Строительство здания на двух земельных участках

О возможности осуществления строительства одного площадного объекта на нескольких земельных участках и нескольких площадных объектов на одном земельном участке – новости ерз.рф

Строительство здания на двух земельных участках

В последнее время существенным изменениям подвергается Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

www.transgeocom.ru

Так, в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены значительные изменения в Федеральный закон №214-ФЗ, актуальным стал вопрос о возможности осуществления строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках, а также о возможности осуществления строительства нескольких многоквартирных домов на одном земельном участке.

Однако у профессиональных застройщиков до сих пор нет четких ответов на данные вопросы.

О возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках

Относительно возможности строительства многоквартирного жилого дома на нескольких смежных земельных участках до настоящего времени высказываются абсолютно противоположные позиции, в том числе судами.

За возможность такого строительства высказываются те, кто не усматривает в действующем земельном и градостроительном законодательстве норм, прямо запрещающих или ограничивающих такое строительство (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 года по делу №А33-4596/2012), противники такого строительства ссылаются на возможный различный правовой режим застраиваемых земельных участков (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2014 года №Ф10-4481/2014 по делу А35-274/2014).

Неоднократно высказывается также позиция о недопустимости такого строительства в связи с необходимостью соблюдения в рамках предусмотренных частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельных параметров, устанавливаемых правилами землепользования и застройки поселения, городского округа.

Такой же вывод следует из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 10 октября 2011 года№А23-4229, в котором указано, что по мнению ведомства, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на котором расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается и, соответственно, один объект недвижимости (площадный объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Однако с подобным выводом трудно согласиться, поскольку целью установления минимальных отступов от границ земельных участков является необходимость соблюдения прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков, противопожарных расстояний, требований инсоляции и иных подобных требований в отношении объектов недвижимости, расположенных на смежных земельных участках. При строительстве одного площадного объекта на двух и более смежных земельных участках в отношении этих участков  данные требования неприменимы.

Комитет Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству, а позднее Комитет ГД РФ по транспорту и строительству высказывал следующее мнение.

На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГРК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Часть 6 статьи 51 ГРК РФ устанавливает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых планируется на территории двух и более муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что согласно пункту 3 статьи 119 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, в указанном положении Кодекса, по мнению профильного Комитета Госдумы, уже прямо предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство на нескольких смежных земельных участках.

Кроме того, по мнению профильного Комитета Госдумы, необходимо учесть, что в соответствии с п.

26 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение №1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г.

№943) к основным сведениям о здании, подлежащим внесению в записи кадастра недвижимости, относится  кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено (расположены) здание (здания).

На основании изложенного, по мнению Комитета, в ГРК РФ отсутствуют ограничения на проектирование и строительство объекта капитального строительства на нескольких смежных земельных участках. При этом разрешенное использование всех земельных участков должно допускать размещение такого объекта.

В целом такая позиция представляется обоснованной, однако вопрос о строительстве одного площадного объекта на нескольких земельных участках, по нашему мнению, остается дискуссионным.

О строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке

По вопросу о строительстве нескольких площадных объектов на одном земельном участке необходимо отметить следующее.

ГРК РФ также не предусматривает запрета на осуществление строительства нескольких площадных объектов на одном земельном участке. Единственное исключение из данного правила установлено частью 31 статьи 51 ГРК РФ.

В соответствии с указанной нормой в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории — допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Представляется, что если бы подобное строительство было запрещено, указанное в части 31 статьи 51 ГРК РФ правило было бы распространено на все случаи.

Необходимо также отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2013 года №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в гражданское законодательство введен институт единого недвижимого комплекса — недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект.

В соответствии со статьей 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации единый недвижимый комплекс — это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Следует учесть и изменения формы разрешения на строительство. В соответствии с Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 года № 117/пр новая форма разрешения на строительство предусматривает возможность указания характеристик каждого объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией.

При этом понятия «единый недвижимый комплекс» и «имущественный комплекс» не тождественны.

Гражданское законодательство в качестве «имущественного комплекса» указывает лишь один его вид — предприятие. Соответственно, предприятие характеризуется тем, что используется исключительно в рамках предпринимательской деятельности, в его состав могут входить не только имущественные, но и неимущественные права.

Характерной чертой единого недвижимого комплекса является его отнесение к неделимым вещам.

Учитывая изложенное, представляется бесспорным, что в тех случаях, когда речь идет о сложном объекте, будь то «единый недвижимый комплекс» или «имущественный комплекс», осуществление строительства нескольких площадных объектов капитального строительства на одном земельном участке вполне возможно.

Однако применение этих правил к группе многоквартирных домов не всегда правомерно и не всегда возможно.

www.vd-tv.ru

Необходимо учесть, что в рамках градостроительных отношений, в том числе, при строительстве микрорайонов, могут возникнуть проблемы реализации данных положений, поскольку в рамках единого недвижимого комплекса прямо не предусматривается возможность строительства по этапам, в том числе путем выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных домов (до момента введения единого недвижимого комплекса в целом). Не предусмотрена и регистрация отдельных объектов без одновременной регистрации в рамках единого недвижимого комплекса.

Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено правило о том, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При этом, согласно частям 1 и 5 той же статьи такой земельный участок с момента государственного кадастрового учета становится общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу этих положений после введения дома в эксплуатацию последующее строительство на общем земельном участке иных предусмотренных проектной документацией объектов может повлечь дополнительные риски невозможности завершения строительства.

Эти и иные подобные вопросы на практике создают серьезные административные преграды в случае реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности институтов комплексного и устойчивого развития территории (развитие застроенных территорий, комплексное освоение территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, комплексное развитие территории и т.п.).

Представляется, что подобное изменение отчасти решит возникшие проблемы застройщиков.

Алексей ТЁ, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству
Кирилл ХОЛОПИК, генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли»
Никита ФИЛИППОВ, заведующий МГКА «Бюро адвокатов «Де-Юре»

Источник: https://erzrf.ru/publikacii/o-vozmozhnosti-osushchestvleniya-stroitelstva-odnogo-ploshchadnogo-obyekta-na-neskolkikh-zemelnykh-uchastkakh-i-neskolkikh-ploshchadnykh-obyektov-na-odnom-zemelnom-uchastke

Законно ли построить одно здание на нескольких участках?

Строительство здания на двух земельных участках

Собираетесь построить таунхаус? Есть вероятность, что вы столкнетесь с проблемой строительства недвижимости на нескольких участках. В наше время это актуально не только при возведении домов блокированной застройки, но и в других случаях. Хотите оставаться в выгодном положении? Тогда эта статья для вас.

Для того чтобы построить объект капитального строительства на земельном участке, необходимо оформить разрешительную документацию. Часто именно на этом этапе у владельцев земельных участков (ЗУ) возникают трудности.

Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно обратиться к Градостроительному и Земельному кодексам РФ.

Ни тот, ни другой не закрепляет прямого запрета на строительство здания одновременно на нескольких ЗУ. В то же время в этих нормативных актах нет и конкретной нормы, которая регулирует подобную правовую ситуацию.

В частности статья 51 ГрК РФ, регулирующая порядок получения разрешения на строительство, упоминает земельный участок исключительно в единственном числе. Так мы можем сделать вывод, что получить разрешение для постройки здания на нескольких участках невозможно. В целом, весь Градостроительный кодекс как бы намекает на подобное правило.

В большинстве случаев постройка одного здания на нескольких ЗУ противоречит принятым в конкретном муниципальном образовании правилам землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 38 ЗК РФ устанавливаются минимальные отступы от границ земельного участка. Эти отступы составляют от трех до пяти метров, и в случае их несоблюдения (обращаемся к ст.

222 Гражданского кодекса РФ) постройку могут признать самостроем и включить в список объектов, подлежащих сносу.

Это обстоятельство может привести к необходимости оформления дополнительного разрешения на отступление от установленных градостроительных регламентов.

Минэкономразвития РФ в своём письме от 31.08.2011г.
высказывает мнение о невозможности строительства здания на нескольких земельных участках, ссылаясь на Градостроительный Кодекс РФ. Но поскольку данный орган не обладает компетенцией по официальному толкованию нормативных правовых актов, письмо носит лишь рекомендательный характер.

Ранее действовавший Приказ “Об утверждении порядка ведения единого государственного кадастра недвижимости” закреплял порядок, при котором в Единый государственный реестр недвижимости вносились сведения о кадастровом номере каждого из земельных участков, на территории которых располагалось возведенное здание. На данный момент этот Приказ утратил силу, но все же из него следует, что Минэкономразвития РФ допускало строительство одного объекта капитального строительства на нескольких участках земли.

В действующем Приказе Минэкономразвития РФ № 943 присутствует пункт, буквальное толкование которого предполагает размещение зданий на одном или нескольких земельных участках.

Таким образом, строительство здания на нескольких смежных участках – вопрос дискуссионный и неоднозначный. При этом существует большая проблема.

Часто государственные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию, ссылаясь именно на Градостроительный и земельный Кодекс, а также на Письмо Минэкономразвития. Следовательно, возникает необходимость обжаловать решения органов за их необоснованный отказ.

В целом судебная практика чаще занимает сторону правообладателей ЗУ. Суды, ссылаясь на отсутствие в законодательстве прямого запрета, встают на их сторону.

С другой стороны не обходится и без отказов в удовлетворении исковых требований. Здесь уже все целиком и полностью зависит от вашей аргументации и представленной правовой позиции в суде первой и апелляционной инстанции.

Минимизировать свои шансы на неблагоприятный исход дела поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Все земельные участки должны быть из одной категории земли и, согласно виду разрешённого использования, должны допускать возможность расположения объекта, который вы хотите возвести.
  • У участков должен быть один правообладатель, при этом совсем не обязательно они должны принадлежать ему на праве собственности. Даже если вы собственник участка, а в отношении второго заключён договор аренды, это допускается. Важно, чтобы у вас были права на возведение объектов капитального строительства в границах данных участков.
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) следует оформлять в отношении каждого участка земли, что в меньшей степени будет противоречить действующему законодательству.

Тем, кто столкнулся с данной проблемой, скорее всего придется получать разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта в судебном порядке. Но даже в случае отказа можно пойти другим путём. Вначале объединить участки, затем построить одно здание на одном участке, а после получения разрешения разделить участок на нужное количество.

Так как вопрос строительства здания на нескольких участках довольно спорный, и здесь может потребоваться помощь профессионального юриста. Опытный специалист поможет разобраться в положениях земельного и градостроительного законодательства, а также предложит наиболее оптимальную стратегию решения проблемы.

Больше полезных статей вы найдете в блоге на сайте компании «Максард».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/maxard/zakonno-li-postroit-odno-zdanie-na-neskolkih-uchastkah-5d19d31c8f0b3300ad5acf10

Строительство нескольких объектов, не связанных между собой, на одном участке приравнивают к единому недвижимому комплексу

Строительство здания на двух земельных участках

Многие знают, что когда на одном земельном участке планируется построить несколько объектов недвижимости, то при получении разрешения на строительство на все объекты сразу Администрация считает, что это комплекс и необходимо подавать документы как для комплекса, в том числе приложить экспертизу проекта.

На протяжении многих лет этот вопрос решался просто: пока идет стройка сначала один объект оформляется (разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, собственность), потом второй, третий и т.д. И в даном случае каждый объект считался самостоятельным, менее 1500 кв.м, не более 2-х этажей и экспертиза не требовалась. Сейчас Администрация увидела принятую в 2013 году статью 133.

1 ГК о том, что является недвижимым комплексом и с лета 2016 года пишет:

“Согласно ст. 49 ГрК РФ содержит четкие правила в части технических параметров и характеристик объектов капитального строительства, проектная документация которых не требует проведения экспертизы, при этом положения ст.

49 применимы в отношении отдельно стоящего объекта в единственном числе на отдельном земельном участке.

Необходимо обратить внимание, что объекты, состоящие из нескольких зданий, сооружений, эксплуатация которых функционально связано между собой, где предполагается строительство по всей площади земельного участка сопутствующей инфраструктуры  (дороги, подъезды, стоянки, парки, очистные сооружения, открытые площадки и т.д) и инженерных сетей не оговорены положениями ст. 49 ГрК РФ, которые исключают проведение проектной документации по подобному объекту капитального строительства в состав которого входят несколько зданий и сооружений.

Согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ единый недвижимый комплекс – это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железных дорог, линий электропередач, трубопроводов и др.

), либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРП зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. Согласно письму Администрации Приморского края от 23.07.

2015 года во исполнение положений градостроительного законодательства уполномоченным должностных лицам муниципальных образований, при выдаче разрешений на строительство на объект, который состоит из нескольких зданий, сооружений, эксплуатация которых функционально связана между собой, где предполагается строительство по всей площади земельного участка сопутствующей инфраструктуры (дороги, подъезды, стоянки, парковки, очистные сооружения, открытые площадки и т.д.) и инженерных сетей от заявителей необходимо требовать предоставление полного пакета проектной документации состав разделов которой установлен ст. 48 ГрК РФ и положительного заключения экспертизы в порядке ст. 49 ГрК РФ. “

Но как же быть с тем, что если объект является отдельностоящим (не на отдельном участке, а именно объект отдельностоящий), не превышает 1500 кв.м, не превышает 2 этажа и в соответствии со ст. 49 ГрК казалось бы очевидно, что не требуется экспертиза проекта.

Откуда появился вывод, что если объекты находятся на одном участке в несколько га, то либо необходимо предоставлять экспертизу проекта и вводить объекты как комплекс, чего совсем не хочется даже с точки зрения дальнейшей продажи каждого объекта.

Либо если хотите вводить как одельное здание, то под каждым объектом должен быть сформирован самостоятельный участок. Откуда вообще эти вывода? из какой нормы это следует? Или это очередное “желание” Администации. 

Что касается ст. 133.1 оно содержит понятие единого недвижимого комплекса, которое установлено совсем в иных целях. 

Из ст. 133.1 можно выделить два признака единого недвижимого комплекса:

1. Это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически.

2. Объекты расположены на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Поэтому, исходя из первого признака, объекты должны быть едины, неделимы и неразрывно связаны физически и технологически между собой, что не относится к отдельностоящим объектам.

Что касается второго признака, то для того, чтобы объекты признавались единым недвижимым комплексом, они должны быть зарегистрированы в качестве таковых. При этом регистрация объектов в качестве единого недвижимого комплекса является не обязанностью, а правом субъекта.

В дополнении, необходимо отметить, что если нет регистрации объектов в качестве единого недвижимого комплекса, значит, и нет самого единого недвижимого комплекса.

Еще в устной беседе представители Администрации озвучивают “очень весомый” аргумент: ну в сумме-то у вас площадь всех объектов на одном участке более 1500 кв.м, значит нужна экспертиза. 

Получаем, что ни в одной норме не содержится требования, что чтобы объекты не были признаны комплексом их необходимо строить на разных земельных участках. 

Кто-нибудь уже сталкивался с подобной практикой? 

Источник: https://zakon.ru/discussion/2016/12/15/stroitelstvo_neskolkih_obektov_ne_svyazannyh_mezhdu_soboj_na_odnom_uchastke_priravnivayut_k_edinomu_

Письмо Минэкономразвития № Д23-4229 О строительстве объекта недвижимости на нескольких земельных участках

Строительство здания на двух земельных участках
Об отсутствии оснований для строительства объекта недвижимости, за исключением линейных объектов, на нескольких (смежных) земельных участках

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу о строительстве объекта недвижимости на нескольких (смежных) земельных участках и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство (пункт 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее – Градостроительный кодекс).

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявления и пакета документов, который включает в себя, в том числе, схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений могут устанавливаться ограничения в виде предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь, а также ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов.

В случае, если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства и реконструкции объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка – строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой.

Таким образом, возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не допускается.

Учитывая изложенное, считаем, что один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания (строения, сооружения) на нескольких смежных земельных участка нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем установлено, что линейные объекты (дороги, линии электропередачи, нефтепроводы и иные характерные сооружения) могут располагаться на территории более одного регистрационного округа и, таким образом, на нескольких земельных участках (статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Дополнительно сообщаем, что Минрегион России в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г.

N 40, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе осуществления строительства, архитектуры и градостроительства.

Заместитель директора Департамента недвижимости М.В. Бочаров

Источник: https://kiportal.ru/obuchenie/biblioteka/pisma/pismo-minekonomrazvitiya-d23-4229-o-stroitelstve-obekta-nedvizhimosti-na-neskolkih-zemelnyh-uchastkah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть