Уменьшение налоговой базы на земельный участок

Статья 391 НК РФ. Порядок определения налоговой базы

Уменьшение налоговой базы на земельный участок

СТ 391 НК РФ.

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Абзацы 4 – 7 утратили силу с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

4. Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

10) физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

6. Утратил силу с 1 января 2018 г. – Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

6.1. Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. – Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8.

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Источник: http://www.NalKod.ru/statia391

Кто имеет право на льготы по налогу на землю в Московской области?

Уменьшение налоговой базы на земельный участок

Стоимость земельных участков в Москве и Московской области, как правильно, значительно выше аналогичных показателей для других регионов страны. Поэтому многих граждан интересует вопрос, какие в области существуют льготы на земельный налог для владельцев участков и что требуется для их получения.

Далее будут подробно рассмотрены все действующие в данном регионе льготы, а также порядок определения величины налога с их учетом и особенности документального подтверждения прав на них.

Законодательство

В связи с тем, что земельный налог относится к категории местных, его законодательное регулирование осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном. Поэтому основными нормативно-правовыми актами, действующими в этой сфере, будут:

  • Налоговый кодекс РФ. В главе 31 НК РФ приводятся основные правила и требования относительно начисления земельного налога, его уплаты или предоставления по нему определенных льгот. При разработке местных законодательных актов положения НК РФ должны учитываться обязательно.
  • «Закон о земельном налоге» того населенного пункта, где расположен участок (далее — Закон). Этот документ является уже местным и устанавливает уже конкретные процентные ставки и возможные льготы для плательщиков.

Кому положены?

Категории плательщиков, которым могут быть предоставлены льготы в соответствии с местным законодательством населенных пунктов Московской области, могут быть разделены на две группы:

Полностью обовожденные от уплаты налога

Сюда относятся те же категории физических и юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога в соответствии со ст. 395 НК РФ или имеют право на получение скидки по налоговой базе согласно ч. 5 ст. 391 НК РФ.

При этом тем плательщикам, которые имеют право на снижение налоговой базы, может быть предоставлена скидка на гораздо большую сумму, чем это обозначено в НК РФ (там этот показатель составляет 10 тыс. руб.).

Стоит вспомнить, какие именно категории имеют право на получение скидки по Налоговому кодексу и включаются в местный Закон как льготники в обязательном порядке:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • герои РФ и СССР;
  • инвалиды с детства;
  • члены ордена Славы;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • чернобыльцы;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, получившие лучевое заболевание в результате ядерных испытаний или работ.

Помимо снижения налоговой базы, данные категории плательщиков могут получить льготы других видов. Например, по отношению к ним может применяться пониженная процентная ставка, скидка на уплату части налога (чаще всего половины его величины) или же полное освобождение от него.

Социально незащищенные слои населения

Ко второй группе относятся дополнительные категории льготников, которые не включены в НК РФ, но являются социально незащищенными слоями населения. В населенных пунктах МО в эту группу включаются:

  1. Пенсионеры. Земельный налог является одним из немногих, по которому на федеральном уровне для данной группы плательщиков не имеется льгот. Однако это компенсируется местным законодательством, в соответствии с которым они получают значительные скидки на его уплату. Однако при этом к ним могут предъявляться дополнительные требования:
    • по величине участка (его площадь не должна превышать установленный предел);
    • по уровню доходов (кроме пенсии он не должен иметь никаких дополнительных денежных поступлений);
    • по их возрасту (например, он должен быть старше 65 или 70 лет);
    • по целям использования участка (допускается ЛПХ, ИЖС, садоводство, животноводство, огородничество, а вот аренда и предпринимательская деятельность льгот не предусматривают).
      Конкретные меры также могут существенно отличаться в зависимости от региона — это может быть снижение налоговой базы (например, в Москве эта сумма составляет 1 млн. руб.), получение 50% скидки на налог (в г. Королев) или полное освобождение от него.
  2. Многодетные семьи. Еще одна довольно распространенная категория льготников, к которой предъявляются следующие требования:
    • наличие минимум трех несовершеннолетних детей;
    • использование участка в личных целях, а не для сдачи в аренду или ведения бизнеса.
      Также частым критерием для получения льготы является недостаточный уровень дохода на каждого члена семьи в сравнении с этим показателем, установленным для конкретного региона.
  3. Супруги или родители военнослужащих, погибших на службе.
  4. Почетные граждане города (или другого населенного пункта).
  5. Малоимущие граждане.

