Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия) (порядок создания и работы комиссий утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 ).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

  • физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
  • юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;
  • органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации. Приказом Росреестра от 26.10.2012 № П/491 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является:

– недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

– установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При оспаривании кадастровой стоимости в комиссии заинтересованному лицу необходимо обратиться в комиссию с соответствующим заявлением и требуемыми для пересмотра кадастровой стоимости документами.

Следует учитывать, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

С заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К заявлению необходимо приложить:

– кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

– нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

– документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;

– отчет об оценке объекта оценки, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению также могут прилагаться иные документы.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

– об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

– о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации), и орган регистрации прав (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации) копию указанного решения.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

– отчет об оценке рыночной стоимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого пересмотрена кадастровая стоимость, и (при наличии) соответствующее положительное экспертное заключение, составленное в форме электронного документа, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации);

– сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.

18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии или решению суда в порядке, установленном статьей 24.

18 Закона об оценке, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Однако для юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок.

Источник: https://gosim.volgograd.ru/adv-menu-uzo/gosudarstvennaya-kadastrovaya-otsenka/poleznaya-informatsiya/vozmozhnost-ustanovleniya-kadastrovoy-stoimosti-zemelnogo-uchastka-ravnoy-ego-rynochnoy-stoimosti/

Установление кадастровой стоимости в размере рыночной | Последние новости

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Кадастровая стоимость объектов недвижимости интересует заявителей в основном в связи с налогообложением. Кроме того, она применяется в качестве базы для расчета выкупных цен и арендных платежей.

При этом у заявителей может возникнуть потребность как в снижении кадастровой стоимости, так и в ее увеличении.

О том, как заявители могут установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, в установленном законом порядке, рассказывает заместитель начальника отдела определения кадастровой стоимости Тюменского филиала Кадастровой палаты  Ирина Тебенева.

– Ирина Николаевна, в отношении каких объектов недвижимого имущества устанавливается кадастровая стоимость?

В государственный кадастр недвижимости вносится кадастровая стоимость земельных участков и объектов капитального строительства.

– Кто вправе изменить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества и в каких случаях?

Кадастровую стоимость объекта недвижимости могут оспорить граждане и организации, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. Например, кадастровая стоимость земельного участка, по мнению заявителя, значительно выше рыночной, и это ведет к увеличению затрат по статье «налоги».

– Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества, если правообладатель не согласен с её величиной?

– Кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена равной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Для этого граждане и организации вправе обратиться с заявлением или иском* в соответствующую комиссию или в суд.

Причем, для организаций досудебное урегулирование споров о кадастровой оценке обязательно.

Перед подачей иска в суд они сначала должны обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (такая комиссия на территории региона действует при Управлении Росреестра по Тюменской области).

Граждане могут выбирать: либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд. При этом с целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в комиссию или в суд следует предоставить отчёт об оценке объекта недвижимости, подготовленный оценщиком.**

*Подается в комиссию заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости или в суд административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

**Перечень документов, необходимых при обращении в комиссию, размещен на интернет-сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Полезная информация – Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости».

– С какого времени применяется кадастровая стоимость, установленная по решению комиссии или суда?

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о новой кадастровой стоимости можно использовать в установленном законом порядке с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Например: если заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано гражданином или организацией 27 ноября 2015 года, кадастровая стоимость, установленная решением комиссии или суда, внесена в государственный кадастр недвижимости 12 января 2016 года, то данная кадастровая стоимость будет применяться для целей налогообложения и иных целей с 1 января 2015 года.

– И в какие сроки вносится в ГКН новая кадастровая стоимость?

– Комиссия принимает решение об оспаривании кадастровой стоимости в достаточно короткие сроки – не более 30 дней с момента подачи заявления. В течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения оно направляется в Филиал. В течение 10 рабочих дней с даты получения такого решения Филиал осуществляет внесение в ГКН сведений об установленной кадастровой стоимости.

Что касается решений суда: при поступлении в Филиал судебного решения, вступившего в законную силу, оно исполняется в срок, указанный судом в резолютивной части решения. В случае, если в решении суда не установлен срок его исполнения, Филиал исполняет данное решение в разумный срок (как правило, в течение двух рабочих дней со дня поступления решения в Филиал).

– Планируется ли пересчет кадастровой стоимости, если – да, то когда и каких объектов недвижимости?

– Филиалом в соответствии с запросом Департамента имущественных отношений Тюменской области для проведения очередной государственной кадастровой оценки сформированы и предоставлены перечни земельных участков в составе категории земель населенных пунктов и категории земель сельскохозяйственного назначения, а также объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года. При утверждении результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости до 1 декабря 2016 года данные результаты (в соответствии со ст. 5 Налогового кодекса РФ) будут применяться для целей налогообложения с 1 января 2017 года.

Справочная информация: Для обращения в комиссию заявление с приложением необходимых документов заявитель может представить по адресу: г.Тюмень, ул. Максима Горького, 74, каб.

206, либо направить через организацию почтовой связи по месту нахождения Управления Росреестра по Тюменской области (625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 42). Консультирование заявителей осуществляется по адресу: г.Тюмень, ул.

Максима Горького, 74, каб. 305, тел. 8(3452) 39-68-84.

Информация о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости размещена на интернет-сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Кадастровая оценка – Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области

Тебенева Ирина

Источник: https://kadastr.ru/magazine/news/ustanovlenie-kadastrovoy-stoimosti-v-razmere-rynochnoy/

3. Что такое правила определения кадастровой стоимости и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной?

Установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной

Эта заметка третья из нескольких, посвященных последовательному раскрытию кадастровой стоимости.

В них я хочу рассказать о результатах своих исследований в этой области, воплощенных в диссертации, статьях и последующих наработках.

Заметки адаптированы для интернет-блога, чтобы читать их было недолго. Поэтому в конце текста приводится источник, где можно узнать о конкретном вопросе подробнее.

Мои цели состоят в том, чтобы:

  1. объяснить юридическую проблематику кадастровой оценки, показать, что она красива и интересна;
  2. дать теоретическую основу для решения возникающих в этой сфере вопросов, чтобы помочь судьям и практикующим юристам;
  3. обеспечить постепенное воплощение в жизнь своих идей: в практике судов и в нормативных актах, что, я надеюсь, приведет к улучшению системы кадастровой оценки;
  4. и самому лучше разобраться в этой теме.

Изложение построено на основании Закона «О государственной кадастровой оценке», поскольку за ним будущее.

Заметки:

1. Что такое кадастровая стоимость: постановка проблемы

2.1 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ – часть I

2.2 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ – часть II

3. Что такое правила определения кадастровой стоимости, и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной?

4. Влияние регулятивных целей налогообложения на правила определения кадастровой стоимости

5. О надлежащем уровне правового регулирования кадастровой стоимости

6. Влияние индивидуального правового режима объекта недвижимости на его кадастровую стоимость

7.1 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости  – часть I

7.2 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости – часть II

8.1 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? – часть I

8.2 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? – часть II

В одном из своих решений Верховный Суд РФ высказал тезис, что Федеральный стандарт оценки (далее – ФСО) «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)» не обязателен при определении рыночной стоимости объекта недвижимости в целях оспаривания кадастровой[1].

На первый взгляд это совершенно верно. Кадастровая стоимость рассчитывается методами массовой оценки и без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Поэтому правила ФСО № 4 не должны применяться для установления рыночной стоимости, которая рассчитывается индивидуально для каждого объекта.

С другой стороны, в соответствии с п.

10 ФСО № 4 кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах и связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.

Задумаемся, должны ли учитываться частные обременения при установлении рыночной стоимости в целях пересмотра кадастровой? Согласно ст. 248 КАС РФ и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием к пересмотру кадастровой стоимости является установление в отношении объекта его индивидуальной рыночной стоимости.

В силу п. 7, 8 ФСО № 7 при определении рыночной стоимости объекта недвижимости должны учитываться ограничения прав на данный объект, в том числе частные. Казалось бы, следует прийти к выводу, что при установлении рыночной стоимости в целях пересмотра кадастровой частные ограничения прав должны учитываться, и п.

10 ФСО № 4 не подлежит применению.

Однако, во-первых, это приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку кадастровая стоимость будет определяться по принципиально разным правилам для тех налогоплательщиков, кто инициировал оспаривание кадастровой стоимости, и тех, кто основывается на результатах ГКО.

 В первом случае частные обременения учитываться будут, а во втором – нет. Во-вторых, налогоплательщики получат возможность произвольно манипулировать величиной налоговой базы за счет заключения договоров аренды, залога и пр.

с аффилированными лицами и последующего оспаривания кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость не может определяться по одним правилам, а оспариваться – по принципиально иным; это приводит к диспропорциональному возложению налогового бремени на собственников однородных объектов недвижимости и нарушению конституционного принципа равенства налогообложения. Закон прямо говорит о том, что даты, по состоянию на которые определяется кадастровая стоимость в ходе ГКО и рыночная стоимость в ходе оспаривания, должны совпадать (ч. 7 ст. 22 Закона о ГКО). Тем самым обеспечивается равенство налогообложения и сопоставимость двух стоимостей. Нет оснований говорить о том, что кадастровая завышена, если рыночная, с которой идет сравнение, определена на иную дату. Однако тем более нельзя искать сопоставимости, если в ходе оспаривания стоимость определяется не просто на иную дату, а по принципиально иным правилам.

С другой стороны, как можно говорить о том, что должны быть одинаковые правила, если в ходе ГКО устанавливается кадастровая стоимость, а ходе оспаривания – рыночная? Однако важно то, что при оспаривании кадастровой стоимости суд устанавливает рыночную стоимость для того, чтобы она была внесена в кадастр. И потому он должен установить такую рыночную стоимость, которая соответствует концептуальным представлениям о кадастровой стоимости. Поскольку рыночная стоимость определяется для целей внесения в кадастр, постольку она претерпевает трансформацию в налогооблагаемую стоимость с теми принципиальными особенностями расчета, которые присущи последней. Поэтому несмотря на то что при оспаривании кадастровой стоимости определяется индивидуальная рыночная стоимость, частные ограничения при этом учитываться не должны. Не должны учитываться вообще никакие обременения, возникающие по воле собственника, так как это противоречило бы смыслу налогооблагаемой стоимости. В этом плане положения п. 10 ФСО № 4 заслуживают критики, поскольку они исключают из перечня учитываемых ограничений частные сервитуты, которые влияют на стоимость объекта недвижимости, но могут быть наложены помимо воли собственника.

Означает ли все сказанное, что в ходе оспаривания кадастровой стоимости мы должны применять методы массовой оценки, поскольку они применяются при определении кадастровой? Нет, это было бы абсурдно и обесценило бы само оспаривание. Следует разграничивать правила расчета кадастровой стоимости в ходе ГКО и правила определения кадастровой стоимости.

Правила расчета кадастровой стоимости в ходе ГКО – это процедурные правила, по которым рассчитывается кадастровая стоимость именно в ходе проведения кадастровой оценки, обусловленные применением методов массовой оценки и невозможностью оценить каждый объект недвижимости индивидуально. Эти правила не действуют, если кадастровая стоимость рассчитывается индивидуально в ходе оспаривания кадастровой стоимости или в ходе индивидуальной кадастровой оценки.

Правила определения кадастровой стоимости – это правила, определяющие общее понимание кадастровой стоимости и применяющиеся при любых способах ее расчета: как в ходе кадастровой оценки, так и при оспаривании кадастровой стоимости путем ее приведения в соответствие с рыночной. Они могут не применяться в ходе ГКО только в исключительных случаях, когда это невозможно вследствие особенностей массовой оценки.

К ним относится уже упомянутое правило об учете только публично-правовых ограничений, об игнорировании ограничений на отчуждение (п. 1.5 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 – далее Указания), допущение о продолжении текущего использования (п. 1.8 Указаний) и т. д.

Это те правила, которыми устанавливаются отличия кадастровой стоимости от чисто рыночной, и которые в совокупности определяют ее текущее понимание.

В этой связи очень сомнительно то, что данные правила устанавливаются Минэкономразвития РФ, а не законодателем, хотя именно от них зависит, что будет представлять собой налоговая база по налогам на недвижимость.

Подробнее о проблеме подзаконного регулирования кадастровой стоимости я расскажу в пятой заметке.

Следует подчеркнуть, что в Указаниях и ФСО № 4 не проводится разграничение правил определения кадастровой стоимости и правил проведения ГКО, и по существу все они относятся Минэкономразвития РФ к правилам ГКО. Из-за этого вычленить правила определения кадастровой стоимости бывает довольно сложно. Например, какова природа положения п. 1.

13 Указаний, устанавливающего, что при оценке земельного участка должна учитываться «избыточная площадь», наличие которой приводит к тому, что кадастровая стоимость участка составляет сумму стоимости «необходимой» части и стоимости «избыточной» части, свободной от застройки.

Будет ли это правило применяться при оспаривании кадастровой стоимости или только при массовой оценке? К сожалению, Минэкономразвития пока не видит поставленной проблемы разграничения, поэтому можно лишь предполагать ответ на этот вопрос, исходя из того, чем обусловлено конкретное правило расчета – особенностями и ограничениями массовой оценки или тем, что кадастровая стоимость является налогооблагаемой. В приведенном примере речь, вероятно, идет о правиле определения кадастровой стоимости, хотя его законность вызывает серьезные сомнения.

Более последовательное разграничение правил определения кадастровой стоимости и правил проведения кадастровой оценки позволило бы как раз заложить основы для концептуального понимания кадастровой стоимости, так как мы могли бы понять, где говорим собственно о кадастровой стоимости, а где – об одном из способов ее определения.

С учетом всего изложенного можно сказать, что хотя законодатель прямо не указывает на данное различие, однако фактически сейчас существует две разновидности рыночной стоимости: обычная и рыночная стоимость, определяемая для целей внесения в кадастр – налогооблагаемая стоимость, которая рассчитывается с учетом отличительных особенностей кадастровой стоимости, обусловленных особыми целями ее установления и собственно рыночной в чистом виде называться уже не может. Такую рыночную стоимость условно можно назвать ограниченной рыночной стоимостью, в том смысле, что ей присущи определенные ограничения, обусловленные особыми целями ее установления. К подобным ограничениям относятся игнорирование частных обременений, предположение о продолжении фактического использования и ряд других. Интересно, что Минэкономразвития чувствует необходимость разграничения этих двух видов стоимостей. Поэтому в п. 20 ФСО № 7 мы встретим норму о том, что «рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования».

Этот же вывод можно сформулировать иначе – в действительности не существует кадастровой стоимости, приведенной к рыночной, поскольку, как мы увидели, в суде устанавливается не рыночная стоимость, а некая ограниченная рыночная стоимость, рассчитанная с учетом ограничений, свойственных налогооблагаемой стоимости. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что кадастровая стоимость может быть определена методами массовой оценки (в ходе ГКО) и индивидуально (в ходе оспаривания, плюс есть определенные случаи, когда и в ходе ГКО кадастровая стоимость определяется индивидуально). Тогда все встает на свои места: по общему правилу государство рассчитывает кадастровую стоимость с помощью массовой оценки и экономит деньги налогоплательщиков. Если же где-то массовая оценка дает сбой, то собственник может оспорить кадастровую стоимость, определенную по итогам ГКО, и установить эту стоимость в индивидуальном порядке.

Этот взгляд позволяет обойтись без введения отдельной категории «ограниченной рыночной стоимости» или «рыночной стоимости, определяемой для целей внесения в кадастр».

Но необходимую нормативную основу такой взгляд получит только тогда, когда будет установлено определение кадастровой стоимости, исчерпывающим образом показывающее ее связь и отличия от рыночной стоимости.

Пока же помним о том, что рыночная стоимость в спорах о кадастровой стоимости совсем не такая уж «рыночная», какой кажется на первый взгляд.

Диссертация – https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/hwvfWBmwwX.pdf

Эту заметку я написал по итогам более позднего осмысления поставленной проблемы, поэтому в диссертации и статьях вы найдете лишь часть из написанного здесь.

Чтобы увидеть, какое значение эта проблема имеет в контексте вопроса экономической обоснованности кадастровой стоимости, вы можете прочитать § 2 Главы 5 – «Требование экономической обоснованности акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости».

[1] Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2015 по делу N А40-81849/2014.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/09/18/3_chto_takoe_pravila_opredeleniya_kadastrovoj_stoimosti_i_pochemu_oni_delayut_nevozmozhnym_ee_prived

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть