Управление фермерским хозяйством

Правовое регулирование реорганизации, несостоятельности, ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств. | Студент-Сервис

Управление фермерским хозяйством

В литературе под реорганизацией понимается способ образования новых и прекращения действующих юридических лиц с переходом прав и обязанностей реорганизуемого субъекта к существующим (при присоединении) или вновь возникшим (в остальных случаях) юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. В Гражданских кодексах стран СНГ понятие «реорганизация» используется применительно к юридическим лицам.

Согласно ГК РФ и закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» членами хозяйства в случае реорганизации крестьянского хозяйства на базе его имущества может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо буде обладать правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества фермерского хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с ГК РФ.

В связи с тем, что при образовании на базе крестьянского хозяйства юридического лица происходит правопреемство по правам и обязательствам хозяйства, данные действия могут быть названы реорганизацией крестьянского хозяйства.

Ликвидация КФХ в отличие от реорганизации представляет собой прекращение деятельности хозяйства без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Процедура ликвидации хозяйства определяется Гражданским кодексом, законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и законодательством о несостоятельности.

Согласно п. 1 ст. 21 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ ликвидируется в случае единогласного решения участников.

Причины могут быть самые разнообразные: достижение целей, ради которых хозяйство создавалось; переезд в другую местность; утрата интереса к деятельности КФХ вследствие старости или нетрудоспособности; отсутствие прибыли и т.д.

Руководствуясь ст. 9 ГК РФ, согласно которой субъекты гражданского права по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, и ст. 21 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» члены КФХ принимают решение о добровольном прекращении деятельности фермерского хозяйства.

КФХ ликвидируется, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность хозяйства, а также в случае его банкротства.

В каком порядке осуществляется ликвидация фермерского хозяйства. Закон России «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 22) содержит отсылочную норму, согласно которой прекращение КФХ производится в соответствии с ГК РФ.

Во-первых, если говорить о прекращение КФХ, действующего в форме юридического лица, то ликвидация хозяйства должна осуществляться по правилам ГК о ликвидации юридических лиц.

Во-вторых, ссылка в законе на Гражданский кодекс касается порядка раздела имущества хозяйства в случае его добровольной ликвидации или прекращения по иным основаниям. Так, ст. 258 ГК РФ четко говорит, что при ликвидации КФХ раздел имущества, осуществляется по правилам гражданского законодательства.

Если КФХ действует в форме юридического лица, то прекращение хозяйства завершается внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении фермерского хозяйства.

При ликвидации фермерских хозяйств, не являющихся юридическими лица, сведения о прекращении хозяйства вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с выдачей свидетельства о государственной регистрации прекращения фермерского хозяйства. Соответствующая форма документа (№ Р65002) утверждена Приказом МНС РФ от 3 декабря 2003г. № БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств».

Согласно письму МНС РФ от 24 марта 2004г. № 09-0-10/1303 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» для регистрации прекращения КФХ предоставляется заявление, документ об уплате государственной пошлины и решение членов КФХ в случае добровольной ликвидации хозяйства.

В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры банкротства КФХ обращение взыскания не производится на личное имущества глава и членов хозяйства и имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства (ст. 221).

Но это положение касается отношений несостоятельности хозяйства при рассмотрении дела в арбитражном суде. При этом действующее законодательство РФ не содержит запрета на обращение взыскания на личное имущество главы (предпринимателя) по исполнению гражданско-правовых и публично-правовых обязательств.

Поскольку КФХ ликвидируется по правилам, предусмотренным для индивидуальных предпринимателей, то есть, в заявительном порядке, кредиторы хозяйства лишены возможности предъявить свои требования об исполнении обязательств в ходе процедуры ликвидации КФХ.

Согласно ГК РФ обязательства прекращаются надлежащим исполнением (ст. 309).

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по налоговым платежам считается исполненной после уплаты налога либо прекращается с ликвидацией юридического лица, а также со смертью физического лица с погашением задолженности в пределах стоимости наследственного имущества.

Из указанных норм права следует, что ликвидация фермерского хозяйства не влечет прекращение не исполненных обязательств. Соответственно кредиторы вправе рассчитывать на взыскание задолженности и ответственным лицом, исходя из ст. 23 ГК РФ, должен признаваться глава хозяйства.

Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускает ситуацию, когда член КФХ наряду с главой может быть привлечен к ответственности после ликвидации хозяйства.

Согласно п. 3 ст. 9 закона гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе КФХ по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из КФХ.

То есть, если участник (участники) вышел из хозяйства, и затем КФХ было ликвидировано, но с момента прекращения членства не прошло два года, кредиторы хозяйства вправе предъявить требования о погашении долгов не только к главе, но и к указанному члену (членам) хозяйства.

Особый правовой режим  банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства установлен параграфом третьим главы 10 «Банкротство гражданина» ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности  ( банкротстве» ( в ред. от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ).

Законом (ст.ст.

217- 223) предусмотрены особенности  порядка   признания   индивидуального предпринимателя-главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом; финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством; правовой режим конкурсной массы крестьянского (фермерского) хозяйства; порядок продажи  имущества и имущественных прав крестьянских (фермерских) хозяйств; последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом.

В соответствии со ст. 217 Закона РФ о несостоятельности критерием неплатежеспособности КФХ является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов.

При обращении фермерского хозяйства в суд с исковым заявлением о признании его банкротом следует иметь в виду, что согласно ст. 10 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» при наличии у хозяйства возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, хозяйство несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

При несостоятельности крестьянского хозяйства по вине его главы, членов, на них при недостаточности имущества хозяйства может быть возложена субсидиарная ответственность по его  обязательствам. Допускается в  установленных законом случаях привлечение главы  крестьянского хозяйства  к уголовной ответственности.

В   соответствии со ст. 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)» глава КФХ должен подать иск в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения следующих обстоятельств: когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов хозяйства приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами.

При наличии оснований для признания КФХ банкротом суд принимает заявление и выносит определение о введении в отношении хозяйства процедуры наблюдения.

Законодательство о несостоятельности предусматривает возможность введения в отношении фермерского хозяйства и процедуры, направленной на восстановление его платежеспособности. Данная процедура именуется финансовым оздоровлением.

Согласно ст.

219 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» глава хозяйства вправе в течение двух месяцев с момента вынесения определения подготовить и представить в суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Если суд сочтет, что указанный план мероприятий позволит хозяйству удовлетворить требования кредиторов, то будет введено финансовое оздоровление на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или переработанной продукции.

Положительным моментом российского законодательства является то, что срок финансового оздоровления может быть увеличен судом на 1 год, если в ходе его произошли чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, эпизоотии и др.), ставшие причиной спада и ухудшения финансового состояния хозяйства.

Но при этом необходимо выполнить порядок изменения графика погашения задолженности, установленный ст. 85 закона.

Возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве фермерского хозяйства влечет необходимость назначения арбитражного управляющего.

По общему правилу согласно ст. 2, 20 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть гражданин, отвечающий следующим требованиям:

1) зарегистрирован индивидуальным предпринимателем,

2) имеет высшее образование,

3) стаж руководящей работы не менее двух лет,

4) сдал специальный экзамен,

5) прошел стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего,

6) не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления,

7) является членом одной из саморегулируемых организаций.

Для фермерского хозяйства предусмотрены особенности. В соответствии со ст. 220 закона, во-первых, допускается, что внешним управляющим будет назначено лицо, не соответствующее вышеуказанным требованиям закона о банкротстве, во-вторых, полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой КФХ.

Для этого необходимо письменное уведомление арбитражного суда, в производстве которого находится дело.

В отношении фермерского хозяйства судом на основании решения кредиторов может быть введено внешнее управление. Срок внешнего управления для КФХ устанавливается до окончания периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации продукции, с возможностью продления на три месяца, а при стихийных бедствиях на год.

Внешнее управление прекращается досрочно на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае невыполнения плана внешнего управления, а также возникновения обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановить платежеспособность хозяйства.

Прекращение внешнего управления влечет принятие судом решения о признании хозяйства банкротом и открытии конкурсного производства (п. ст. 219).

Согласно ст.

221 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в конкурсную массу КФХ входят находящееся в общей собственности членов хозяйства: недвижимость, в том числе насаждения (очевидно, имеются в виду многолетние); хозяйственные и иные постройки; мелиоративные и другие сооружения; племенной, рабочий и молочный скот; птица; сельскохозяйственные и иные техника и оборудование; транспортные средства; инвентарь; другое имущество, приобретенное для фермерского хозяйства и на общие средства его членов.

В составе конкурсной массы также будут имущественные права, например, право аренды земельного участка  принадлежащего хозяйству, иные имущественные права, имеющие денежную оценку.

Специфика конкурсной массы фермерского хозяйства состоит в том, что из нее исключается имущество, принадлежащее  членам КФХ (включая главу) на праве собственности, а также имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами хозяйства (п. 3 ст. 221).

После формирования конкурсной массы осуществляется продажа имущества фермерского хозяйства. В силу ст. 222 закона РФ о банкротстве данные полномочия принадлежат арбитражному управляющему, который обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав КФХ и выставить их на торги.

Однако перед проведением торгов должно быть реализовано преимущественное право покупки, которое принадлежит лицам, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции и владеющим земельными участками, непосредственно прилегающим к участку КФХ – банкрота.

Механизм реализации данной нормы в законе не раскрывается, но, вероятно, что управляющий должен предложить каждому из названных субъектов приобрести указанное имущество. Если в течение месяца согласия на покупку не поступит, имущество продается в общем порядке.

Последствия признания фермерского хозяйства банкротом предусмотрены ст. 223 закона о несостоятельности, согласно которой копия решения о признании КФХ банкротом направляется в орган, осуществивший регистрацию главы хозяйства в качестве предпринимателя, в результате чего его государственная регистрация в качестве предпринимателя утрачивает силу.

Названное положение закона нельзя назвать юридическим правильным, так как согласно ст.

23 ГК РФ регистрируется не глава хозяйства, а именно фермерское хозяйство, а глава с момента регистрации хозяйства признается не индивидуальным, а просто предпринимателем.

В данном случае речь должна идти о том, что с момента признания КФХ банкротом регистрация хозяйства и статус главы этого хозяйства как предпринимателя утрачивают силу.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/pravovoe-regulirovanie-reorganizatsii-nesostoyatelnosti-likvidatsii-krestyanskih-fermerskih-hozyajstv/

Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

Управление фермерским хозяйством

крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоя­тельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производ­ство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продук­ции.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это форма свободно­го предпринимательства, осуществляемого на принципах эко­номической выгоды

Экономические отношения с государственными, кооператив­ными и другими предприятиями и организациями, отдельными лицами осуществляются на основе договоров, трудовых соглаше­ний, торговых операций по наличному и безналичному расчету, производятся отчисления, определяемые соответствующими нор­мативными актами, по налогам, платежи в бюджет, в фонд соци­ального страхования и др. Глава хозяйства (фермер) самостоятельно руководит делами, заключает от имени хозяйства соглашения.

В соответствии с действующим законодательством крестьянс­кие (фермерские) хозяйства самостоятельно или совместно с дру­гими организационно-правовыми формами хозяйствования могут создавать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом они сохраняют самостоятельность, права на земельные учас­тки и право юридического лица.

Главной целью ассоциаций являются создание условий для нормальной хозяйственной деятельности ее участников, увеличе­ние их доходов и рост уровня социально-экономического разви­тия, а также организация совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Средства ассоциации формируются за счет вступительных взносов ее членов и ежегодных отчислений участников. Ассоциа­ция имеет право заниматься коммерческой деятельностью, при­быль от которой распределяется между ее членами пропорцио­нально их вкладу в формирование ассоциации.

Организационные основы функционирования и управления в ассоциации определяются се уставом, который принимается на обшем собрании участников и утверждается в установленном по* рядке.

Высшим органом управления фермерской ассоциацией являет­ся общее собрание глав крестьянских хозяйств и других ее участ­ников.

Общее собрание утверждает устав, избирает исполнительные И другие органы ассоциации, определяет их функции, утверждает программы развития и решает другие вопросы. Вместе с тем пол­номочия и деятельность общего собрания не должны ограничи­вать и связывать свободу фермера (предпринимателя).

  1. Управление предприятием-банкротом

Понятие « банкротство » определено статьей 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве )» (далее – Закон №127-ФЗ):

«несостоятельность ( банкротство ) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство )».

В соответствии со статьей 65 ГК РФ:

«Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица , а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности ( банкротства ), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона №127-ФЗ действие его распространяется на все юридические лица , за исключением:

Ø казенных предприятий;

Ø учреждений;

Ø политических партий;

Ø религиозных организаций.

Признаком банкротства юридического лица является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Начало процедуры банкротства

Процедура банкротства может быть начата:

руководителем (исполнительным органом) юридического лица ;

владельцем государственного юридического лица ;

основателями (участниками) должника;

кредиторами должника;

любой заинтересованной стороной (налоговыми органами, фондами социального назначения и т.д.);

государственным прокурором.

Должник может быть объявлен банкротом только по решению суда.

Процедуры банкротства

Законом предусмотрены следующие основные процедуры банкротства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Наблюдение

Наблюдение применяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства. Наблюдение осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. Руководство должника продолжает осуществлять свои полномочия, однако с определенными ограничениями.

Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Внешнее управление осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом.

С момента введения внешнего управления:

руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника переходит к назначенному управляющему;

все полномочия органов управления должника переходят к управляющему; органы управления должника должны передать все балансы, другую бухгалтерскую и финансовую отчетность и документацию, печати и штампы, материаль-ные ценности, оборудование внешнему управляющему;

снимаются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Все активы и имущество должника находятся в распоряжении временного управляющего. Сделки, размер которых превышает 20 процентов от балансовой стоимости активов, должны утверждаться собранием кредиторов.

Внешний управляющий имеет право отказаться от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий отчитывается перед собранием кредиторов.

Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может принять решение:

прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;

отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство (это может быть сделано по просьбе собрания кредиторов);

утвердить мировое соглашение.

Конкурсное производство

Конкурсное производство открывается судом и начинается с назначения судом конкурсного управляющего.

Срок конкурсного производства не может превышать 1 года. Этот срок может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев и более.

В ходе конкурсного производства все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность по оценке имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах. Конкурсный управляющий использует средства, полученные на аукционах, для удовлетворения требования кредиторов.

После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит опреде-ление, которое конкурсный управляющий впоследствии представляет в орган, в котором был зарегистрирован должник.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения в реестр записи о ликвидации должника последний считается ликвидированным.

Мировое соглашение

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве . Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством ) и считается принятым, если за него проали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имуществом должника. Мировое соглашение должно быть утверждено судом.

Суд может признать мировое соглашение недействительным в следующих случаях:

соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для одних или ущемляющие права других кредиторов;

исполнение мирового соглашения может привести к банкротству должника;

наличие других оснований недействительности сделок.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s9834t9.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.