Условно разрешенное использование земельного участка

Содержание

Условно разрешенные виды использования земельного участка

Условно разрешенное использование земельного участка

Любой земельный участок можно использовать только для тех целей, под которые он определен. Государство ограничивает права собственников наделов назначением вида разрешенного использования.

Статья 37 Градостроительного кодекса разделяет виды применения земли на:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные.

При этом основные устанавливаются для каждой территории в обязательном порядке.

Следует отметить, что строительство объекта на земле, когда вид использования — основное позволяет его возвести, не требуя специальных согласований. Если же участок имеет условно разрешенное использование, то застройка нового объекта сопряжена с выполнением определенных условий.

Рассмотрим более подробно, что представляют собой условно разрешенный вид.

Что такое условно разрешенный вид использования?

Условно разрешенное использование земли (далее УРВИ) является дополнительным к основному. Это возможность расширить классификатор, когда предусмотреть все ситуации довольно сложно. Применить УРВИ возможно только после согласования с местной администрацией и публичных слушаний с условием, что такие расширения предусмотрены Градостроительным планом территории.

Основных видов использования надела в некоторых случаях может оказаться недостаточным. Это, например, возможность застройки малоэтажного жилого дома (по коду 2.1.1) и необходимость возвести индивидуальные гаражи.

Классификатор позволяет произвести строительство гаражей, только в рамках условно разрешенного использования земли. Тогда владельцу участка потребуется письменно заявить в местной администрации о желании использовании его в соответствии с условным разрешением.

Заметим, что УРВИ должны быть перечислены в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждаются администрацией населенного пункта.

Рассмотрим на примере города Омска, который в соответствии с Правилами застройки поделен на 10 жилых зон. Использовать их в соответствии с основным видом возможно для застройки жилыми зданиями и детскими садами. Условно разрешенным станет использование под:

  • малоэтажное жилое строительство с отсутствием прилегающих участком земли;
  • возведение зданий бытового обслуживания, включающих гостиницы (включая мотели и общежития), парикмахерские, мастерские, осуществляющие ремонт бытовой техники, и т.п., учреждений культуры и искусства, музеи;
  • возведение зданий административных, деловых и хозяйственных;
  • общепит (рестораны, бары, столовые), аптеки, бани, магазины, объекты временной торговли;
  • гаражи.

Зоны

Условно разрешенное использование земельного участка может быть любым из возможного списка. При этом в зависимости от функционала зоны и решения властей одна территория может иметь один перечень видов использования, а другая – отличный от нее.

Условно разрешенными для жилых секторов в плане застройки земли будет возведение в их пределах отдельно стоящих зданий:

  • для торговых площадей, торгово-развлекательных центров;
  • общественного питания;
  • офисных и административных;
  • медицинских и т.д.

В зоне, отведенной под деловую и общественную сферу, к условно разрешенному использованию отнесены жилые дома частного и многоквартирного характера. Для производственных зон все перечисленные виды станут условно разрешенными.

Зонирование территории с точки зрения градостроительства осуществляется в соответствии с четвертой главой ГрК. Кодексом установлена необходимость разработки и утверждения главой территориальной администрации Правил землепользования и застройки, включающих в себя:

  • общие положения (порядок их применения и внесения изменений);
  • карту зонирования для целей возможной застройки;
  • градостроительные регламенты.

Проект Правил обязателен к обсуждению общественностью. После согласования на всех этапах они утверждаются главой местного самоуправления. Изменения могут быть внесены по инициативе заинтересованного лица (например, при планировании застройки). Но для этого требуется согласование с компетентными структурами, прохождение этапа публичных слушаний и утверждение в муниципальном органе власти.

Где указываются УРВИ?

Основным документом муниципалитета, регулирующим градостроительство в его пределах, являются Правила землепользования и застройки. Поэтому для строительства на конкретном участке необходимо предварительно ознакомиться с ними, чтобы избежать неприятных ситуаций впоследствии.

Зачастую такие правила называют «строительным паспортом земли», который содержит сведения о наделе. Они включают в себя все допустимые виды его использования (условно разрешенные в том числе), а также ограничения в отношении земли. Здесь же имеется топографическая схема с нанесением зон застройки, красных линий и т.д.

Градостроительный план выдается владельцу земли только на основании заявления, поданного в орган местного самоуправления. Подготовка занимает 20 рабочих дней, исчисляемых от даты подачи заявления, выдается бесплатно (ст. 57 3 Градостроительного кодекса).

Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка?

Условно разрешенный вид применения участка земли можно получить после прохождения следующих этапов:

  1. Собственник земельного надела направляет заявление в местную администрацию в целях получения соответствующего разрешения на вид использования. К нему может потребоваться приобщение документов, перечень которых необходимо уточнить в уполномоченном органе. Отправить можно через МФЦ или Госуслуги.
  2. Проект подлежит рассмотрению в ходе общественных слушаний. При этом все расходы на их проведение несёт инициатор изменения вида разрешенного использования.
  3. Итогом публичных обсуждений становятся рекомендации о разрешении на изменение УРВИ либо отказе. Рекомендации подготавливается комиссией.
  4. Документ направляется главе администрации, в трехдневный срок принимается соответствующее решение.

Госуслуги:

Uslugi.mosreg.ru:

Основной пакет документов:

  • паспорт;
  • нотариальная доверенность — если выступает представитель собственника;
  • приостанавливающие документы на земельный участок;
  • правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества расположенных на данном участке;
  • согласие собственника участка, если заявитель арендует землю;
  • согласие всех собственников, если земля находится в долевой собственности.

Отказ, как правило, происходит по причине несоответствия участка земли размерам, являющихся предельными в ПЗЗ. Хозяин надела имеет право в судебном порядке пересмотреть полученный отказ.

Скачать заявление об изменении ВРИ земельного участка

Схема предоставления разрешения на УРВИ земельного участка на примере территории Хабаровского края.

Публичные слушания

Статьей 5.1 ГрК установлен порядок проведения общественных обсуждений по вопросам замены видов условно разрешенного использования надела.

Принимать в них участие может любой из жителей территории расположения участка земли, по которому происходит слушание.

Если возникает вероятность негативного воздействия на окружающую среду вследствие изменения ВРИ, то в обсуждения могут быть вовлечены собственники прилегающих к участку земель.

Слушания подразумевают следующие этапы:

  • оповещение о предстоящих слушаниях;
  • размещение проекта в общественных изданиях, включая СМИ и интернет;
  • экспозиция созданного проекта;
  • составления по итогам слушаний протокола;
  • публикация в СМИ заключения о результатах слушаний.

Все участники слушаний в процессе размещения проекта и проведения экспозиции вправе вносит свои замечания и предложения в форме письменной или устной. Они собираются в протокол организаторами собрания и отражаются в заключении по его итогам. Их принятие или отклонение должно быть аргументировано и так же занесено в протокол.

Источник: https://nedexpert.ru/zemlja/uslovno-razreshennyj-vid-ispolzovanija-zemelnogo-uchastka-chto-jeto-takoe/

Условно-разрешенный вид использования земельного участка при его разделе

Условно разрешенное использование земельного участка

Условно – разрешенный ВРИ установлен Градостроительным Кодексом РФ, в ст. 37. Он, как и остальные, помогает установить, что можно строить в зонах, на которые поделены земельные ресурсы нашей страны. Рассмотрим, что это такое – ВРИ, как его использовать, в каких НПА отражен этот порядок.

Градостроительный Кодекс

N190-ФЗ от 1994 года выделяет три вида разрешенного использования:

  1. Основные: собственник земельного надела имеет право строить на участке дома, иные постройки, без предварительного одобрения и согласования с уполномоченными органами.
  2. Условно-разрешенные: необходимо выполнить условия для того, чтобы на земле что-либо построить.
  3. Вспомогательные: на земле располагаются объекты, которые необходимы для нормальной работы конструкций, зданий, сооружений. Они располагаются на землях, относящихся к первым двум ВРИ.

Условно – разрешенный ВРИ – это список объектов, которые относятся к капитальному строительству. Они имеют разрешение на их возведение на конкретном участке, который обладает определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Если у участка условно-разрешенный вид использования, то строительство на нем объектов находится в зависимости от того, в какой территориальной зоне располагается земля.
  2. Право на возведение объектов недвижимости возникает у лиц, которые прошли процедуру согласования с уполномоченными органами.
  3. Строить на землях с таким видом использования разрешено только после выполнения условий, предъявляемых к процессу со стороны местной администрации.
  4. Разрешение от местных властей должно быть в письменной форме.

Если условия строительства на таких землях выполнены, но письменное разрешение не получено, возведение объектов недвижимости может быть признано не соответствующим закону. Следовательно, незаконно выстроенный объект сносится.

Суть условно-разрешенного ВРИ заключается в том, что необходимо получать от местных властей разрешение, которое даст согласие на строительные работы. Для основных, вспомогательных ВРИ разрешений не требуется.

Этим отличается условно-разрешенный вид.

Какие виды условно-разрешенного использования существуют в настоящее время

К ним можно отнести любые цели использования земельного надела. Для одной зоны ВРИ могут быть основными, а для другой зоны – условными. Все зависит от того, какой функционал установлен для определенной зоны, а также решения местной администрации, которая устанавливает правовое положение каждой из зон, находящейся в ее введении.

Для зон, которые относятся к жилым, к видам условно-разрешенным, могут быть причислены:

  • здания, которые предназначены для предпринимательской деятельности;
  • сооружения, используемые для общественного питания;
  • деловые здания;
  • производственные сооружения;
  • офисная территория;
  • учреждения медицинского характера.

Для зон, которые определены местной администрацией в качестве деловых, в условно-разрешенным видам ВРИ относят:

Правовой статус — ВРИ в каждой зоне присваивается в соответствии с Правилами землепользования и застройки. Они обсуждаются с общественностью на публичных слушаниях. В Правила включается информация:

  • положения общего характера, связанные с порядком применения зон, действием должностных ли и населения по их освоению;
  • ВРИ каждой зоны с их полным описанием;
  • карту зонирования: по ней определяется к какому виду ВРИ относится тот или иной участок.

Правила застройки и пользования земельными наделами — это документ общего характера. Его положения регулируют механизм освоения территории и ее застройки. В документе можно найти информацию об отдельном земельном наделе, о том, где оно находится. Но для того чтобы начать на нем строительство, необходимо тщательно подготовиться к процессу.

Процесс подготовки

Если застройщик выбрал земельный участок, необходимо получить ГПЗУ. Это сокращение означает градостроительный план.

Этот документ является своеобразным паспортом территории, информация из которого даст основания полагать, что строительство возможно.

Кроме обобщенной информации о земле, например, номер, категория и общие габариты в пределах участка. Специальные условия включают:

  • зону, к которой относится участок земли;
  • ВРИ;
  • ограничения в строительстве;
  • требования, предъявляемые к возведению домов;
  • схему участка, которая составляется специалистами на основе одноименной съемки;
  • красные линии зоны и т.д.

Чтобы получить эту информацию заинтересованным лицам следует обратиться в местные органы. Это может быть мэрия, администрация. Он изготавливается для пользователей на бесплатной основе. И это делается в течение 20 дней, исключая выходные с даты обращения. Подается заявление по ст. 57.3 Градостроительного Кодекса.

Перечень ВРИ

Ознакомиться с ним можно, если посмотреть на приказ Минэкономразвития от 2914 года под N540. Его ввели в действие для того чтобы определить все ВРИ земли в РФ. Ранее, отнесение ВРИ к конкретной земле, лежало на плечах местных органов власти.

Иными словами, это была их исключительная компетенция. Не вдаваясь в вопросы коррупционной составляющей, это положение усугублялось тем, что местные органы власти по своему усмотрению классифицировали земельные наделы.

Это приводило к неразберихе: в одном регионе застройщик получал право на возведение домов, в другом – ему запрещали делать это, при условии, что земля была отнесена к одному и тому же виду разрешенного использования.

Для того чтобы устранить этот пробел, ввели единый перечень земель. Но решение за органами местной власти оставили.

Как получить разрешение на смену ВРИ или возможность осуществлять на участке какую-либо деятельность?

Для того чтобы обратиться за использованием земли, необходимо написать заявление. В нем обосновать, почему именно эта земля необходима под определенную деятельность. Поскольку она относится к условному ВРИ, создается комиссия, которая уполномочена рассматривать такие вопросы. Комиссия действует по строгому регламенту.

Далее, организуются публичные слушания. После поступившего в комиссию заявления, они организуются и доступны всем слушателям. Комиссия размещает в СМИ данные о том, когда они будут проводиться, время, место, сведения о лице, которое запрашивает разрешение на использование земельного надела.

Кроме того, публикуются и сведения о самой земле, ВРИ. Владельцам смежных участков, которые находятся по соседству с участком, заинтересовавшим заявителя, через почту направляются уведомления о том, что будут проходить слушания. На них проводится беседа с соседями, неравнодушными гражданами.

Они вправе высказать свои идеи, одобрения или несогласия с тем, как планирует использовать земельный надел обратившийся в комиссию заявитель. Итогом слушаний является ание. По его результату возможно возникновение только двух решений: согласие на предоставление земельного надела или отказ в этом действии.

Заключение о результатах обсуждается в СМИ.

После обсуждения вопроса комиссией, решение выносит Глава муниципалитета. Закон отдает ему срок в 3 дня. Решение, порой, бывают достаточно сложными. Для Главы муниципалитета мнение население не может быть решающим. Он обязан к нему прислушиваться, но в законе отсутствует норма о том, что он следует мнениям и беспрекословно подчиняется им.

В результате внесенного решения существует два варианта дальнейшего развития событий:

  1. Заявитель дали «добро» на то, чтобы он использовал земельный надел. Его ВРИ не меняется на основной, поэтому он обязан подчиняться требованиям условно-разрешенного.
  2. Заявителю отказали в предоставлении участка.

Глава муниципалитета оформляет свое решение не только в письменном виде. Ему присваивается статус нормативного акта, изданного местным органом власти. Это Постановление, которое публикуется в СМИ.

Процедура получения разрешения на освоение участка, относящегося к у4словно-разрешенному виду использования, сложна, длительна, требует много сил и времени. Кроме того, деятельного участия заявителя на всех этапах прохождения получения разрешения.

В яде случаев собственники участка хотят сменить ВРИ с основного на условно-разрешенный. В любом случае, процедура одна.

Это написание соответствующего заявления, а также направление бумаги в местную администрацию. Чиновники рассматривают поступившее от владельца заявления.

Закон не требует от них немедленного ответа, поэтому процедура затянута во времени. Они организуют слушания, информацию о них размещают в СМИ.

Обычно заявителями выступают лица, собственники земельного надела, считающие, что имеющийся у них вид ВРИ не дозволяет им эффективно использовать принадлежащую территорию. Причем, случаи могут быть разными. Например, человек владеет большой территорией земли.

При ее разделе в результате оформления купли-продажи, он решил оставшиеся гектары использовать более эффективно.

Но стоит помнить, что участок в этой ситуации оформляется заново, с внесением изменений, как в его границы (нужно межевание), так и в сведения о собственнике.

Либо лица, которым приглянулась земля, они хотели бы на ней что-либо выстроить, но для этой работы им необходимо получить соответствующее разрешение, выполнив ряд условий.

Источник: https://prozemlu.ru/uslovno-razreshennyj-vid-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Условно разрешенный вид использования земельного участка (ВРИ) – в 2020 году, порядок, получения, регламент

Условно разрешенное использование земельного участка

Для граждан, которые выбирают себе земельный участок или же тех, кто планирует вносить изменения в тип применения земли, важно быть осведомленным в том, что такое условно разрешенный вид использования земельного участка. Этот правовой термин определяет цели, которые владелец может реализовать с помощью своей недвижимости.

В предыдущие годы ВИР указывался в свидетельстве, которое выдавалось в органах регистрации. Сегодня же такие данные можно найти только в ЕГРН. Для установления этого параметра нужно определить целевое назначение территории.

Что нужно знать

Законодательство говорит о том, что землю можно использовать только по предназначению. Например, если земля нужна для ведения фермерского хозяйства, а в документах указано, что участок предназначен только для коммерческого строения, то ферму там разместить не получится.

Регламенты запрещают подобные действия, так как в этом случае земля будет использоваться не в соответствии со своим предназначением. Если невозможно будет изменить этот вид пользования на более подходящий, то придется искать другой участок.

Главным градостроительным документом является генеральный план. Это документация, в которой указывается план по развитию территорий городских или других селений.

В нем указываются:

  • главные ветви развития территории (учитывая климатические особенности и экономическую ситуацию в регионе);
  • обозначаются функции каждой из зон, их назначение и запреты на использование в определенных целях;
  • описываются меры, которые нужно предпринять для защиты населения города или поселка;
  • обозначаются границы поселения.

Каждый муниципалитет должен принять Правила землепользования и застройки. Это нормативный акт, при принятии которого местные власти должны руководствоваться ГК РФ, ЗК РФ и другими статьями федерального законодательства.

Вся территория города или другого поселения должна быть поделена на несколько зон.

Это могут быть зоны разнообразных предназначений, а именно:

  • жилые;
  • производственные;
  • инфраструктурные;
  • рекреационные;
  • сельскохозяйственные;
  • зоны специального назначения и пр.

Это значит, что земли в подобных зонах могут быть использованы только по прямому предназначению (например, в жилой зоне можно строить дома, но нельзя – промышленные комплексы).

Нормы закона

Все основные правила использования земли установлены в таком нормативном акте, как Градостроительный кодекс, а именно в статье 37.

В подробностях этот вопрос раскрыт в приказе Министерства экономического развития №540, который был принят в 2014 году. В нем утверждается классификатор ВРИ участков земли. Данный классификатор можно найти в приложении к этому документу. Здесь описаны все типы использования земли, которые возможны исходя из действующего законодательства.

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Это следующие направления:

  • использование в сельскохозяйственном назначении (существует 18 направлений, в том числе животноводство, садоводство и пр.);
  • возведение жилых домов (7 направлений, среди которых: индивидуальнее строительство, застройка жилыми комплексами, обслуживание застроек и пр.);
  • возведение объектов капстроительства для общественного пользования (больницы, школы, коммунальные предприятия);
  • для ведения предпринимательской деятельности;
  • для отдыха;
  • выделение участков для добычи полезных ископаемых и промышленной деятельности;
  • возведение транспортных путей;
  • для обеспечения обороны и пр.

В Классификаторе для каждого названия присвоен специальный числовой код, который является равнозначным с текстовым наименованием.

Градостроительный регламент

Правовой режим для участка земли определяется в соответствии с тем, как его фактически используют. Это же касается и возведенных на этой территории объектов.

Установленный в градостроительном регламенте правовой режим распространяется на определенную территориальную зону со всеми возведенными на ней объектами. Не распространяется действие этого документа на те участки, где расположены памятники или ассамблеи, которые являются культурным наследием.

Нет необходимости устанавливать градостроительный регламент для зон, которые предназначены для общественно использования, для добычи ископаемых и для размещения объектов линейного типа.

Какие бывают ВРИ

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ВРИ могут быть следующих типов:

  • основные виды;
  • условно разрешенные виды;
  • вспомогательные виды (могут быть использованы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам).

Для каждой территориальной зоны обязательным условием является установление ВРИ. В другом случае составление градостроительного регламента становится невозможным.

Понятие условно разрешенного вида использования земельного участка

Для обозначения перечня условно разрешенных ВИР следует руководствоваться Правилами землепользования и застройки. Определение таких видов происходит в градостроительном регламенте.

Если объект недвижимости является основным видом разрешенного строительства, то для его застройки не потребуется оформление дополнительных документов и разрешений.

Совсем другое дело обстоит с условно разрешенными видами, для предоставления которых потребуются дополнительные согласования с соответствующими органами.

Чтобы осуществить получение условно разрешенного вида использования земельного участка, следует предпринять такие шаги:

  1. Владелец земельного участка, который заинтересован в разрешении на условно разрешенный вид использования, должен направить соответствующее заявление в орган местного управления.
  2. Местная администрация должна провести общественные слушания и по его итогам подготовить заключение.
  3. Заключение становится основанием для написания рекомендаций на предоставление условно разрешенного вида использования или же для отказа, в котором объясняются причины подобного решения.
  4. В том случае, когда решение будет положительным, все изменения вносятся в кадастр недвижимости, и выдается кадастровый номер.

К примерам условно разрешенных ВИР относят бассейны, спортзалы, больницы, офисы и пр.

Назначение

Любая недвижимость должна иметь за собой закрепленный список условно разрешенных ВИР. Нужно это для того чтобы понимать в каких видах деятельности ее можно использовать.

Такой тип использования надела может запрещать или разрешать некоторые виды эксплуатации или возведения определенных типов зданий.

Кроме того, на застройщика влияют и градостроительные регламенты, которые приняло местное самоуправление.

В законодательстве говорится, что вся территория населенных пунктов предназначается только для возведения городов и других поселков. Условно разрешенное использование наделов полностью зависит от места их расположения.

Если территория расположена неподалеку от населенного пункта, то ее принято называть функциональной зоной. Генеральный план поселения определяет для таких участков определенный список сооружений, которые можно там возводить.

К самым распространенным ограничениям относят:

  • в границах поселений можно возводить только функциональные здания;
  • в одной конкретной зоне должны быть возведены разные по своим функциональным назначениям сооружения;
  • в обозначенной зоне должны быть сформированы возможности для ее развития.

Создание функциональных зон преследует цель формирования под населенным пунктом территорий, которые бы обеспечивали потребности и интересы жителей поселения.

Как получить

Если владелец земли считает, что основной ВРИ не позволяет ему использовать свою собственность эффективно, может обратиться за получением условно разрешенного вида использования.

Процедура получения ВРИ такого типа регламентируется Градостроительным кодексом и заключается в следующем:

  • Владелец земли должен написать заявление на смену ВРИ на условно разрешенный тип. Документ нужно направить в специальную комиссию при местной администрации. Сотрудники учреждения должны рассмотреть заявление и провести публичные слушанья. Во время проведения подобного мероприятия все заинтересованные лица могут высказать свое мнение насчет данного вопроса и внести другие предложения. По результатам слушаний составляется заключение.
  • На основании заключения орган местного самоуправления может разрешить смену ВРИ или отказать в прошении. Рекомендации должен подписать голова администрации. Отказ обязательно должен быть аргументированным.
  • Глава администрации принимает решение, на основании которого заявителю разрешается сменить ВИР на условно разрешенный или же ему поступает отказ.
  • Органы местной власти имеют право на смену ВРИ, но они не обязаны предоставлять такое право каждому заявителю. Если все же было принято положительное решение по вопросу, то решение направляется в органы государственной регистрации для внесения изменений в реестры.

После завершения этой процедуры собственник земли получает право использовать ее в нужном ему направлении, но только в том, на которое он получил разрешение.

Процедура смены ВРИ на условно разрешенный довольно длительная и зависит от многих факторов. Чаще всего срок оформления всех разрешений и документов составляет около 6 месяцев после подачи заявления.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/uslovno-razreshennyj-vid-ispolzovanija-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.