Характеристика особо ценных земель

Содержание

Особо ценные земли

Характеристика особо ценных земель
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Особо ценные земли

Особо ценные земли – это государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения.

Земельные активы государства классифицируются не только в зависимости от целевого предназначения, правового режима и форм собственности. На градацию территорий также влияют природная, культурная и научно-исследовательская ценность участков.

Учитывая данные факторы, земельные ресурсы включают в себя класс территорий, которые отличаются особой ценностью. Поэтому государством разработана законодательная база, которая регулирует состав, особенности распоряжения и охраны земель с повышенной ценностью.

Понятие и состав особо ценных земель

Данные земли представляют собой исключительный класс государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения. К данной категории, согласно земельному законодательству, относятся следующие территориальные объекты:

  • ландшафты типичного характера;
  • особо редкие ландшафты;
  • культурные и исторические ландшафты;
  • уникальные биологические комплексы, которые включают растительность и животные организмы;
  • территории, которые используются при выполнении международных обязательств и условий международных договоров;
  • редчайшие геологические образования;
  • земельные территории, которые используются для проведения научных и исследовательских работ и находятся в собственности соответствующих учреждений.

Правовой режим особо ценных земель

Режим особо ценных земель, установленный земельным законодательством, предусматривает принятие пользователями, собственниками, арендаторами и владельцами необходимых мер по охране природных, культурных и исторических объектов на территориях, в пределах которых они локализируются.

Особо ценные земли, в пределах которых находятся биологические виды животных и растений, которые занесены в государственные или муниципальные Красные книги, подлежат изъятию для охраны и воспроизводства природных компонентов.

Законодательство предусматривает возможность создания специальных питомников или зоопарков для разведения редких видов.

Ценные природные и культурные комплексы могут разрушаться или транспортироваться при условии наличия соответствующего разрешения государственных или муниципальных органов. Любые исследовательские, мелиоративные или строительные работы, которые несут потенциальный риск объектам особо ценных территорий, должны согласовываться с компетентными учреждениями.

Земельные территории включают в себя такие участки, точный правовой статус которых не определяется из-за отсутствия соответствующего пункта в классификациях или подтверждающей законодательной базы. Такие участки земли могут признаваться территориями с особой ценностью и быть объектов установления особого охранного режима.

Категория особо ценных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные территории отличаются наличием особой целевой специализации, поэтому законодательством исключаются любые варианты нарушения правового режима и целевого предназначения. Однако данная категория также включает в себя особый класс – особо ценные земли в составе территорий сельскохозяйственного предназначения, которые имеют следующий состав:

  • ценные виды почвы и черноземов, которые отличаются повышенными плодородными свойствами;
  • территории опытных полей, которые используются для научных экспертиз и исследований;
  • территории, которые находятся в пользовании государственных и муниципальных агротехнологических предприятий;
  • торфяные залежи, которые расположены на значительной глубине или же находятся в осушенном состоянии;
  • участки, которые находятся в распоряжении научно-исследовательских и образовательных заведений;
  • территории, которые имеют значительное культурное и историческое значение для народов страны;
  • земли природно-заповедного, рекреационного значения, которые предусматривают особый природоохранный режим.

Отнесение таких территорий к классу особо ценных в составе сельскохозяйственных земель осуществляется на основании их природных качеств и плодородных свойств, а также с учетом возможности их применения для удовлетворения социальных и культурных потребностей населения. Стоит обратить внимание, что почва повышенного качества относится к особо ценным лишь при условии включения ее в состав сельскохозяйственных территорий.

Особо ценные земли в составе сельскохозяйственных территорий могут быть исключены из пользования на основании земельного законодательства и при условии согласования данного процесса с Правительством РФ.

Территории, которые представляют особую ценность в составе сельскохозяйственных участков, могут находиться в государственной, муниципальной собственности или же быть в распоряжении частных физических и юридических лиц. Земельное законодательство предусматривает возможность изъятия земельных участков из собственности, владения или пользования только при соблюдении законной процедуры.

Безвозмездное принудительное изъятие особо ценных категорий земель из состава сельскохозяйственных участков невозможно, так как осуществляется лишь на основании договора, при условии выплаты материального возмещения и утраченной выгоды, а также в форме выкупа для удовлетворения общественных потребностей.

Сохранение особо ценных земель

Земельное законодательство констатирует приоритет сохранения особо ценных земель, который полностью запрещает и исключает возможность изменения целевой специализации данных территорий. Сохранению земель особой ценности подлежат следующие виды территорий:

  • земли повышенной ценности, которые находятся в составе территорий сельскохозяйственного предназначения;
  • территории, которые включают в себя защитные лесные насаждения;
  • участки, на которых находятся уникальные природные комплексы;
  • земельные территории, в пределах которых находятся народные объекты культурного наследия.

Передовыми целями мер по сохранению земель повышенной ценности являются:

  • предотвращение возможного загрязнения химическими, техногенными или биологическими факторами, структурной деградации, снижения плодородных свойств и качеств почвы, порчи и уничтожения земельных территорий;
  • ликвидация всевозможных вредоносных факторов, а также последствий их воздействия;
  • обеспечение и контроль соблюдения правил целевого предназначения и порядка использования территорий с особой ценностью;
  • восстановление плодородных свойств на ценных территориях, которые включены в состав земель сельскохозяйственного предназначения.

Таким образом, процесс сохранения и защиты территорий с повышенной ценностью заключается в активной деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также физических и юридических лиц, которая направлена на сохранение земли, природных объектов и культурно-исторических комплексов. В данном случае земельные участки рассматриваются не только как основной природный ресурс государства, компонент окружающей среды, но и объект важного социального и культурного значения.

Как вывести землю из категории земли повышенной ценности

Ольга11.03.2019 17:03

Добрый день, Ольга. Как поменять категорию земли, и какие необходимо подготовить документы: Грамотно составленное ходатайство (с учетом всех юридических требований, с указанием существующей категории земли и желаемой, четкое обоснование позиции). Документы, подтверждающие вашу личность.

Правоустанавливающие бумаги, где вы являетесь полноправным владельцем земли. Документы на землю с описанием и кадастровым номером. Квитанции об уплате сборов, налогов и т. д. Весь пакет документов передается в исполнительные органы и вам обязаны ответить в тридцатидневный срок.

Проблема в том, что чиновники очень часто возвращают такие документы по причине несоответствия каким-то требованиям. И начинается волокита, которая затягивается на долгие месяцы.

Но и это не самое страшное: чиновники могут вам отказать по причине невозможности такого перевода, не затрудняясь объяснить все нюансы и возможные выходы.При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам.

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html   

Сайботалов Вадим Владимирович11.03.2019 17:50

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна11.03.2019 18:31

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobo-cennye-zemli.html

87. ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ.. Шпаргалка по земельному праву. Читать онлайн

Характеристика особо ценных земель

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Особо ценными землями могут считаться, например, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций. К редким ландшафтам относят земельные участки живописных местностей, к культурным ландшафтам – старинные парки, аллеи, скверы и т. п.

К особо ценным землям могут также относиться земли, имеющие историческое или культурное значение, например земли с Домом Павлова (оборонительный рубеж Сталинградской битвы).

На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Законодательством регулируется особый порядок использования земельных участков из особо ценных земель.

Перемещение, изменение или уничтожение объектов, служащих основанием для объявления земель особо ценными, должно осуществляться с особого разрешения компетентного органа в зависимости от значения указанных объектов.

Граждане и юридические лица, получившие такое разрешение, обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении.

Работы, проводимые на особо ценных землях, которые могут создавать угрозу расположенным на этих землях объектам, также должны осуществляться по согласованию с соответствующими органами и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности этих объектов.

Граждане и юридические лица в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны приостанавливать дальнейшее проведение работ и сообщить об этом в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое научное, историко-культурное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, запрещается.

Земельные участки, относящиеся к особо ценным землям, у их собственников, пользователей, владельцев и арендаторов не изымаются. При этом на собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Следует отметить, что Земельный кодекс не уточняет, какими органами и в каком порядке участкам придается статус особо ценных земель, каков порядок их использования, определения их границ, как осуществляется охрана особо ценных земель.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

88. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.

) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Правовой режим земель лесного фонда обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В соответствии с Земельным кодексом РФ к отношениям по охране лесов применяется лесное законодательство.

Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как экологической системе или природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с положениями лесного законодательства о лесоустройстве.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

К земельным отношениям лесное законодательство применяется, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

89. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Землями водного фонда являются:

– покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

– занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.

В соответствии с Водным кодексом РФ воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Объектом водных отношений признается водный объект или его часть.

Под водным объектом понимаются как поверхностные воды и земли, покрытые ими, так и сопряженные с ними дно и берега водного объекта. Поэтому регулирование водных отношений тесно связано с регулированием земельных отношений.

Водные объекты используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на территории РФ, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Водный фонд образует совокупность водных объектов, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. Государственный водный кадастр – это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Взаимодействие земельного и водного законодательства можно рассмотреть относительно регулирования использования и охраны обособленных водных объектов. Объектами водных отношений, в частности, являются обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты – это замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами.

Определение обособленного водного объекта важно для установления режима его использования.

Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры (обособленные водные объекты), в границахтерриторий общего пользования.

Собственники земельных участков вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пресные подземные воды, а также обособленные водные объекты (пруды, обводненные карьеры), также строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Водные объекты находятся в федеральной собственности. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому, юридическому лицам, находятся в их собственности, если иное не установлено законами.

Не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

90. ЗЕМЛИ ЗАПАСА

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям:

1) земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности;

2) земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам;

3) земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение.

Целенаправленное использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным порядком перевода земель из одной категорию в другую.

При этом земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством предусматривается включение в земли запаса различных видов и категорий земель.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, 3 отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земли запаса.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.

Так, из земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ.

Целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования этот фонд создается за счет земель запаса.

Фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских)хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

За счет земель запаса определенным категориям граждан могут выделяться участки в соответствии с Указом Президента РФ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

  • 80
  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • 86
  • 87
  • 88
  • 89
  • 90
  • 91

Источник: https://bzbook.ru/Shpargalka-po-zemeljnomu-pravu-1.88.html

Правовой режим особо ценных земель

Характеристика особо ценных земель

Особо ценные земли в состав особо охраняемых земель Земельным кодексом РФ включены впервые. Ранее в земельном законодательстве понятие «ценные» использовалось только применительно к сельскохо­зяйственным угодьям.

Земельный кодекс к особо ценным землям относит земли, в преде­лах которых имеются природные объекты и объекты культурного на­следия, представляющие особую научную, историко-культурную цен­ность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, со­общества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). Выделение зе­мельных участков в качестве «особо ценных» может быть также связано с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Указанные виды земель по своим характеристикам могут также быть отнесены к особо охраняемым природным территориям (напри­мер, памятникам природы) или к землям историко-культурного назна­чения, поэтому в качестве «особо ценных» рассматриваются земельные участки, которые не были отнесены к иным видам особо охраняемых зе­мель, но подлежат особой охране.

В целях обеспечения охраны редких и находящихся под угрозой ис­чезновения почв в законодательстве установлены требования к охране почв любой категории земель. Так, в соответствии со ст.

62 Федераль­ного закона «Об охране окружающей среды» установлен особый режим использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также определено, что ука­занные почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охра­ны учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные кни­ги почв субъектов Федерации.

Объявление земель особо ценными не влечет изъятие земельных участков у граждан и юридических лиц.

На собственников таких зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендато­ров возлагаются обязанности по их сохранению, они самостоятельно должны ограничивать свою хозяйственную деятельность с тем, чтобы не оказывать негативного воздействия на особо ценные земли, а также природные объекты или объекты культурного наследия, которые по­служили основанием для отнесения земель к особо ценным, и обеспе­чить их охрану.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в докумен­тах государственного кадастра недвижимости, документах государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

Территории традиционного природопользованияв соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г.

№ 49-ФЗ «О территориях тра­диционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»1 — это особо охраняемые природ­ные территории, образованные для ведения традиционного природо­пользования и традиционного образа жизни коренными малочислен­ными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Под традиционным природопользованием понимаются ис­торически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природо­пользование способы использования объектов животного и раститель­ного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами.

Территории традиционного природопользования в зависимости от особенностей их правового режима могут быть трех видов: федерально­го, регионального и местного значения,границы которых утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Образование территорий традиционного природопользования фе­дерального значения осуществляется по решению Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочис­ленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномо­ченных представителей.

Территории традиционного природопользования регионального значения образуются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочис­ленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномо­ченных представителей. Образовние таких территорий регионального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов РФ, осу­ществляется по решению органов исполнительной власти соответст­вующих субъектов.

Территории традиционного природопользования местного значе­ния образуются по решению органов местного самоуправления на осно­вании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и об­щин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образование названных территорий, находящихся на территориях не­скольких муниципальных образований, осуществляется по решению органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

На территориях традиционного природопользования могут выде­ляться поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов; участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природополь­зования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений; объ­екты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооруже­ния, места древних поселений и места захоронений предков и иные объ­екты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность; иные части территорий традиционного природопользования, преду­смотренные законодательством Российской Федерации, законодатель­ством субъектов РФ.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается специальными положениями, утверждаемыми соот­ветственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с участием лиц, от­носящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных наро­дов или их уполномоченных представителей.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природо­пользования, предоставляются указанным лицам в безвозмездное пользование.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных при­родных объектов, находящихся в пределах границ территорий традици­онного природопользования, для государственных и муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам мало­численных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причинен­ные таким изъятием.

Источник: https://studopedia.ru/11_155970_pravovoy-rezhim-zemel-istoriko-kulturnogo-naznacheniya.html

Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли в 2019 году: понятие, состав и правовой режим, порядок использования | Земельный эксперт

Характеристика особо ценных земель

В статье 99 Земельного кодекса РФ дано определение понятия «земли историко-культурного назначения». Это такие территории, в отношении которых определяется особый режим землепользования в рамках их назначения. Земли применяются для устройства захоронений, обеспечения сохранности достопримечательностей и архитектурных объектов.

В состав таких территорий включаются:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • комплексы, представляющие собой культурное наследие народностей, населяющих государство, включая археологические памятники;
  • кладбища гражданского населения и военнослужащих;
  • достопримечательности, включая места быта малых коренных народностей, организации производства, промыслов и ремесел.

Пользование такими землями происходит в соответствии с их прямым назначением. Располагающиеся в границах комплекса наделы частных собственников (пользователей) не отчуждаются, кроме ситуаций, определенных действующим законодательством.

Относительно таких территорий может быть запрещена любая хоздеятельность, если земли подлежат консервации или исследованию.

Правовой режим пользования определяет порядок эксплуатации таких земель и устанавливает те виды работ, которые разрешены.

Использование земель историко-культурного назначения

В пределах земель, имеющих историко-культурное значение, разрешены только те работы, которые направлены на сохранение исторических памятников, ландшафта и градостроительной среды согласно имеющимся федеральным законам.

По этой причине в пределах таких территорий устанавливается особый правовой режим земель историко-культурного назначения, который запрещает любую работу, не отвечающую целевому назначению наделов.

Эксплуатация остальных участков, находящихся в пределах выделенного массива, но не отнесенных к группе памятников, осуществляется согласно правилам землепользования и текущей застройки, а также с учетом требований, предъявляемых законодательством к охране таких местностей. Если собственник нарушает такие положения, то уполномоченное ведомство вправе подать заявление в суд для изъятия земельного участка. В случае положительного решения, участок будет изъят и выставлен на торги.

В том случае, если при проведении каких-либо работ выявлено, что территория подлежит включению в состав историко-культурного комплекса, исполнители обязаны приостановить свою деятельность и проинформировать о находке уполномоченный орган (администрация муниципального образования или субъекта РФ, в зависимости от принадлежности земли). В дальнейшем указанный орган должен обеспечить сохранность территории до того момента, как земли будут включены в специальный реестр, а в соответствующую документацию будут внесены поправки.

Зоны охраны объектов культурного наследия

Объектами культурного наследия народов страны называются территории, где установлены исторические памятники или земли, имеющие для государства и населения важное культурное и историческое значение.

В состав объектов наследия входят зоны, на территории которых размещены объекты народного творчества, науки, техники, этнологии или антропологии.

Все объекты подразделяются на три группы:

  1. Памятники.
  2. Ансамбли.
  3. Достопримечательности.

Состав данной группы земель определяется уполномоченным органом власти субъекта РФ или муниципалитетом. Все вопросы, связанные с использованием территорий, регулируются соответствующим ФЗ «О культурном наследии».

Чтобы комплекс был выделен, необходимо определить, в пределах какой территории он расположен и установить специальный правовой режим землепользования, позволяющий сохранить площади в их начальном состоянии. Управление данными участками будет осуществлять тот государственный или муниципальный орган, который установил правовой режим. Эксплуатация территорий происходит в рамках их прямого использования.

Особо ценные земли

В статье 100 ЗК РФ указано, что особо ценные земли – это зоны, в пределах которых находятся природные или искусственные объекты, имеющие важное значение и научную или историко-культурную ценность. В состав указанной группы территорий входят:

  • ландшафты с редкой растительностью или животными;
  • комплексы растительных и животных организмов;
  • редкие образования геологического происхождения;
  • земельные массивы, на которых ведется научная или исследовательская деятельность.

Граждане или организации, располагающие какими-либо полномочиями относительно данных участков, одновременно принимают на себя обязанности по их охране

В данную категорию входят земли сельскохозяйственного назначения, рекреационные комплексы, земельные участки лесных и водных фондов. Также к указанной группе земель относятся участки, на территории которых найдены редкие или находящиеся под угрозой уничтожения почвы.

Правовой режим особо ценных земель определяет порядок пользования территориями данного типа, в отношении которых установлен приоритет необходимости охраны при эксплуатации.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Российское законодательство выделяет группу земель, относительно которых назначен особый правовой режим пользования. Такая группа называется землями историко-культурного использования.
  2. В отношении таких массивов запрещается проведение любых работ, не отвечающих цели их эксплуатации.
  3. Особо ценными землями являются участки, на территории которых находятся архитектурные ансамбли, памятники.
  4. Для данных земель также устанавливается специальный правой режим эксплуатации, нарушение которого может привести к наложению штрафных санкций.
  5. Пользователи или собственники таких земель принимают на себя обязанности по обеспечению сохранности территории.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям историко-культурного назначения и особо ценным землям

Вопрос: Добрый день, меня зовут Анастасия. У нас в городе имеется памятник XVIII века – старый замок. Сейчас он находится в полуразрушенном состоянии. Администрации нет никакого дела до постройки и поэтому вандалы, да и просто невоспитанное местное население, продолжают разрушать замок.

Строение является важным историческим памятником и подлежит научному исследованию. Подскажите, признаются ли такие объекты особо ценными и каким образом это сделать?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Из описанных вами обстоятельств, замок представляет собой действительно важный культурно-исторический комплекс, который нуждается не только в исследовании, но и, возможно, в реконструкции.

Чтобы решить вопрос положительно, вам следует обратиться в администрацию и указать им на сложившуюся ситуацию в отношении архитектурного ансамбля.

Если никаких действий со стороны администрации не последует, то стоит обратиться к вышестоящим органам власти.

Данный вопрос регулируется ст. 100 ЗК РФ, где указано, что земли, на которых расположены памятники или архитектурные ансамбли, относятся к особо ценным территориям.

Список законов

  • Статья 99 ЗК РФ
  • Статья 100 ЗК РФ
  • ФЗ «О культурном наследии»

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/zemli-istoriko-kulturnogo-naznacheniya-i-osobo-cennye-zemli/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.