Хозяйственное использование территории

Хозяйственное использование территории

Хозяйственное использование территории

Площадь Архангельской области по состоянию на 1 января 2014г. составляет 41310,3 тыс. га.

Более половины территории области (65,6%) приходится на категорию земель лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения занимают 5,6%, земли населенных пунктов – 0,4%, земли запаса – 9,4% (с учетом территории островов Белого моря и Ледовитого океана (Новая Земля, Земля Франца Иосифа)), земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения – 12,0% (с учетом территории архипелага Новая Земля (4658,0 тыс. га – земли обороны)), земли особо охраняемых территорий – 6,7%, земли водного фонда – 0,3% (Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области за 2013 год./А.В. Копосова и [и др.]; отв. ред. А.В. Чулков – Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, 2014г.).

Распределение земельного фонда по категориям земель по состоянию на 1 января 2014г. представлено на Рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение земельного фонда Архангельской области по категориям земель по состоянию на 1 января 2014 г. (Состояние…, 2014г).

Общая площадь орошаемых земель в Архангельской области на 1 января 2014г. составила 1 тыс. га, из них: 0,7 тыс. га – пашня, 0,3 тыс. га – кормовые угодья. Площадь осушаемых земель составила 81,0 тыс. га, из них: 28,7 тыс. га – пашня, 45,3 тыс. га – кормовые угодья, 7,0 тыс. га – прочие угодья. Указанные показатели за период с 2011 по 2013 гг. изменений не претерпевали (Состояние…, 2014г).

По состоянию на 1 января 2014г. из общей площади сельскохозяйственных угодий в области (727,6 тыс. га) нарушенные земли составляют 0,8%, подвержены водной эрозии – 3,5% общей площади, процессам подтопления – 12,9%, прочим процессам – 70,0%. Таким образом, 87,2% всех площадей подвержены тому или иному негативному процессу (Состояние…, 2014г).

На Рисунке 3 представлена информация о сельскохозяйственных угодьях области, подверженных негативным процессам.

Рисунок 3. Доля сельскохозяйственных угодий, подверженных негативным процессам (Состояние…, 2014г).

В Архангельской области источниками загрязнения почвы селитебных территорий являются предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства, автотранспорт, хозяйственно-бытовая деятельность человека (Состояние…, 2014г).

Полезные ископаемые. По состоянию на 01.01.2014 на территории Архангельской области Государственным балансом учтены запасы следующих полезных ископаемых (Таблица 4):

– алмазов (месторождения им. М.В. Ломоносова, им. В. Гриба);

– бокситов (Иксинское, Плесецкое и Дениславское месторождения);

– свинца, цинка, серебра (Павловское месторождение);

–  известняков для целлюлозно-бумажной промышленности (Швакинское и Усть – Пинежское месторождения);

– известняков для цементного производства (участки Огарковский, Шестовский, Левобережный Савинского месторождения);

– глин для цементного производства (участки Шелекса и Тимме Савинского месторождения, месторождения Шелекса – Южная и Тесское);

– общераспространенных полезных ископаемых.

Распоряжение участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, находится в компетенции субъектов Российской Федерации.

Таблица 4. Учтенные Государственным балансом запасы полезных ископаемых  на территории Архангельской области, на 01.01.2014

(по данным Архангельскнедра) (Состояние…, 2014г.)

Основные видыминерального сырьяУчтены Государственным балансом
Распределенный фонд Нераспределенный фонд
Бокситы   Балансовые запасы – 54 260,3 тыс.т Балансовые запасы – 201 667 тыс.т Забалансовые запасы – 342 6960 тыс.т
Алмазы   Балансовые запасы – 267 900,3 тыс. карат Ресурс – 23 048,5 тыс. карат Забалансовые запасы – 19 263,3 тыс. карат     –
Известняки для целлюлозно-бумажной промышленности Балансовые запасы – 9 114,0 тыс.т Балансовые запасы – 12 202,0 тыс.т Забалансовые запасы – 2 596,0 тыс.т
Известняки для цементной промышленности Балансовые запасы – 39 780,7 тыс.т Балансовые запасы – 65 408,0 тыс.т
Глины для цементной промышленности Балансовые запасы – 10 359,5 тыс.т Балансовые запасы – 20 025,0 тыс.т Ресурс – 8 853,0 тыс.т
Свинец Балансовые запасы – 12,5 тыс.т Ресурс – 440,9 тыс.т
Цинк Балансовые запасы – 57,5 тыс.т Ресурс – 1 909,7 тыс.т
Серебро   Балансовые запасы – 20,8 тыс.т Ресурс – 650,7 тыс.т
Доломит для металлургии Доломит для металлургии  
Сырье для минеральной ваты Балансовые запасы – 127,0 тыс. м3
Минеральные краски Балансовые запасы – 0,7 тыс.т Забалансовые запасы – 56,8 тыс.т
Известняки для флюса Балансовые запасы – 195 417,0 тыс.т Ресурс – 15 070,0 тыс.т

В области ведется добыча алмазов, бокситов, известняков для целлюлозно-бумажной промышленности, известняков и глин для цементного производства, общераспространенных полезных ископаемых.

Кроме вышеназванных видов минерального сырья, в Архангельской области известны проявления марганца, медных и медно-никелевых руд, никеля, благородных металлов, алмазов.

Леса и их использование.Общая площадь лесов Архангельской области составляет 29285,0 тыс.га. Лесистость Архангельской области без островов Белого моря, Северного Ледовитого океана и Новой Земли составляет 54%.

Сведения о лесах по категориям лесоуправления по состоянию на 01.01.2014 г. приведены в Таблице 5.

Таблица 5. Площадь лесов по категориям лесоуправления, тыс.га

НаименованиеЛеса на землях лесного фондаЛеса, на землях иных категорий
общая Площадь лесных земель Площадь, покрытая лесной растительностью
Леса под областным и муниципальным управлением
Правительство Архангельской области
лесной фонд в ведении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области 28494,1   22220,9   21798,6  
на землях населенных пунктов 35,5  
на землях иных категорий 23,6  
Леса под федеральным управлением
Министерство природных ресурсов РФ
Кенозерский и Водлозерский национальные парки 480,8  
Пинежский государственный природный заповедник 51,5  
леса на землях обороны 199,5  
ВСЕГО: 28494,1 22220,9 21798,6 790,9

В общую площадь земель лесного фонда входят лесные земли (78 %) и нелесные земли (22%). К лесным землям отнесены покрытые лесной растительностью земли (98,1 %) и непокрытые (1,9%).

В состав не покрытых лесной растительностью земель входят несомкнувшиеся лесные культуры (9,7%) от непокрытых лесной растительностью земель, вырубки (81,7%), на долю лесных питомников, плантаций, естественных редин, гарей, погибших древостоев, прогалин и пустырей приходится 8,6%. Фонд лесовосстановления от непокрытых лесной растительностью земель составляет 90,1%.

В соответствие с местонахождением, выполняемыми функциями и степенью вовлечения в хозяйственное использование леса министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса отнесены к эксплуатационным и защитным лесам, при этом защитные леса занимают 31% площади, эксплуатационные леса занимают 69%.

Общий размер действующей расчетной лесосеки на 01.01.2014 года – 23844,8тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству – 15696,8 тыс.м3.

Всего в 2013 году фактическая рубка по всем видам рубок составила 11346,0 тыс.м3 или 48% от расчетной лесосеки, в том числе по хвойному хозяйству – 8628 тыс.м3 или 55%. В том числе фактическая рубка на арендуемых лесных участках составила 9460,3тыс.м3, или 67% от установленного ежегодного объема использования на арендуемых лесных участках – 14177,6 тыс.м3.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 479;

Источник: https://studopedia.net/9_51164_hozyaystvennoe-ispolzovanie-territorii.html

Глава IV. Использование территории (приспособление для ведения хозяйственной деятельности) | ГАРАНТ

Хозяйственное использование территории

1. Предпроектная подготовка

1.1. Этапы инвестиционной предпроектной подготовки

Предпроектная подготовка использования территории включает:

– разработку градостроительного обоснования использования территории – вариантный подбор земельного участка (при отсутствии утвержденной прединвестиционной градостроительной документации);

– подготовку исходно-разрешительной документации;

– оформление Разрешения на осуществление градостроительной деятельности.

1.2. Градостроительное обоснование

Градостроительное обоснование использования территории устанавливает соответствие предлагаемого использования данного участка градостроительным, историко-культурным, социально-экономическим, санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям по комплексному развитию территории, действующим на ней особым режимам градостроительного регулирования.

Градостроительное обоснование размещения объекта определяется:

– градостроительными регламентами, установленными Генеральным планом развития города Москвы или

– ранее разработанной действующей градостроительной документацией или

– схемами градостроительного зонирования, режимами охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, и т.д.

При необходимости проводится вариантный подбор земельного участка, содержащий графические и текстовые материалы, определяющие варианты размещения объекта с границами земельного участка и благоустройства, участка компенсационного озеленения; при необходимости проводится расчет баланса зеленых насаждений.

Материалы вариантного подбора участка подлежат:

согласованию:

– префектом административного округа или уполномоченным им заместителем префекта;

– главой районной Управы (при необходимости).

оформлению заключений:

– АПУ округа;

– окружного ЦГСЭН;

– Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы;

– ОПС Мосгоргеотреста;

Результаты вариантного подбора участка утверждаются Москомархитектурой.

Состав материалов вариантного подбора земельного участка устанавливается распоряжением (приказом) председателя Москомархитектуры – главного архитектора города.

Примечание:

При наличии действующей утвержденной градостроительной документации разработка градостроительного обоснования размещения объекта не требуется.

1.3. Подготовка исходно-разрешительной документации

1.3.1. Общие требования

Подготовка исходно-разрешительной документации осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией или при наличии градостроительного обоснования.

Исходно-разрешительная документация содержит:

– основные требования и рекомендации по размещению объекта;

– определение ориентировочных границ земельного участка;

– совокупные требования и рекомендации согласующих организаций;

– определение возможности проведения работ по объекту в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями к размещению объекта, его функциональному назначению, условиям эксплуатации, воздействию на окружающую среду.

Сроки оформления Москомархитектурой исходно-разрешительной документации:

– при наличии утвержденной градостроительной документации (градостроительного обоснования размещения объекта – до 2 месяцев;

– при необходимости выполнения предпроектных проработок – до 4 месяцев.

Примечание:

Срок подготовки исходно-разрешительной документации увеличивается на время проведения этих работ при необходимости:

– дополнительных работ или дополнительных согласований;

– государственной экологической экспертизы;

– информирования граждан или проведения обсуждения с ними вопросов размещения объекта

1.3.2. Основание для подготовки исходно-разрешительной документации

Основанием для подготовки исходно-разрешительной документации использования территории и аренды для этих целей земельного участка является:

– поручение Правительства Москвы или

– поручение префекта административного округа или

– поручение Городской (окружной) комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству (форма выписки из протокола решения заседания комиссии по – приложение 8) или

– поручение Окружной специализированной комиссии, уполномоченной Префектом решать вопросы предоставления земельных участков для устройства соответствующих объектов (Гаражно-стояночная комиссия, Конкурсная комиссия, Комиссия по мелкорозничной торговле и т.п.) или

– правовой акт городской администрации.

Основанием для разработки исходно-разрешительной документации на использование территории с оформленными земельными отношениями является:

– поручение префекта административного округа или

– поручение заместителя префекта, уполномоченного префектом или

– письмо-заявка Заказчика.

1.3.3. Перечень документов, представляемых Заказчиком для подготовки исходно-разрешительной документации

– Письмо Заказчика с заявкой на подготовку исходно-разрешительной документации.

– Заявка (задание) по установленной форме (приложение 24).

– Справка Государственного градостроительного кадастра.

– Документ, являющийся основанием для подготовки ИРД.

– Копии правоустанавливающих документов по оформлению земельных отношений.

– Лицензия на выполнение функций Заказчика на проведение предпроектных работ.

При отсутствии утвержденной градостроительной документации на данную территорию дополнительно могут представляться:

– материалы вариантного подбора участка, согласованные в установленном порядке или

– заявка на их проведение.

1.3.4. Состав исходно-разрешительной документации для проведения работ по использованию территории

– Основание для подготовки исходно-разрешительной документации.

– Согласованные проектные материалы.

– Градостроительное заключение (по соответствующей форме с заключениями согласующих организаций).

– Заключение Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы (необходимость проведения экологической экспертизы определяется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в процессе согласования).

При отсутствии действующей градостроительной документации по заявке Заказчика в составе исходно-разрешительной документации могут выполняться предпроектные проработки, являющиеся градостроительным обоснованием размещения объекта.

1.3.5. Перечень организаций, проводящих согласование (подготовку заключений) материалов исходно-разрешительной документации

Градостроительное заключение на использование территории подлежит: согласованию:

– префектом административного округа или уполномоченным им заместителем префекта;

– главой районной Управы.

оформлению заключений:

– окружного ЦГСЭН;

– Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы;

– ОПС Мосгоргеотреста;

– Москомзема (с информацией о территориально-экономической зоне и базовой ставке арендной платы – земельного налога);

– УГПС ГУВД по г.Москве.

По объектам использования территории исходно-разрешительная документация подлежит регистрации в Службе Государственного градостроительного кадастра.

В зависимости от назначения и местоположения объекта проводится согласование с:

– ГУОП г.Москвы (для объектов на исторических территориях города);

– эксплуатационными службами подземных коммуникаций и других инженерных сооружений (при необходимости).

Примечания

1. Установленный срок проведения согласования (подготовки заключения) организацией – 2 недели;

2. С организациями, проводившими согласование прединвестиционной градостроительной документации, материалов градостроительного обоснования, вариантного подбора земельного участка, исходно-разрешительная документация не согласовывается.

3. В особых случаях дополнительно проводится согласование (оформление заключений) с организациями, указанными в приложении 5.

1.4. Оформление Разрешения на осуществление градостроительной деятельности – использование территории (приспособление для ведения хозяйственной деятельности без права строительства)

Разрешением на градостроительную деятельность (проведение работ по использованию территории) является правовой акт городской администрации (распоряжение префекта административного округа, оформленное в соответствии с Градостроительным заключением).

В соответствии с правовым актом префекта административного округа заключается договор аренды земли или оформляется иной правоустанавливающий документ на пользование земельным участком.

Источник: https://base.garant.ru/5709535/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Хозяйственное использование территории

Cтраница 1

Хозяйственное использование территории – структура земельного фонда, традиционное природопользование, инфраструктура, РІРёРґС‹ мелиорации, данные Рѕ производственной сфере, основных источниках загрязнения.  [1]

Главным фактором активного оврагообразования является неумелое хозяйственное использование территорий.  [2]

РџСЂРё разработке материалов предварительного согласования места размещения объекта следует учитывать: природные особенности территории; современное состояние РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды; хозяйственное использование территорий; ценность территории ( природоохранная, культурная, национальная, культовая); характер планируемой деятельности, РІРёРґС‹ Рё масштаб возможного воздействия; потребность объекта РІ природных ресурсах; возможные изменения РІ окружающей среде РІ результате реализации проектных решений; возможный ущерб РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ Рё социальной среды.  [3]

Р’ 2001 был РїСЂРёРЅСЏС‚ Федеральный закон Рћ территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, РЎРёР±РёСЂРё Рё Дальнего Востока Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, который установил правовые РѕСЃРЅРѕРІС‹ образования, охраны Рё хозяйственного использования указанных территорий.  [4]

Маршрутное обследование территории проводят во время поездок и пеших маршрутов при наличии картографической основы с нанесенной на нее схемой пробоотбора и собранного ранее информационного материала.

Целями маршрутного обследования являются: уточнение расположения возможных источников загрязнения; оценка РЅР° месте хозяйственного использования территории Рё ее районирование РїРѕ этому признаку, уточнение РЅР° карте границ этих районов; визуальное выявление загрязнения земель Рё сопутствующих ему признаков ( угнетение Рё поражение растительности); уточнение мест расположения точек пробоотбора почв Рё горных РїРѕСЂРѕРґ.  [5] Полнота РїРѕРґР±РѕСЂРєРё Рё изучения материалов РїРѕ району исследований обеспечивает полноценность общих результатов изысканий.

Предварительные камеральные работы завершаются составлением отчета СЃ подробным систематизированным перечнем использованных материалов, схематическими экологическими картами Рё схемами хозяйственного использования территории, предварительной программой маршрутных наблюдений.  [6]

Преобладающая часть населения, оказавшегося на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа, была отселена.

Некоторая часть неотселенных жителей ( примерно 2 тыс.

человек) подверглась повышенному облучению, главным образом, в результате хозяйственного использования территории санитарной зоны.

К этой группе населения относятся жители существующих населенных пунктов, расположенных, на расстоянии нескольких километров от границы санитарной зоны.