Виды льгот

Применяемые в МО льготы могут быть разделены на такие группы:

  • Уменьшение налоговой базы на определенную величину. Поскольку стоимость земельных участков в МО зачастую довольно высокая, то и размер скидки в этом случае также немаленький. По сравнению с федеральной величиной (10 тыс. руб.) этот показатель может быть в разы больше.
  • Снижение процентной ставки. Максимальные пределы ставок (0,3 и 1,5%, в зависимости от типа участка), установлены в НК РФ, однако местные власти могут эти показатели несколько снижать. Соответственно, итоговая сумма к уплате также будет меньше.
  • Полная или частичная отмена уплаты налога. Например, местный Закон может предусматривать скидку на величину налога в размере 50 или 100%.

В каждом из этих случаев снижение итоговой суммы налога, который подлежит уплате, является довольно существенным. Особенно это касается ситуаций, когда кадастровая стоимость участка очень высокая.

Порядок и особенности расчета налога

Расчет налога в ситуации, когда плательщик имеет право на льготу, напрямую зависит от того, в чем именно она заключается. Возможны такие варианты:

  1. Снижение суммы налога на определенную величину. Например, некоторым категориям плательщиков предоставляются скидки на его уплату (чаще всего в размере 50%). В этом случае налог высчитывается по общим правилам, после чего полученный результат умножается на 50%. Данная сумма и будет подлежать уплате.
  2. Уменьшение налогооблагаемой базы. В этом случае перед расчетом налога по формуле необходимо для начала установить базу, по которой это будет происходить. Для этого от кадастровой стоимости участка, указанной в документах, нужно отнять величину вычета, установленного в законе. Далее полученный показатель умножается на действующую процентную ставку.

Однако знать формулу земельного налога и величину полагающихся льгот стоит для проверки правильности расчетов ИФНС.

Подтверждение прав на льготы

Получение льготы допускается только после ее официального оформления в налоговом органе, для чего плательщику необходимо, прежде всего, подать соответствующее заявление. Оно должно содержать такую информацию:

  • данные должностного лица и ИФНС, куда происходит обращение;
  • информацию о заявителе (его ФИО, контактные данные);
  • сведения о земельном участке (месторасположение, площадь, цели использования);
  • просьбу предоставить конкретный вид льготы и основания для этого;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Что касается последнего пункта, то набор необходимых бумаг будет включать в себя как личные документы заявителя (паспорт, доверенность) и документацию на участок (кадастровый паспорт, выписка из ЕГРП, свидетельство о праве собственности), так и бумаги, подтверждающие принадлежность плательщика ко льготной категории. В зависимости от этого может потребоваться:

  • пенсионное удостоверение;
  • справка о доходах;
  • удостоверение многодетной семьи;
  • свидетельство о рождении на каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • справка о составе семьи;
  • заключение МСЭ о присвоении гражданину инвалидности;
  • копия свидетельства о смерти военнослужащего и т. п.

После подачи этих документов она будет применяться в течение всех последующих налоговых периодов до тех пор, пока в соответствующем Законе не будут внесены изменения по ее отмене (или пока у льготника не пропадет право на ее получение).

Таким образом, можно сделать вывод, что в Московской области действует различное множество льгот по земельному налогу.

Причем они могут предоставляться как категориям плательщиков, установленным законодательно, так и дополнительным группам физических или юридических лиц.

За получением информации об имеющихся льготах и их непосредственным оформлением стоит обращаться в отделение ИФНС или местную администрацию населенного пункта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/lgoty/v-moskovskoj-oblasti-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть