Суть лесной амнистии

Содержание

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Суть лесной амнистии

С тех пор из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) были исключены дублирующие сведения о 42,5 тыс. лесных участков, сообщили в Росреестре. Для сравнения: в 2017 году ведомство насчитало порядка 377 тыс. спорных участков.

За весь период действия закона введенная им статья 60.2 “О государственной регистрации недвижимости” применена органом регистрации прав 76,1 тыс. раз, из них по инициативе Росреестра — 63,6 тыс. раз, 12,5 тыс. инициированы правообладателями либо органами государственной власти.

Самое большое число заявок на использование “лесной амнистии” с 2017 года, как отметили в Росреестре, пришло от жителей Московской и Ленинградской областей.

Участки без границ

Закон “О лесной амнистии” возник из–за накопившихся противоречий в результате существовавшего более 10 лет упрощенного регулирования отношений по оформлению прав на лесные участки.

Лесная “упрощенка” позволяла вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ.

Итогом стало появление большого числа пересечений лесных участков с другими землями — внутри лесных участков оказались дачные, садовые участки и другие объекты.

В связи с этим в 2017 году и был подписан Федеральный закон № 280–ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров”, который в народе стал называться “лесная амнистия”. Основной задачей документа стало обеспечение как защиты прав граждан на объекты недвижимости, так и сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

Согласно закону, если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Но для применения закона в пользу собственника необходимо учитывать два условия: что право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года и если территория была предоставлена гражданину до 8 августа 2008 года.

Закон не распространяется на территории, требующие особой защиты и контроля, например, охраняемые природные массивы, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

На пересечении земель

В Ленинградской области, которая вошла в тройку лидеров по количеству заявлений об устранении пересечений границ земельных участков и земель лесного фонда, число поданных заявок до 1 июля 2020 года составило 1547 единиц, говорится в отчете Росреестра.

Встречаются случаи пересечения лесных участков с автодорогами, с отдельными земельными участками, кроме этого, встречаются пересечения лесных участков с населенными пунктами. Например, в Ломоносовском районе местное лесничество пересекают сразу 99 участков, входящих в СНТ “Метростроевец–2”.

И подобные случаи в регионе встречаются нередко.

Для обновления данных и устранения противоречий в регионе губернатором Ленобласти Александром Дрозденко была создана рабочая группа между несколькими ведомствами, которая занимается рассмотрением вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и Государственный лесной реестр (ГЛР).

В нее вошли Росреестр, Кадастровая палата, “Ленобллес”, “ЛенКадОценка”, “Леноблинвентаризация”, комитет по финансам Ленинградской области, комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, “Рослесинфорг” и органы местного самоуправления.

С момента принятия закона рабочая группа уже рассмотрела 1406 заявок, в регионе проведена работа по устранению ошибок и внесению в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный лесной реестр достоверных данных в отношении более 1,1 тыс. земельных участков, границы которых имеют подтвержденные пересечения с лесными участками, сообщили dp.ru в Кадастровой палате области.

“Из 1,1 тыс. решений более 250 решений было принято в пользу собственников земельных участков с последующим внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Более 600 решений принято в пользу собственников земельных участков с последующим внесением изменений в Государственный лесной реестр”, — уточнили в Кадастровой палате.

Война с “белыми пятнами”

За одно заседание рабочей группы области принимаются решения приблизительно по 300–400 участкам. А некоторые из них автоматически переходят в следующее собрание в связи с тем, что для принятия окончательного решения комиссии не хватает уточняющих сведений.

“В целях принятия справедливых и взвешенных решений специалистам необходимо проанализировать большое количество документов.

Ведь крайне важным является не допустить ущемления прав добросовестных владельцев недвижимости и в то же время соблюсти интересы Российской Федерации и предотвратить незаконное занятие и вырубки на землях Государственного лесного фонда”, — отметил руководитель Управления Росреестра по Ленинградской области Игорь Шеляков.

По некоторым оценкам, в Ленинградской области около 85% имеющихся данных о лесном фонде устарели. Более того, точно неизвестно, сколько лесного сырья имеется и не изменились ли его границы.

“Ежемесячно проводится аэрофотосъемка для фиксации всех пересечений участков, со всех ведомств собираются сведения, чтобы получить полную и объективную картину положения.

Специалисты нашего предприятия обрабатывают полученную информацию, сопоставляют и выявляют несоответствия. И только потом все формируется в единый отчет, который предоставляется на обсуждение межведомственной рабочей группы” — рассказал dp.

ru генеральный директор ГУП “Леноблинвентаризация” Андрей Карельский.

В общей сложности, по данным “Леноблинвентаризации”, в регионе насчитывается около 2500 выявленных участков, которые требуют анализа и перепроверки.

Наибольшее количество проблемных участков находятся во Всеволожском районе — около 45%, 18% приходится на Ломоносовский район, 15% — на Тосненский район Ленобласти.

Оставшаяся часть территорий, требующих уточнений, на другие районы региона, в их числе Выборгский, Приозерский, Сланцевский, Кингисеппский, Кировский и другие. На исправление всех несоответствий осталось не так много времени — до 2023 года, то есть до окончания срока “лесной амнистии”.

Согласно плану рабочей группы в 2021 году количество рассмотренных заявок должно перешагнуть отметку в 2000 единиц с учетом уже рассмотренных заявок.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2020/08/21/Lesnaja_amnistija_ozhidan

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

Суть лесной амнистии
18.08.2018

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии».

В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан  на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре.

На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками.

Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей.

Указанное  условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом  участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ.

Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН –  к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы.

В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители  прокуратуры и МВД России.

Источник: http://orichevskoe.ru/news/detail.php?id=809874

Наши преимущества

Штат аттестованных кадастровых инженеров. Лицензии СРО.

Оперативность решения вопросов.

Все работы выполняются нашими штатными специалистами

Окончательный расчет производится по факту выполнения работ.

Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время.

Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

Источник: https://cgiku.ru/lesnaya-amnistiya-i-kak-ej-vospol-zovat-sya/

Росреестр объяснил, как воспользоваться

Суть лесной амнистии

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой – ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

ВС объяснил, можно ли убрать “посторонние” конструкции со своей земли

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”.

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться “лесной амнистией” пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту “РГ” в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

https://www.youtube.com/watch?v=q1c_Mi_OEPc

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина – пересечение границ его земли и лесного участка.

Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы.

Но человеку повезло – грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о “лесной амнистии”, участок поставили на кадастровый учет.

О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике “Юрконсультация” рассказывают эксперты “РГ”.

А в Псковской области есть другие примеры, когда “лесная амнистия” начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали.

Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Главное в “лесной амнистии” – это гарантированные права законных обладателей земельных участков

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки “в связи с уточнением местоположения границ земельного участка”. Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году.

По местному документу – Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне “занятой городскими лесами, землями лесного фонда”.

В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили.

Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.

Итог – государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.

ВС РФ разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о “лесной амнистии” шли весьма оживленные споры.

Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР).

Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит “лесная амнистия”, граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как “лесная амнистия” заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения “лесной амнистии”. В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по “формальным основаниям”. Слова, что такие основания являются именно “формальными”, не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях – это права законных правообладателей земельных участков.

Компетентно

Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

– Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона.

Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.

Справка “РГ”

Росреестр разъяснил читателям “РГ” на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка.

В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина – участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.

2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Источник: https://rg.ru/2018/01/10/rosreestr-v-2018-godu-zakon-o-lesnoj-amnistii-zarabotaet-v-polnuiu-silu.html

Закон

Суть лесной амнистии

Закон “О лесной амнистии”. Комментарий юриста

Итак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии». 
Попробую выделить его основные положения.

В чем  заключается «лесная амнистия»?

Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.

Во-вторых, задача “лесной амнистии” состоит в том, чтобы вывести некоторые участки (как правило, уже застроенные) из состава земель лесного фонда и  присвоить им иную категорию, более пригодную для хозяйственного использования, например, категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», а так же исключить ряд участков из лесопарковых зеленых поясов, имеющих органичения по хозяйственной деятельности.

Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы “лесной амнистии” преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.

Чем категория «земли лесного фонда» принципиально отличается от иных категорий?

Тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.

Проблема в том, что далеко не все граждане и организации, что-либо построившие на землях лесного фонда, умышленно нарушили закон (хотя и такое, конечно, тоже было).

Очень часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно.

Они оказались заложниками запутанной системы учета лесов. Новый закон призван исправить эту ситуацию. 

Какие участки попадают под «лесную амнистию»?

1.  Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности.

«Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

  • когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
  • имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них.
  • указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

2. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7.

Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).

При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда.

Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амннистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна.

Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)

3. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

Раньше это было невозможно.

Важно! Исключением из общих правил, описанных выше, являются участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особоохраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, используемые не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов

В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.

Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов.

В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.

Усложнена  процедура оформления нелесных участков

Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков в целях исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий.

Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области лесных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).

Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст.

214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью.

Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).

Не требуют согласования схемы участков:

  • расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
  • тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
  • расположенных в границах населенных пунктов;
  • расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
  • расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков.

В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические.

В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.

Устранинены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков

Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель…» регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.3.1.

Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.3.3.

Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;

Иные ситуации.

Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6.

В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки.

Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:- сведения о них не внесены в ЕГРН;- имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;- договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;Так же в силу п.

7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных учасьтков на кадастровый учет.

В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках.

Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства. Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.

Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)

В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее – лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее – военные городки).
Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Вывод:

В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: https://www.cab74.ru/articles/1383/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть