немаловажным является тот факт, что запрет на регистрацию КФХ в качестве организаций исключил возможность распространения на них норм о юридических лицах. Однако те КФХ, которые были созданы до вступления в силу ГК РФ, как юридические лица, продолжили своё существование параллельно с новой формой деятельности.

Следовательно, ясность правового статуса КФХ не была достигнута в данном вопросе.

17 июня 2003 года вступил в силу принятый 11 июня 2003 года новый Федеральный закон, признавший прежний закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратившим силу.

Он определил КФХ, как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии [1].

Также крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии со ст. 3 п.3 осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статьей 23 ч. 3 этого же закона было предусмотрено, что КФХ, созданные в соответствии с Законом РСФСР N 348–1 вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 года.

Так как достичь в срок поставленной цели не удалось, законодатель вынужден был продлить его до 1 января 2013 года, согласно ФЗ от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ. На данный момент этот срок продлен до 2021 года. Несомненно, реформирование данного вопроса влечет за собой изменение и гражданского законодательства, предусматривающего некоторые вопросы о КФХ.

В период активной работы по совершенствованию гражданского законодательства в России 2010–2012 годов, 30 декабря 2012 года Президент РФ подписал ФЗ N 302 «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который кардинально изменил правовое положение КФХ. Теперь они (КФХ) рассматривались в числе юридических лиц- коммерческих организаций. В частности, статья 23 ГК РФ была дополнена п.5, согласно которому КФХ признаются как договорные объединения граждан. Эта норма закрепила право граждан заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о КФХ; главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя [1].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правовой основой деятельности таких хозяйств становится договор, а именно, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное в соответствии с законом о КФХ. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства и должно содержать следующий сведения, согласно статье 4 ФЗ от 11 июня 2003 года:

‒ о членах фермерского хозяйства;

‒ о признании главойфермерскогохозяйства, о его полномочиях и порядке управлением фермерским хозяйством;

‒ о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

‒ о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

К соглашению обязательно должны прикладываться копии документов, подтверждающих родство граждан, которые создают фермерское хозяйство.

Таким образом, соглашение о создании КФХ является основным юридическим документом для возникновения и дальнейшего существования фермерского хозяйства. Следует отметить, что при создании фермерского хозяйства одним человеком заключение соглашения не требуется.

Итак, с 1 марта 2013 года КФХ занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами и общественными и признаются одним из необходимых субъектов предпринимательской деятельности [3].

Те КФХ, созданные в качестве юридических лиц на основе Закона РСФСР N 348–1 подлежат применению согласно статье 86.

1 ГК РФ, которая гласит, что «Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов». Перерегистрация ранее созданных КФХ не требуется. Следовательно, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может стать юридическим лицом по решению его участников.

Очевидно, что внесенные положения об изменении правового положения КФХ имеют большое значение не только для сельскохозяйственной деятельности в целом и АПК страны, но и вообще для всей рыночной экономики.

Возможность выступления КФХ в качестве юридических лиц в гражданском обороте создает основу для увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности АПК и стабильного существования такой формы хозяйствования, а также для развития валютно-финансового сегмента экономики России [3].

Государственная поддержка КФХ осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Согласно последним новостям, в августе этого года Минсельхоз закончил принятие предложений сельхозпроизводителей по поводу их видения распределения «единой» субсидии для аграриев на 2017 год.

Со следующего года в России будут действовать новые правила предоставления господдержки производителям — вместо 54 видов субсидий будет 7, кроме того, между производителями их распределят регионы. Мнения ведущих 20 союзов Минсельхоз собирал до 17 августа для того, чтобы позже сформировать свою позицию по этому вопросу.

Этот новый вид поддержки в 2017 году будет выделяться в рамках одной из подпрограмм по развитию сельского хозяйства — «Развитие подотраслей сельского хозяйства», согласно проекту ведомства. В настоящее время в рамках этой подпрограммы выделяется 30 видов субсидий, которые получают производители.

Вопрос по данной теме остается все еще открытым.

Вернемся к насущным проблемам. Как мы уже выяснили, КФХ не является в полной мере юридическим лицом, и индивидуальным предпринимателем. Это нечто среднее, требующее дальнейшего анализа и развития. Не могу не согласиться с высказыванием В. В.

Устюковой о том, что «особенности крестьянского хозяйства могут быть адекватно отражены в законодательстве лишь в том случае, если отношения по его созданию и деятельности буду регулироваться всесторонне, что возможно только с позиций аграрного права как комплексной отрасли российского права» [4].

Таким образом мы приходим к выводу о необходимости в дальнейшем совершенствовании нормативного закрепления гражданско-правового положения КФХ как юридического лица и как отдельной договорной формы хозяйствования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.