Установить категорию земельного участка

Содержание

Установление соответствия ВРИ земельного участка Классификатору

Установить категорию земельного участка

Предлагаем вашему вниманию статью, в которой мы постараемся кратко и внятно изложить основные причины необходимости установления соответствия существующего вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка единому классификатору, а также попытаемся определить случаи, когда это является действительно целесообразным.

До повсеместного принятия документов градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки) решение об изменении одного ВРИ земельного участка на другой принималось главами местных администраций. Не существовало единого унифицированного подхода при определении формулировок вида разрешенного использования земельных участков.

Отдельные региональные инициативы по классификации присваиваемых видов разрешенного использования земельных участков привели, в конечном итоге, к изданию Министерством экономической политики РФ уже ставшего знаменитым Приказа №540 от 01.09.2014 года.

В нем был утвержден единый классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее «Классификатор»).

В результате сложилась ситуация, при которой формулировки ранее установленных ВРИ земельных участков повсеместно расходятся с формулировками Классификатора, что влечет за собой необходимость установления их соответствия.

Важно отметить, что несоответствие видов разрешенного использования земельного участка с Классификатором не несет для его правообладателя состава правонарушения. Пунктом 11 статьи 34 №171-ФЗ от 23.06.

2014г «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору.

Пунктом 13 ст. 34 №171-ФЗ определено право правообладателя участка на установление соответствия ВРИ земельного участка Классификатору.

Так, по заявлению правообладателя земельного участка, уполномоченные органы власти в течение месяца обязаны принять решение об установлении соответствия между ВРИ и Классификатором, являющееся основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, который представляет собой часть единого государственного реестра недвижимости.

Основными побудительными причинами установления соответствия Классификатору являются:

  • снижение налоговой нагрузки за землю;
  • снижение арендных платежей;
  • начало строительства или реконструкции на земельном участке;
  • устранение оснований для привлечения к административной ответственности;
  • исключение разночтений в толковании установленного вида разрешенного использования земельного участка.

Данный перечень не является исчерпывающим, но объединяет, по сути, основные и наиболее распространенные причины, при возникновении которых целесообразность мероприятий по установлению соответствия ВРИ земельного участка Классификатору обусловлена, прежде всего, их экономической составляющей.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, база по земельному налогу есть кадастровая стоимость земельного участка, определяемая, в значительной степени, исходя из вида разрешенного использования земельного участка (в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ №226 от 12 мая 2017 года).

Кроме того, ВРИ земельного участка может являться критерием при определении налоговой базы объектов капитального строительства, расположенных на его территории. Например, в разрезе статей 402 и 378.

2 НК РФ, база по налогу на имущество для объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также офисных зданий делового и коммерческого назначения, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В то же время, база по налогу на имущество для объектов недвижимости, расположенных на земельных участках иного назначения, определяется, исходя из их инвентаризационной (ч.3 ст.402 НК РФ) или из среднегодовой (ч.1 ст.375 НК РФ) стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Неоднозначная трактовка вида разрешенного использования земельного участка, соответствие по которому не установлено по Классификатору, может привести к значительным налоговым и прочим издержкам для правообладателя участка.

Размер ставки земельного налога также напрямую зависит от вида разрешенного использования земельного участка, что предусмотрено в статье 394 НК РФ.

Взимаемые арендные платежи за владение и пользование государственными и муниципальными землями определяются, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и ставок, соответствующих установленному ВРИ земельного участка. Так, например, для Москвы ставки арендной платы за землю устанавливаются Постановлением Правительства города Москвы №273-ПП от 25.04.2006 года.

Существенным фактором законного строительства или реконструкции на земельном участке является вид его разрешенного использования, который должен предусматривать размещение такого объекта недвижимости на соответствующей территории. Из формулировок ВРИ земельного участка, установленных до утверждения Классификатора, не всегда однозначно следует, какие из объектов могут быть построены или реконструированы.

Зачастую добросовестные правообладатели земельных участков и (или) расположенных на их территории объектов недвижимости сталкиваются с ситуацией, при которой уполномоченный орган, пренебрегая фактическим соответствием вида разрешенного использования Классификатору, незаконно и необоснованно привлекает титульного правообладателя земли к административной ответственности за нецелевое использование участка. Это влечет наложение административных штрафов в фиксированном выражении по минимальной шкале и в процентном выражении от кадастровой стоимости земельного участка – по максимальной шкале, при определении размера штрафа.

Вероятно, главным следствием несоответствия формулировок видов разрешенного использования земельных участков Классификатору является их неоднозначное толкование. Так, например, распространенная формулировка ВРИ «для ведения гражданами садоводства и огородничества» отсутствует в Классификаторе.

Однако Классификатор предполагает такие виды разрешенного использования, как «садоводство (код 1.5)», «ведение огородничества (код 13.1)», «ведение садоводства (код 13.2)». При этом размещение садового или жилого дома, согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка, допустимо лишь для «ведения садоводства (код 13.

2)», в то время, как для остальных двух видов разрешенного использования земельного участка это не предусмотрено.

Установление соответствия ВРИ земельного участка Классификатору является самостоятельной услугой, не предполагающей внесение изменений в правила землепользования и застройки соответствующей территории. Более того, данная услуга не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Однако, для некоторых регионов, в частности, для Москвы, характерна ситуация, при которой реализация предусмотренного законом права возможна лишь при обращении правообладателя участка за услугой изменения ВРИ земельного участка.

Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору отсутствует среди перечня услуг, предоставляемых Департаментом городского имущества города Москвы.

Нередки случаи, когда уполномоченный орган отказывает правообладателю участка в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору или некорректно, на свое усмотрение, устанавливает такое соответствие. В подобных ситуациях заинтересованным лицам (правообладателям участков) следует обращаться в суд для оспаривания соответствующих действий (бездействий) и/или незаконных решений органов власти.

Специалисты нашей компании обладают обширным практическим опытом как досудебного, так и судебного порядка решения вопросов, связанных с обоснованием и доказыванием соответствия установленного вида разрешенного использования земельного участка Классификатору.

Больше полезной информации по земельным правоотношениям вы можете найти в блоге на сайте компании Максард.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/maxard/ustanovlenie-sootvetstviia-vri-zemelnogo-uchastka-klassifikatoru-5dc531747cccba00afac403c

Категории земельных участков, разрешенное использование

Установить категорию земельного участка

Категория земель представляет из себя статус, который органы исполнительной власти  или местного самоуправления закрепляют за определенной территорией, по факту того, что на этой территории располагается. То есть,  если растет лес – это будут земли лесного фонда,  покрытые поверхностными водами — это земли водного фонда, под промышленным  предприятием — земли промышленности и т.д.

Использование собственником землевладения, как правило, не должно противоречить его целевому назначению, т.е. категории земель.

Например, собственник земельного участка  не имеет права на землях сельскохозяйственного назначения возводить жилые строения, для этого он должен осуществить перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и только после это начинать постройки.

Как устанавливается категория земель?

К сожалению, со статусом категорий земель красиво  все звучит лишь в федеральном законе – Земельном кодексе.

На практике сложилась достаточно сложная ситуация, поскольку категорию можно однозначно определить лишь для тех земельных участков, которые стоят на кадастровом учете.

Связано это с тем, что специальных работ по установлению категорий земель не проводится,   она лишь указывается в кадастровой документации на участок при утверждении его местоположения в органах местного самоуправления.

Исходя из практики, могу сказать, что при неопределенности категории она может быть указана кадастровым инженером во время формирования участка  по своему выбору и на основании этого быть утверждена в органах местного самоуправления.

Также безусловно  определяется категория земли населенных пунктов, так как в кадастре недвижимости, как правило,  есть контура определенных границ  поселений.

Особенности земель различных категорий

В отношении же остальных  категорий земель творится полная неразбериха, леса, не поставленные на кадастровый учет, включаются в состав земель иных категорий, например с/х назначения.  Потом же такие участки нарезаются и предоставляются под   строительство котеджных поселков  и  продаются с привлекательной рекламой – Коттедж  в лесу на берегу озера.

Что же тут противозаконного спросите Вы, какая разница сельхозначения или лесной фонд. А разница, на самом деле, есть, поскольку из состава лесного фонда частным лицам земля в собственность не предоставляется, а вот из состава с/х уже предоставляется.  Вот так и уходит государственная собственность.

Земли водного фонда также  и лесной фонд  включаются в состав земельных участков с/х назначения и предоставляются частным лицам.

Однако не все так плачевно,  как может показать на первый взгляд, есть определенные методы борьбы с незаконными  захватами лесов и  водных объектов. Определить границы лесного фонда можно заказав лесные планшеты в участковом лесничестве,  а подтвердить факт существования водного объекта и как следствие статус земель водного фонда гидрологической экспертизой.

Разрешенное использование земель

Разрешенное использование является по своей сущности более узким понятием по отношению к категории земель и, как правило (но не всегда) применяется к землям предполагаемым к застройке.

Вид разрешенного использования представляет из себя  те предполагаемые цели, на которые собственник собирается направить использование своего земельного участка. Вид разрешенного использования устанавливается градостроительный регламентом (правилами застройки определенной территории).

Для определенной территории может существовать несколько видов разрешенного использования т.е. перечень из которого собственник земельного участка выбирает себе нужный ему самостоятельного, в зависимости от того какую хозяйственную деятельность он будет вести на участке.

Этот перечень может не существовать вовсе, в случае если для определенной территории градостроительный регламент не установлен, то он выбирается собственником самостоятельно.

Как правило, вид разрешенного использования это конкретизация целевого назначения земель (его категории) и поэтому они не должны противоречить друг другу, но у меня возникали случаи когда, например, на землях с/х назначения вид разрешенного использования был » под строительство промышленных объектов» что по своей юридической сущности не допустимо.

Как изменить разрешенное использование земли

Существует такое понятие как условно-разрешенный вид использования.  По  данному  виду можно осуществлять  строительство только в том, случае, если это одобрено на публичных слушаниях.  Публичные слушания фактически представляют собой  одобрение необходимой деятельности населением района, а также специально созданной местными  архитектурными и земельными органами комиссией.

Важно:При покупке земельного участка обязательно нужно проверить вид разрешенного использования, поскольку именно  от него зависит, сможете ли вы осуществить намеченное строительство. Если вид разрешенного использования Вам не подходит, но участок сам по себе очень привлекателен, не торопитесь отказываться от покупки/аренды.

Загляните в правила землепользования и застройки, найдите территориальную зону, в которой расположен заинтересовавший участок и проверьте,  какие градостроительным регламентом предусмотрены основные виды использования.

Если есть такой, который Вам подходит, то поменять на него можно будет путем достаточно простой процедуры.  Но не путайте с условно-разрешенным использованием,  про что   я писал выше.

Установить вид разрешенного использования земли, не предусмотренный ПЗЗ, вряд ли получится.

Как узнать категорию земель и вид использования земельного участка  без документов?

Для это достаточно узнать кадастровый номер и найти участок на публичной кадастровой карте.

Предлагаем наши  качественные услуги юриста

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%88/

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель

Установить категорию земельного участка

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и сообщает.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости (далее – кадастр) сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г.

 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее – Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в состав таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона N 172-ФЗ.

Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (далее – Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. В данном случае не требуется принятия в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.

Вместе с тем внесение сведений о категории земель в кадастр в отношении соответствующего земельного участка может быть также осуществлено по инициативе правообладателя такого участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в документах кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся такой земельный участок.

В этой связи (если орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия вышеуказанных документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о категории земель) правообладатель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории.

Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона N 172-ФЗ.

При этом согласно части 7 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в кадастр по заявлению правообладателя земельного участка.

2.

По вопросу о возможности приостановления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав в связи с отсутствием в кадастре сведений о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, предоставленных до вступления в силу ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г.

 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации.

При этом особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации в целях государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право гражданина на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что Закон о регистрации не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Кроме того, согласно положениям части 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) отсутствие в кадастре кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости). Перечень уникальных характеристик объекта недвижимости установлен частью 1 статьи 7 Закона о кадастре. При этом категория земель относится к перечню дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр.

Вместе с тем в случаях, указанных в пункте 9.

1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственный регистратор обязан проверить наличие законных оснований для государственной регистрации прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки (установить отсутствие запрета на предоставление соответствующего земельного участка в частую собственность). При этом необходимо учитывать, что ЗК в ряде случаев связывает наличие ограничения оборотоспособности земельного участка с определенной категорией земель (статья 27 ЗК).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, или ранее возникшего права в отношении земельных участков, не указанных и пункте 1 статьи 25.

2 Закона о регистрации (без одновременной регистрации перехода права или сделки), не зависит от наличия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию права документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

В иных случаях для осуществления государственной регистрации прав необходимо наличие в кадастре сведений о категории земель соответствующего земельного участка.

ДиректорДепартамента недвижимости А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 “По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель”

Текст письма официально опубликован не был

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12076201/

Категории земельных участков и виды разрешенного использования

Установить категорию земельного участка

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по земельным спорам
Цены на услуги юриста по земельным спорам

Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Категории земель и виды разрешенного использования весьма разнообразны. Земельный кодекс РФ выделяет несколько категорий, основываясь на различных критериях. Рассмотрим их подробнее. 

Основной документ РФ, регламентирующий земельное право – это Земельный кодекс (ЗК).

В ЗК выделены земельные категории, которые отличаются по целевому назначению. В нормах ЗК и специальных нормативных актах указано, как использовать каждую категорию земель. Территория, относящаяся к определенной категории,  должна использоваться только для тех целей, которые определены для нее правовыми нормами.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по земельным спорам
Цены на услуги юриста по земельным спорам

В соответствии с ЗК различают 7 земельных категорий. Различают земли:

  1. для сельскохозяйственного применения;
  2. для населенных пунктов;
  3. для нужд промышленности;
  4. для оборонного комплекса;
  5. водного фонда;
  6. лесного фонда;
  7. запаса.

Государство установило, как должна использоваться определенная категория земель.

Использовать территорию не по назначению нельзя. За это предусмотрена административная ответственность. Каждая отдельная категория разделена на зоны с разными видами разрешенного использования (ВРИ) земель.

Как перевести землю из установленной категории в другую

Осуществление перевода территорий регулируется ФЗ № 172 , который называется «О переводе земель».

В соответствии с законом, земли, относящиеся к сельскохозяйственным, переводятся в другую категорию только в редких случаях, если:

  1. производится консервация территорий;
  2. создаются охраняемые зоны ценного природного или историко-культурного значения;
  3. изменяется границы и площадь населенного пункта;
  4. переходят, непригодные для сельскохозяйственных работ, земли в состав лесного фонда или территорий запаса;
  5. земли используются при строительстве дорог, линий электропередачи, газопроводов и т.п.
  6. на территории размещаются объекты обороны, обеспечивающие безопасность страны
  7. на землях обнаружены полезные ископаемые и утвержден проект рекультивации территории;
  8. нет других земель для того, чтобы разместить социально значимые объекты (школы, больницы и т.п.).

Как выглядит процедура изменения категории земельных участков в Московской области

Покупая земельный участок, нужно выяснить, к какой земельной категории он приписан, и какой у него в кадастровых документах ВРИ. Это важный момент, потому что не на всех участках разрешается строить жилые здания. А на некоторых земельных участках, где разрешается возведение дачных домов, нельзя прописываться и регистрироваться.

Поэтому перед началом строительных работ нужно обратиться в земельный комитет района, чтобы получить информацию о виде разрешенного использования вашей земли. Там же можно уточнить, как проводится процедура смены ВРИ участков.

Изменение назначения земельных участков регулируется статьей № 8 ЗК. Решение об изменении категории земель принимает местная администрация населенного пункта.

В больших поселках и городах такими вопросами занимается земельный комитет. При его отсутствии просьбу нужно адресовать администрации района или области. Уточнить, интересующие вас вопросы, можно на сайте городской администрации.

Рассмотрим, как проводится изменение категории земельных участков, на примере смены ВРИ земли, которая относится к Московской области.

  1. Для проведения процедуры необходимо составить письма от лица владельца территории к главе поселения и главе района с прошением о включении участка в земли данного поселения с изменением его ВРИ.
  2. Глава поселения и глава района должны направить запрос на имя губернатора Московской области с просьбой о включении участка в территорию населенного пункта. В письме нужно обосновать целесообразности этой процедуры.
  3. Владелец должен подготовить пакет документов, которые требуются при изменении категории участка, и представить их в Правительство Московской обл. В результате, собственник должен получить вывод Межведомственной комиссии о том, можно ли включить участок в данный населенный пункт.
  4. Владелец должен получить выводы Глав АПУ о внесении участка в территорию населенного пункта после публичных слушаний о смене ВРИ земли.
  5. Собственник письменно обращается к Главе администрации населенного пункта, с просьбой провести изменение ВРИ земли. Глава поселения должен выпустить постановление о том, что нужно провести публичные слушанья по этому вопросу. Информация о проведении заседания должна быть опубликована в местных СМИ. Собственнику нужно подготовить графическую информацию для слушаний. После их проведения составляется протокол, а в местных СМИ печатается результат этих слушаний. Затем глава администрации поселения должен оформить постановление об проведенных слушаньях и их результатах.
  6. Собственник должен получить справку об отсутствии догов по налоговым платежам и согласовать, какая полагается оплата за изменение ВРИ территории, с Мин. финансов МО, затем провести оплату процедуры.
  7. Глава населенного пункта должен выдать постановление о том, что меняется ВРИ участка.
  8. Затем проводится экспертиза документов в Минимуществе МО.
  9. В результате, собственник получает проект постановления правительства об изменении категории земли. Проект согласовывается в Мин. Финансов, Правовом управлении правительства МО, у глав АПУ. Согласованный проект выносится на заседание Правительства МО.
  10. Документы подписываются у Губернатора.
  11. Вносятся изменения в кадастровые сведенья об участке и ЕГРП. Собственник получает измененный кадастровый паспорт своего участка, также ему выдают новое свидетельство, подтверждающее право собственности.

Что делать, если категория земельных участков не установлена

ФЗ “О переводе земель” №172 утверждает, что все участки должны относиться к одной из категорий земель, перечисленных в статье №7 ЗК. Если обнаружится, что в сведеньях об участке не указаны данные о земельной категории, к которой он принадлежит, то по статье № 14 Закона «О переводе земель» возможны 3 варианта определения категории участка.

  1. Кадастровая служба может присвоить участку категорию, что указана в правоподтверждающих документах, которые предоставит собственник земли. Владелец земельного участка должен написать заявление в органы гос. кадастра с просьбой о присвоении участку категории, если в документах гос. кадастра она не указана.
  2. Если выявлено несоответствие информации в кадастровых данных и  правоподтверждающих документах собственника, то участок причисляется к одной из категорий земель в соответствии с документами, предоставленными правообладателем. Для этого владелец должен подать ходатайство в гос. кадастр.
  3. Земельные участки, что находятся внутри населенных пунктов, автоматически причисляются к надлежащим категориям.

В любом случае, когда вам нужно установить категорию земли, к которой относится участок, то вы должны обратиться в соответствующие органы  с просьбой об отнесении участка к соответствующей земельной категории. К ходатайству нужно приложить документы, подтверждающие ваши права на этот земельный участок, выписку из кадастра, справку из ЕГРП, паспорт физического лица.

Процедура изменения категории земель довольно сложная, поэтому лучше доверить ее опытным юристам.

Полезная информация по земельным спорам

Источник: https://advocate-service.ru/zemelnyj-uchastok/kategorii-zemelnyh-uchastkov-i-vidy-razreshennogo-ispolzovaniya.html

Как поменять категорию земли

Установить категорию земельного участка

bloodua/Depositphotos

Согласно законам Российской Федерации, все земли делятся на ряд категорий: населенных пунктов; сельхозназначения; промышленного и социального назначения, а также некоторые другие. Только на земельных участках первых двух категорий закон разрешает строить жилье, и только эти территории имеют все права, чтобы устроить комфортную жизнь.

Вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка под индивидуальное жилищное строительство актуален только для земель населенных пунктов, к примеру коттеджных поселков, где разрешены проживание и регистрация.

Как выбрать и купить участок под строительство?

На землях каких категорий можно строить, а на каких нельзя?

Другими словами, «категория земельного участка» и «вид разрешенного использования земельного участка» дают ответ на вопрос, какие объекты капитального строительства можно в законном порядке построить на этой земле.

Основная сложность — в генплане

Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на «земли, где можно возводить частный дом», не получится.

Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории. В этом плане администрация района должна предусмотреть такое изменение.

Только в этом случае собственник имеет право подать ходатайство в администрацию о смене категории земельного участка.

Рассматривают ходатайство до двух месяцев, а после этого в течение еще пары недель выдается положительное решение или отказ.

Если ответ «да», то владелец участка получает на руки акт, в котором указываются:

  • основания для изменения категории;
  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • категория, к которой относилась земля, и категория, к которой она будет относиться теперь.

Разрешено ли строительство на землях СНТ?

Три критически важных нюанса при покупке участка под ИЖС

причина отказа в смене категории земли

Вам откажут в смене категории участка, если участок расположен на удалении от черты населенного пункта и в планы администрации не входит развивать и расширять ближайший населенный пункт.

Еще до того, как запускать весь процесс, стоит учесть и другие факторы. Например, в смене категории откажут, если экологическая экспертиза оказалась отрицательной; если целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам; если участок относится к таким категориям, как пастбище, луг или нечто подобное.

Стоимость услуги и налоги

Во-первых, при изменении категории земли поменяется и налог на нее. Но если землю в другой статус не перевели, а на участке сельхозназначения разрешили построить жилой дом, то налоговая ставка останется прежней.

Покрытие изменения кадастровой стоимости участка — вот самая затратная часть. И платить за это должен собственник. Сумма может достигать 30% от стоимости земли.

На стоимость процедуры повлияют также размер участка, услуги по подготовке документов, создание проекта будущего дома, а если будет необходимо, то и экологическая экспертиза.

Могу ли я перевести свою землю в категорию ИЖС?

Почему поменять категорию земли проще, если рядом кладбище?

Иначе дело обстоит с видами разрешенного использования. Их поменять можно и даже проще, чем несколько лет назад. Если в вашей территориальной части Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) вы как собственник участка имеете право изменить ВРИ, тогда просто следуйте инструкции.

1. Уточните зону вашего участка

Это вы можете сделать на сайте администрации вашей территории (района). Узнав наименование зоны земли, важно уточнить ее расшифровку и весь список допустимых видов разрешенного использования.

2. Соберите документы

Если в этом списке в ПЗЗ допустимый вид разрешенного использования — ИЖС, то, чтобы изменить ВРИ, вам потребуются:

  • паспорт и его копия;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая права собственника;
  • заполненное заявление в адрес кадастровой палаты и Росреестра об изменении ВРИ.

Строим дома на земле СНТ – как их оформлять?

Я имею право построить на ИЖС многоквартирный дом?

3. Куда обращаться?

Вы можете все сделать самостоятельно или прибегнуть к услугам кадастрового инженера.

Он составит заявление на изменение ВРИ, приложит скан ПЗЗ (документа градостроительного зонирования), а после отправит дело в кадастровую палату, которая меняет ВРИ.

Заявление вы также можете подать самостоятельно через МФЦ. Важно, чтобы весь процесс проводил сам собственник земельного участка, его наследник или нотариально доверенное лицо.

4. Стоимость перевода

Изменение ВРИ бесплатное.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Как поменять категорию земли?

Чем отличается садовый дом от дачного?

Каким образом можно купить муниципальную землю под ИЖС?

Требуется ли разрешение на строительство сарая, гаража на участке?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_pomenyat_kategoriyu_zemli/7789

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.