Наибольшие значения ожидаемой эффективной РґРѕР·С‹ соче-танного облучения неотселенного населения достигают 25 – 45 СЃР—РІ, что соизмеримо СЃ аналогичными дозами для жителей, отселенных через 670 суток после аварии.  [7]

РџСЂРё планировании Рё застройке РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений должны соблюдаться требования РІ области охраны окружающей среды, приниматься меры РїРѕ санитарной очистке, обезвреживанию Рё безопасному размещению отходов производства Рё потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов Рё СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ веществ Рё микроорганизмов, Р° также РїРѕ восстановлению РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды, рекультивации земель, благоустройству территорий Рё иные меры, соответствующие законодательству. Создаются защитные Рё охранные Р·РѕРЅС‹, РІ том числе РЎР—Р—, озелененные территории, зеленые Р·РѕРЅС‹, включающие РІ себя лесопарковые Р·РѕРЅС‹ Рё иные изъятые РёР· интенсивного хозяйственного использования территории СЃ ограниченным режимом природопользования.  [8] РћРЅР° включает территории СЃ сильным снижением продуктивности Рё потерей устойчивости экосистем Рё трудно обратимыми нарушениями. Необходимо выборочное хозяйственное использование территорий Рё планирование РёС… глубокого улучшения.  [9]

Страницы:      1

Источник: https://www.ngpedia.ru/id67682p1.html

Виды хозяйственного использования земель

Хозяйственное использование территории

Республика Беларусь расположена в центре Европы и относится к числу восточноевропейских государств. На западе Республика Беларусь граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой и Латвией, на севере и востоке – с Россией, на юге – с Украиной.

Наибольшая протяженность территории Беларуси с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток – 650 км. Общая площадь по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 20760 тыс. гектаров [32].

Земельный фонд Республики Беларусь делится по целевому назначению на 7 категорий и включает 14 видов земель. Сельскохозяйственные земли занимают 42,9 %, из них пахотные земли – 26,5 % общей площади.

На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пахотных. Неиспользуемые в народном хозяйстве земли (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 9,3 % общей площади [31].

Беларусь располагает запасами торфа и калийных солей, есть фосфориты, много доломита и мела.

Республика богата лесами, покрывающими (по состоянию на 01.01.2011 г.) территорию на площади 8570 тыс. гектаров [32]. Лес – основное сырье для лесной промышленности. Он выполняет почво-, климато- и водоохранные функции. К тому же лес – главный источник грибов, ягод, орехов, лекарственных растений.

Ресурсы животного мира представлены охотничье-промысловыми животными и промышленной рыбой.

По территории республики протекает 20,8 тыс. рек. В Беларуси насчитывается 18 тыс. озер, 1,5 тыс. прудов и более 140 водохранилищ. Средняя высота над уровнем моря ровна 160 м; высшая точка – гора Дзержинская – 345 м (Минская возвышенность); самое низкое место (менее 85 м) находится в пределах Неманской низины.

В недрах Беларуси размещены запасы подземных вод, выявлено 17 источников минеральной воды разного состава. В местах их нахождения расположены курорты «Нарочь», «Бобруйск», «Летцы», «Рогачев», «Криница», «Берестье».

В пределах республики водные ресурсы размещены равномерно, но лучше обеспечены ими северные и северо-западные районы. Самые крупные потребители водных ресурсов – жилищно-коммунальное хозяйство, промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

В настоящее время имеются сложности в промышленном водообеспечении Баранович, Лиды, Солигорска, Жодино. Для улучшения водообеспечения города Минска построена Вилейско-Минская водная система [31].

Совокупность природных и культурно-исторических комплексов, используемых для организации отдыха, лечения, экскурсий, составляет основу рекреационных ресурсов Республики Беларусь.

Наиболее известные зоны отдыха – Браслав в Витебской области, «Озеры» на западе Гродненской области, Столбцы, турбазы «Белое озеро», «Неман», историко-архитектурные комплексы в Полоцке, Заславле, Несвиже, Гродно.

Особого внимания заслуживают Березинский биосферный заповедник, включенный в мировую сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО и удостоенный европейского диплома, национальный парк «Браславские озера», республиканские заказники «Ельня» и «Освейский»в Витебской области, которые получили статус водно-болотных земель международного значения.

Климат Беларуси умеренный, переходный от морского к континентальному, более прохладный на севере и относительно теплый на юге.

Сельское хозяйство специализировано на выращивании традиционных для умеренных широт культур. В растениеводстве преобладают зерновые, преимущественно ячмень, пшеница, рожь, картофель, кормовые культуры. В Беларуси сосредоточено около 16 % мировых посевов льна.

В связи со структурными преобразованиями и ориентацией на возобновляемые источники энергии в республике расширяются объемы возделывания зернобобовых и масличных культур.

В животноводстве с целью производства молока и мяса выращивается, в основном, крупный рогатый скот, развито свиноводство и птицеводство [31].

Авария, произошедшая 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции, нанесла огромный ущерб нашей республике. Радиоактивное загрязнение охватило 23 % территории, пострадал каждый пятый житель Беларуси. Загрязнено радионуклидами 1,8 млн. гектаров сельскохозяйственных земель.

Из них из хозяйственного оборота полностью исключены 264 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, а также 1 млн. 685 тыс. гектаров лесных насаждений.

Если общий ущерб, нанесенный катастрофой на Чернобыльской АЭС мировому сообществу, оценивается в размере 1 триллион долларов, то 235 миллиардов из них, или 32 бюджета страны 1985 г., приходится на Республику Беларусь. Из загрязненных радионуклидами районов было переселено более 135 тыс. человек.

Кроме того, не менее 200 тысяч самостоятельно покинули эти районы. Если до 1992 г. проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии в основном финансировалось за счет средств бывшего Советского Союза, то после его распада Беларусь вынуждена ежегодно тратить на эти цели от 10 до 20 % республиканского бюджета.

Однако и такие затраты не позволяют в необходимой мере снизить негативные последствия катастрофы и обеспечить благоприятные условия для жизни и здоровья людей. Около 1,5 млн. граждан вынуждены жить и работать на загрязненных территориях [44].

В Беларуси проживает 9,48 млн. человек (на 01.01.2010 г). Средняя плотность населения составляет 47 человек на 1 км2. По этому показателю республика занимает 36-е место в Европе. В настоящее время 72 % населения проживает в городах и 28 % – на селе, в 23,5 тыс. населенных пунктов.

Республика Беларусь относится к странам, обеспеченным трудовыми ресурсами. Среди занятого населения происходит перераспределение в пользу непроизводственных отраслей. Изменение занятости населения вызвано влиянием научно-технического прогресса и структурной перестройкой народного хозяйства.

Число занятых в сельском хозяйстве уменьшается как в абсолютном значении, так и в относительных показателях [31].

Одной из основ устойчивого развития общества является организация рационального использования и охраны земельных ресурсов, обусловленная формированием оптимальной структуры земельного фонда, экологически обоснованным и сбалансированным использованием земель, сведением к минимуму негативного воздействия на землю.

Земля в пределах государственных границ составляет территориальную основу суверенитета государства и образует его земельный фонд.

Согласно закону «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» территория Республики Беларусь делится на отдельные административно-территориальные единицы: области, районы, сельские советы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы [3].

В административно-территориальном отношении территория республики делится на 6 областей: Минская, Могилевская, Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская. Области подразделяются на 118 сельских районов [3].

Таблица 2.1.Деление территории Республики Беларусь по областям

(по состоянию на 01.01. 2011 г.)

Название области Тыс.га %
Брестская 3279,1 15,8
Витебская 4004,6 19,4
Гомельская 4036,6 19,4
Гродненская 2511,8 12,1
Минская 3993,6 19,2
Могилевская 2908,0 14,0
г. Минск 26,3 0,1
Итого… 20760,0 100,0

Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, заказники, памятники природы, территории оборонного назначения и др.) [3].

По целевому назначению земельный фонд Республики Беларусь делится на категории земель, а по характеру использования – на виды земель.

Категория земель –земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны [1].

Основное целевое назначение земель, земельного участка – это установленные законодательством об охране и использовании земель порядок, условия и ограничения использования земель, земельного участка для конкретных целей. [1]

Выделяют семь категорий земель (табл. 2.2).

Таблица 2.2.Земельный фонд Республики Беларусь (по состоянию на 01.01. 2011 г.)

Категории земель Процентное соотношение
Земли сельскохозяйственного назначения 50,2
Земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ, дачных кооперативов 8,7
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения 5,0
Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения 2,2
Земли лесного фонда 32,7
Земли водного фонда 1,0
Земли запаса 0,2

Площади рассматриваемых категорий земель не остаются постоянными, а находятся в динамике. Перевод земель из одной категории в другую регламентируется Кодексом Республики Беларусь о земле [1].

Вид земель –земли, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования. Выделяют 14 видов земель [1].

Сельскохозяйственные земли – земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие в себя пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли [1].

Несельскохозяйственные земли–1) лесные земли; 2) земли под древесно-кустарниковой растительностью; 3) земли под болотам; 4) земли под водными объектами; 5) земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; 6) земли под улицами, площадями и иными местами общего пользования; 7) земли под застройкой; 8) нарушенные земли; 9) неиспользуемые земли; 10) иные земли [1].

В структуре земельного фонда наблюдается положительная направленность в динамике площади лесных земель и земель под древесно-кустарниковой растительностью.

В то же время площадь сельскохозяйственных земель продолжает планомерно сокращаться (за последнее десятилетие более чем на 200 тыс. гектаров). Такая тенденция характерна для большинства развитых стран.

Площадь сельскохозяйственных земель сокращается как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры, увеличения площадей земель под застройкой, а также под дорогами и транспортными путями [32].

Рис. 2.1.Структура земельного фонда Республики Беларусь по видам земель

(по состоянию на 01.01.2011 г.)

В числе основных показателей, характеризующих земельные ресурсы Республики Беларусь, используют площадное и структурное распределение земель по целевому (правовому) и хозяйственному использованию, мелиоративному, культуртехническому и экологическому состоянию. Большинство из них обобщаются и систематизируются в государственном земельном кадастре.

Многообразие потребностей в земле при ее ограниченности приводит к тому, что любое действие фактически означает выбор потребности, подлежащей удовлетворению в данный момент. В условиях развитого общества наличие доминирующего фактора, определяющего характер использования земельного фонда, является закономерным.

Это следствие общественного разделения труда и углубления производственной специализации отдельных районов. Поэтому на территории страны выделяются сельскохозяйственные и промышленные районы, пригородные, курортные и другие зоны, в которых отдается предпочтение использованию тех или иных свойств земли и природных условий.

При решении таких вопросов государство исходит из роли земли в различных отраслях народного хозяйства и ее значения в системе расширенного воспроизводства.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2655; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-56825.html

Результаты инженерно-экологических изысканий

Хозяйственное использование территории

Перед началом любого строительства необходимо проводить инженерные изыскания, что отражено в Градостроительном кодексе РФ, строительных правилах и других отраслевых нормативах.

Результатом можно назвать всю подготовленную  документацию, главным образом — технический отчет, который как раз составляют на основании данных, полученных в ходе исследований (экологических, геологических, геофизических и прочих, в зависимости от плана работ). 

Технический отчет о проведении экологических изысканий 

Состоит из глав, которые могут являться самостоятельными документами (если проводили отдельный вид работ), отражают различные параметры объекта и территории. 

Введение

В начале обосновывают выполнение инженерных изысканий, указывают данные об объекте строительства и перечисляют особенности, которые могут повлиять на окружающую среду. Тут же публикуют данные о проведенных ранее изысканиях, о методах и исполнителях.

Изученность экологических условий

В разделе приводят материалы наблюдений уполномоченных органов, таких как Росгидромет и Санэпиднадзор. Описывают исследования окружающей среды в местности, на которой планируется застройка. 

Характеристика природных и техногенных условий

— Указывают климатические и метеорологические данные по району будущей застройки, результаты исследований рельефа, его характеристики, освоенность местности. 

— Рассматривают техногенные условия, информацию о степени застройки данного участка, сведения об использовании территории, техногенных нагрузках, анализируют опыт предыдущего строительства.

— Описывают инженерно-геологические, гидрогеологические и геоморфологические условия местности. Среди них следующие данные:

  • перечень инженерно-геологических элементов с указанием вида, индекса, возможных включений и иных параметров;
  • характеристики грунтовых вод, амплитуда колебаний их уровня (информация берется из архивных данных и наблюдений),
  • влияние грунтовых вод на железобетонные конструкции фундамента и другие материалы, которые используются для возведения инженерных коммуникаций;
  • наличие водоемов;
  • радиационная обстановка;
  • виды геологических процессов, происходящих с земельным участком, где планируется проводить строительство;
  • глубина промерзания грунта в различное время года, 
  • наличие оползней, подтопления, усадок грунта и т.п. 

Большую часть информации для удобства дальнейшей работы представляют в табличной форме.

Приведённые данные помогут строителям предотвратить разрушения возводимого здания и конструкций из-за различных геопроцессов, а также выбрать наиболее оптимальные строительные материалы и технологии. 

Почвенно-растительные условия

  • В разделе указывают данные о типах почв на территории строительства, физико-химические характеристики грунта. Это может быть плотность грунта, его влажность, консистенция, наличие определенных загрязняющих элементов в химическом составе и т.д.

     

Знание основных свойств грунта помогает на этапе проектирования и строительства определить, какие материалы лучше подойдут для конкретной местности, а также учесть возможные риски.

  • Также в главе пишут о флоре, распространенной на территории будущего строительства.

Животный мир

Этот раздел описывает животный мир и его разнообразие, численность популяций, количество редких видов, пути миграции и т.д. 

Хозяйственное использование территории

К хозяйственному использованию земли относят производство, жилые дома, объекты сельского хозяйства — в целом, всю инфраструктуру местности. 

Особое внимание уделяют возможным факторам загрязнения окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью и поиску путей предотвращения загрязнения.

Социальная сфера

Перечисляют демографические показатели (численность населения, возраст, значения заболеваемости и смертности), определяют уровень жизни населения. 

Объекты историко-культурного наследия 

В техническом отчете перечисляют все объекты историко-культурного наследия, дают необходимые рекомендации.

Строительство на местности, где обозначены объекты культурного наследия, особенно в непосредственной близости, может грозить строителям штрафами, а самим объектам —  опасностью деформации и разрушения.

Дополнительные разделы 

Экологическое состояние территории

Приводят подробные сведения об экологии на территории, оценивают состояние всех компонентов природной среды (воды, почвы, воздуха), включая данные об условиях отдыха и проживания населения. 

Возможные неблагоприятные изменения природной и техногенной среды при строительстве и эксплуатации объекта

Строительство может по-разному повлиять на состояние окружающей среды. В этом разделе анализируют имеющиеся данные и прогнозируют возможное влияние в зоне воздействия объекта. 

Прочие разделы

В техническом отчете также присутствуют обязательные рекомендации, анализ последствия строительства, предложение экологического мониторинга на объекте строительства.

Иллюстративная часть

В приложение к техническому отчету могут быть включены разные материалы, например:

  • топографическая съемка, 
  • карты современного экологического состояния, 
  • карты прогнозируемого экологического состояния, 
  • геоэкологические карты, 
  • карты экологического районирования.

Топографическая съемка

Часто топосъемку участка предоставляет заказчик до того, как начнутся изыскания. Это один из пунктов технического задания. Бывает, что ее ещё не выполняли, тогда клиенты в одном месте заказывают комплекс работ, куда входят необходимые изыскания и топосъемка. 

Топографическая съемка должна в обязательном порядке быть согласована со всеми эксплуатирующими службами и организациями, что в дальнейшем позволит получить другие разрешительные документы. 

Без согласования не разрешается приступать к строительству, более того, при нарушении этого правила застройщики могут получить крупные штрафы.

Топографической съемкой и ее согласованием должна заниматься только специализированная компания, которая имеет лицензию и разрешение на соответствующий вид деятельности. 

Качественная съемка обеспечивает застройщика достоверными точными данными и становится гарантией того, что подготавливаемую в ходе проектирования и строительства документацию примут в различных инстанциях.

Вместо выводов 

Таким образом, результатом комплекса подготовительных, полевых, лабораторных и камеральных работ становится технический отчет об инженерно-экологических изысканиях. В нем собраны основные данные об особенностях территории, которые необходимы для проектирования и строительства.

Статья подготовлена специалистами компании ОмгГео. 

Выполним инженерные изыскания, возьмём на себя весь цикл исследований, подготовку отчётности и связанное с этим документальное сопровождение. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dfc9a1b74f1bc00adbebc45/rezultaty-injenernoekologicheskih-izyskanii-5e67bd1e1d477167e89d6863

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.